Русская музыкальная культура в 60-70-х годах XIX столетия

В 60-70-е годы XIX века русская музыка переживает пору могучего расцвета. Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердила значение русской классической музыки за пределами России, то теперь русская музыка становится одной из ведущих музыкальных культур, определяющих дальнейшее развитие всего европейского музыкального искусства.

В это период появляется целая плеяда выдающихся композиторов, многосторонне и глубоко отражающих в своём творчестве жизнь русского общества. К указанному двадцатилетию относится создание таких бессмертных произведений, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, балет Чайковского «Лебединое озеро», Первая и Вторая симфонии Бородина, первые четыре симфонии Чайковского и многое другое.

Но не только созданием ярчайших сочинений отмечено это время. Коренные сдвиги происходят во всей музыкальной жизни. русская музыка, развивающаяся до того в условиях города лишь в аристократических салонах, придворных театрах и домашнем быту, теперь получает широкую аудиторию. Появляются концертные организации, систематически пропагандирующие музыкальное искусство. В театры приходит демократическая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие.

Оживление концертной жизни было связано с именами многих выдающихся исполнителей – инструменталистов и певцов. Среди них – пианисты братья Антон и Николай Рубинштейны, скрипач Г.Венявский и Л.Ауэр, виолончелисты К.Ю.Давыдов и А.В.Вержбилович, певцы О.А.Петров, Ф.И.Стравинский, И.А.Мельник, Ю.Ф.Платонов, Е.А.Лавровская, П.А.Хохлов, М.А.Славина. Большой вклад в развитие оперного дела внёс дирижёр Э.Ф.Направник.

Крупнейшим историческим событием явилось создание в 1859 году в Петербурге по инициативе А.Г.Рубинштейна Русского музыкального общества (РМО), которое ставило целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Рубинштейн – выдающийся музыкальный деятель, пианист композитор и дирижёр – сам стал в главе концертов РМО. Значение этих концертов было огромно. Широкая слушательская аудитория знакомилась здесь, нередко впервые, с произведениями Баха и Генделя, Бетховена и Мендельсона и многих других крупнейших композиторов. Отделения РМО появились вскоре и в других крупных городах России – Москве, Киеве, Казани, Саратове.

Выдающуюся роль сыграли также концерты Бесплатной музыкальной школы, основанной главой нового музыкального направления М.А.Балакирева и хормейстером Г.Я.Ломакиным. Здесь под управлением Балакирева исполнялись преимущественно произведения русских композиторов, к которым столичная аристократия привыкла относиться с пренебрежением. Наряду с сочинениями Глинки и Даргомыжского можно было услышать и новинки – только что написанные произведения молодых русских музыкантов. Впервые в концертах Бесплатной музыкальной школы прозвучал ряд крупных вещей современных зарубежных композиторов – Берлиоза, Листа, Шумана.

Перед русским обществом встала во весь рост проблема отечественных музыкальных кадров. Ведь до этого в России ещё не существовало ни одного специального музыкального учебного заведения. Усилиями А.Рубинштейна в Петербурге при РМО были открыты музыкальные классы и в 1862 году – первая в России консерватория. Рубинштейн и стал е первым директором. В 1866 году открылась Московская консерватория, которую возглавил Н.Рубинштейн, Также как Петербургская, она стала подлинным центром музыкального образования и просвещения. Во второй половине XIX века обе консерватории воспитали немало выдающихся музыкантов – композиторов и исполнителей. Среди первых выпускников Петербургской консерватории выделяется П.И.Чайковский, занявший сразу после завершения образования должность профессора в Московской консерватории. В 1871 году в число профессоров Петербургской консерватории вошёл Н.А.Римский-Корсаков.

60-70-е годы были ознаменованы большими сдвигами в области музыкальной науки и критики. Выступавшие в печати В.В.Стасов, А.Н.Серов, Ц.А.Кюи находились в эти годы в авангарде борьбы за передовое, национально-самобытное русское музыкальное искусство. Они отдали много сил пропаганде новой музыки, развитию музыкальной науки и распространению музыкальных знаний среди широких слоёв населения. Немало сделал в этом направлении также соученик Чайковского по консерватории Г.А.Ларош.

Во всех отношениях музыкальная культура переживала обновление. Начиналась поистине новая эра русской музыки.

Всё это стало возможным на фоне серьёзных изменений, происходивших в ту пору во всех областях общественной жизни. 60-70-е годы XIX были в России временем необычайного роста национального самосознания, духовных сил народа, периодом высочайшего расцвета науки и культуры. А это, в свою очередь, было обусловлено сдвигами в социально-политической жизни страны. Кризис феодально-крепостнической системы дал знать о себе ещё в 50-х годах. Крымская война 1853-1856 годов, закончившаяся поражением, углубила внутренние противоречия, терзавшие страну. В 60-е годы XIX века в России выдвинулись новые общественно-политические силы, разночинцы и интеллигенция.

Велики были успехи русской науки 60-70-х годов. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, труды в области исследования нервной системы человека И.М.Сеченова, исследования по физиологии растений – вот её важнейшие достижения. В этот период наметились на многие годы вперёд важные направления развития для ряда точных наук и естествознания. Успехи широкого научного фронта были связаны с ростом просвещения. Открывались новые научные общества: Русское географическое общество, Общество любителей естествознания. Были основаны новые высшие учебные заведения (университет в Одессе, Высшее техническое училище в Москве, Высшие женские курсы в Петербурге), осуществлялись реформы в области образования.

Демократические идеи существенно повлияли на дальнейшее развитие литературы и искусства. Чернышевский ещё в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) призывал художников показывать жизнь во всей её истинности. Важнейшей задачей искусства он считал также вынесение приговора уродливым явлениям действительности.

Эстетические взгляды Чернышевского стали теоретической базой для дальнейшего развития русского реалистического искусства. Черпая материал из окружающей действительности, литераторы, поэты бесстрашно клеймили общественные пороки. Глубокое сочувствие вызывала у них жизнь русского крестьянина, оставшегося бесправным и обездоленным и после реформы. В 60-е годы крестьянская тема получает наиболее яркое выражение в творчестве Некрасова, Его бессмертные творения «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие явились социальным обличением, но и подлинным гимном крестьянскому труду, сильному, прекрасному народному характеру.

Важнейшей темой в творчестве писателей 60-70-х годов стала борьба человеческой личности за своё раскрепощение, за право на свободу и счастье. Невиданного расцвета достигло искусство проникновения в глубины человеческих чувств, тончайшего психологического анализа, великими мастерами которого показали себя Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский.

Задумываясь над дальнейшими путями развития России, передовые мыслители обращали свои взоры к прошлому. В нём они стремились найти разгадку законов общественного развития. Интерес к истории нашёл выражение в создании грандиозного романа-эпопеи Толстого «Война и мир».

Эти тенденции находили отражение во всём русском искусстве. В живопись проникают обличительные мотивы. Так же как писатели и поэты, живописцы показывали в своих картинах «не пороки отдельных личностей, а пороки общества». В полотнах В.П.Перова, И.Е.Репина, И.Н.Крамского и других, менее значительных художников обличались и осуждались жестокие нравы общества. Памятником могучей силе русского народы, проявляемой в условиях почти нечеловеческого, изнуряющего труда, и одновременно галереей разнообразных народных типов стала картина Репина «Бурлаки на Волге». Развившиеся в 70-х годах искусство портрета (Крамской, Репин) показало тонкое проникновение мастеров живописи в человеческую психологию. Интерес к исторической теме проявился несколько позднее у В.И.Сурикова, выступившего в 80-х годах с полотнами «Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове».

Не оставалась в стороне и музыка. Тонкую наблюдательность, умение талантливо запечатлевать образы народной жизни проявили русские композиторы. Впереди в этом отношении М.П.Мусоргский. Сцены из народной жизни, потрясающие по правдивости и меткости музыкальные портреты выходцев из крестьянской среды составили вклад Мусоргского в камерно-вокальную музыку 60-х годов. К числу выдающихся явлений исторической оперной драматургии относятся его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». В обоих случаях показаны такие периоды русской истории, когда противоречия в обществе накалены до предела, а народ выступает как грозная сила.

А.П.Бородин в «Князе Игоре» также обратился к истории, но в отличие от Мусоргского не затронул социальный конфликт внутри общества, а воспел единство, сплочённость и патриотизм русских людей перед натиском иноземных захватчиков. Наряду с этим творчество П.И.Чайковского, наполненное глубоким лиризмом и человечностью, стало зеркалом сложных процессов, происходящих в душе человека, борющегося за самоутверждение и личное счастье.

Так в центре внимания деятелей всех видов русского искусства, выступавших в 60-70-годы, оказались человек и народ. Человек с его сложным душевным миром, с мечтой о счастье, народ угнетённый, страдающий, но несущий в себе огромную нравственную силу, - таковы герои лучших произведений тех лет. При огромном разнообразии творческих индивидуальностей и различии конкретных тем и сюжетов великие художники эпохи – Толстой и Достоевский, Чайковский и Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин, репин и Крамской – отражали каждый по-своему те или иные существенные стороны и исторические тенденции своей эпохи.

Русская музыка была, как мы видим, теснейшим образом связана с развитием всего искусства. Но при всём том перед ней вставали и свои, особые задачи.

При общём подъёме музыкальной культуры расстановка сил на музыкальном фронте была весьма сложна. Прогрессивные идеи проявлялись по-разному. Подчас внутри демократического лагеря возникали разногласия, касавшиеся главным образом конкретных путей, по которым мыслилось дальнейшее развитие русской музыки. Разногласия нередко являлись результатом множественности и сложности задач, которые выдвигала перед музыкантами сама жизнь. В дальнейшем из сосуществования и взаимодействия разных тенденций выросло величественное здании русской музыки, отличающее богатством содержания и разнообразием композиторских стилей.

В 60-70-х годах главная линия размежевания проходила между Антоном Рубинштейном, РМО и консерваторией, с одной стороны, и группой композиторов, возглавляемой Балакиревым и вошедшей, в историю под названием «Могучая кучка», - с другой.

В состав «Могучей кучки» входило пять композиторов, связанных общими творческими принципами: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин (на Запале их называют «Пятёркой»). Глашатаем эстетических взглядов «кучкистов» был В.В.Стасов (1824-1906).

«Могучая кучка», или, как ещё её называют, Балакиревский кружок. Была характерным явлением своего времени. Подобно «Артели петербургских художников», сменившейся позднее «Товариществом передвижным выставок», подобно «Артистическому кружку» в Москве, объединявшему вокруг Малого театра и драматурга А.Н.Островского актёров, литераторов, художников, она была свободным творческим содружеством единомышленников.

На творческих принципах «Могучей кучки» воспитывались многие петербургские композиторы последующего поколения, в том числе – Глазунов, Лядов и др. В целом направление, представляемое «кучкистами» и их учениками, получило название «Новая русская музыкальная школа».

Сущность расхождений между двумя этими ведущими направлениями заключалась в следующем.

Рубинштейн связывал успешное развитие русской музыки с профессиональной учёбой и просвещением. Но одновременно некоторые взгляды Рубинштейна отличались некоторой академичностью. Преклоняясь перед великим классиками музыкального искусства, он, особенно в раннюю пору своей деятельности, недооценивал необходимостью развития принципов Глинки и национально-русского музыкального стиля. Балакиревцы, наоборот, ставили во главу угла продолжение дела Глинки и борьбу за народную, национальную основу русского музыкального творчества. В этом заключалась сильная сторона «кучкистских» взглядов. Однако слабость их выражалась в том, что в своей борьбе за свободное проявление творческой инициативы композиторов на основе народных традиций они недооценивали необходимость систематической профессиональной учёбы и с недоверием даже враждебностью относились поначалу к консерватории, которую они неправомерно рассматривали лишь как рассадник иноземных влияний. Занятия в Бесплатной музыкальной школе сводились главным образом к хоровому пению и обучению элементарной музыкальной грамоте. Независимое положение на фоне двух основных группировок – консерваторцев и балакиревцев – занимал музыкальный критик и композитор А.Н.Серов. Прокладывая своим творчеством пути в новые художественные сферы, во многом содействуя развитию русской научно-критической мысли, он не солидаризировался ни с одним из господствующих в то время течений. Его печатная полемика со Стасовым вокруг ряда музыкально-исторических и эстетических проблем значительно содействовала расширению творческих и научных горизонтов русской музыки.

Не примыкал непосредственно ни к одному из существующих направлений и Чайковский. Многое роднило его с «кучкистами» (например, любовное отношение к фольклору, сочинение программных симфонических произведений). Однако в целом композиторы «могучей кучки» Чайковский прошли путь разными путями, хотя оставались равно представителями самых демократических тенденций в русской музыке XIX века. Главными темами в творчестве «кучкистов» стали жизнь русского народа, история, народные поверья и сказания, а основой их музыкального языка явилась крестьянская песня. Чайковский же наиболее полно проявил себя как лирик, и музыкальный язык его сформировался на основе глубокого претворения городского песенно-романсного стиля.

Творчество музыкантов в 60-70-е годы не ограничивалось узконациональными рамками.

Вслед за Глинкой композиторы широко вводят в свои сочинения темы и образы Востока (половецкие сцены в «Князе Игоре» Бородина, «Пляски персидок» в «Хованщине» Мусоргского, фортепианная фантазия «Исламей» Балакирева, «Шехеразада» Римского-Корсакова и «Персидские песни» А.Рубинштейна, хоры и танцы в опере «Демон» и многое другое). Чайковский в своём творчестве широко развивает украинские народные темы (Первый фортепианный концерт, финал Второй симфонии, опера «Черевички» и др.). В русскую музыку по-прежнему проникают итальянский, испанский, польский и другие народные элементы.

В этих условиях русская музыка продолжает развитие по пути народности и демократизма. Высочайшего расцвета достигло отечественное музыкальное искусство во второй половине XIX века. В этот период были выработаны многие ценнейшие принципы, лёгшие в основу музыки XX века.

1. Значение данного периода в русской музыке.

2. Концертная жизнь, Концертные организации.

3. Учебные музыкальные заведения.

4. Развитие литературы.

5. Развитие живописи.

6. Представители музыкального искусства.

7. Центр внимания всех деятелей искусства.

8. Два направления развития музыкального искусства.

9. Сущность расхождения между двумя направлениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: