Приём 55. «Метод маленьких человечков (ММЧ)»

Описание: задача- посмотреть на объект «изнутри», глазами маленьких человечков

Пример. Как, скажем, с помощью ММЧ объяснить тепловое расширение и испарение? Очень просто. Вот перед вами кубик, состоящий из толпы маленьких человечков. Вы кубик нагреваете, человечкам становится жарко, верно? Вот они и стараются отодвинуться друг от друга. А если очень сильно кубик нагреть, человечки и вовсе разбегутся в разные стороны — кубик испарится…

Приём 56. «Речетворчество»

Описание: Один из приемов стимулирования воображения. Цель: развитие умений речетворчества; воспитание уверенности в себе при написании сочинения. Ученикам предлагается написать сочинение на определенную или свободную тему.

Пример. А)Можно предложить ученикам продолжить предложение «Что было бы, если бы …» Б)Прием свободных ассоциаций В)Прием «Брошенный камень. Ученик произносит какое-то слово, связанное каким-то образом с темой и пытается записать следующие, которые у него возникают. Г)Фантастический банан. Ученик произносит два любых слова и пытается их соединить.

Приём 57. «Брейнсторминг»

Описание: Все ученики делятся на 2 группы по 11 человек. Первая группа — «генераторы идей» — должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют право обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа — «аналитики» — получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются. Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача руководителя во время проведения мозговой атаки — кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдается количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, руководитель высказывает сам любое предложение. Обязательно фиксируются все варианты.

Пример.

примеры обсуждаемых проблем:

Пустыня – закономерность или аномалия? (география)

Ложь утешающая или горькая правда? (литературное чтение)

Приём 58. «Диаманта»

Описание: Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

Приём 59. «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Пример.

Вопрос «Чем дышат насекомые?»

«До» Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

«После»

Насекомые дышат ….

Вывод.

Я прав (не прав), так как …

Приём 60. «Целое-часть. Часть- целое».

Описание: Прием на развитие логического мышления.По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

Слагаемое – сумма = множители —? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение —? Песня – композитор = самолет —? Прямоугольник – плоскость = куб —?

1. Автомобиль — колесо; ружье —

а) стрелять б) курок в) оружие

2. копейка — рубль; рукав —

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

 

Приём 61. «Ложная альтернатива»

Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лже загадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?

Что растет не березе — яблоки или груши?

Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?

Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?

Столица России — Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке — мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд — 10 или 100?

Приём 62. «Фокус»

Описание: Разгадывая “секрет” фокуса, ученик развивает свои умственные способности, начинает применять знания в незнакомой жизненной ситуации.

Пример. Физика.На столе два стакана с жидкостями и два термометра. Вы спрашиваете: какую температуру покажут термометры, если больше суток стаканы стояли на столе? Ученики говорят: “одинаковые”. Сейчас проверим, говорите вы. Опускаете термометры и показываете зрителям. Все верно, — одинаковые. Вы вынимаете термометры из стаканов, и энергично помахав ими, снова показываете ученикам. Показания их различны. Почему?

Суть фокуса: весь секрет в жидкостях. В одном стакане вода, а во втором спирт. Когда вы размахивали ими, спирт испарялся более интенсивно, поэтому и показания этого термометра ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: