Основным принципом информационного моделирования является системный подход, согласно которому всякий объект моделирования рассматривается как система

Из множества элементов, свойств и связей выделяются лишь те, которые являются существенными для целей моделирования. В этом и заключается сущность системного анализа. Задача системного анализа, который проводит исследователь – упорядочить свои представления об изучаемом объекте для того, чтобы в дальнейшем отразить их в информационной модели. Таким образом, получается следующий (запишем) порядок этапов построения информационной модели:

Реальный объект®системный анализ®система данных, существенных для моделирования®информационная модель.

Важной характеристикой всякой системы является ее структура. Структура — это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему. Наиболее удобным и наглядным способом представления структуры систем являются графы. Элементы системы называются вершинами графа, связи между элементами изображаются на графе линиями.  

 

Рассмотрим графические модели различных. Графы различаются между собой структурой связи между элементами:

— Рис. 6.1. отражение связей между населенными пунктами

В этом графе нет главной вершины (корня) а связь между вершинами двухсторонняя (ребра), такая структура графа называется сетью.

 

 

— Рис. 6.2 отражение родственных связей

В этом графе есть корень, а связи указаны стрелками (дугами), такая структура графа называется деревом.

— Рис. 6.3 иерархическая система

— Рис. 6.4 сеть

 

Таким образом, графы по структуре делятся на сети и деревья, а по типу связи на ориентированные (связи имеют направление) и неориентированные.

5. Выполнить в тетради следующие задания.

Биологическая классификация - 1

Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (над­царства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эука­риотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семей­ству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фене­ков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, вол­ков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др.

Построить граф классификации. Является ли он деревом?

 

Биологическая классификация - 2

Согласно биологической классификации царства делятся на типы, типы - на классы, классы - на семейства, семейства - на роды, роды - на виды.

Все существа царства животных не способны сами генерировать пи­тательные вещества.

Все животные типа моллюсков двусторонне симметричны, имеют раковину, тело их делится на три отдела: голову, туловище и ногу. У моллюсков класса брюхоногих раковина - из одного куска, спи­рально закрученная. У моллюсков класса двустворчатых ракови­ны двустворчатые. У моллюсков класса головоногих нога имеет форму венца щупалец на голове, раковина скрыта под мантией(кроме наутилуса), все они хищники.

Все животные типа иглокожих радиально симметричны, имеют под кожей скелет из известковых пластинок с шипами, который может выступать наружу. Все иглокожие класса морских лилий имеют тело в форме чашечки, от которой отходят 5 раздваивающихся.рук.. Все иглокожие класса морских звезд имеют тело в форме звезды или правильного пятиугольника, скелетные пластинки у них соединены подвижно связками и мускулами, все они хищники. У иг­локожих класса змеехвосток лучи четко обособлены от диска, чле­нистые, подвижные, напоминают хвосты змей. Все иглокожие клас­са морских ежей имеют тело шарообразное или яйцевидное, заключенное в усаженный иглами панцирь из 20 рядов сросшихся пластинок. У иглокожих класса голотурий скелет сократился до от­дельных элементов, за счет чего они могут менять форму; вокруг рта имеют венец из 8-30 щупалец.

 

Построить граф классификации (можно в тетради, можно на компьютере). Используя граф, определить, какими признаками (устно)  будут обладать следующие существа:

1) морской гребешок - из класса двустворчатых,

2) трепанг - из класса голотурий,

3) виноградная улитка - из класса брюхоногих,

4) голова Горгоны - из класса змеехвосток,

5) осьминог - из класса головоногих,

б) мидия - из класса двустворчатых,

7) теребра - из класса брюхоногих,

8) каракатица - из класса головоногих,

9) лилия стебельчатая - из класса морских лилий,

10) кукумария - из класса голотурий,

11) устрица - из класса двустворчатых,

12) кальмар - из класса головоногих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: