Полабские славяне постепенно приобщались к образу жизни франкской аристократии, но для славян 30-х гг. IX в. христианство воспринималось как «племенная» религия врага

В 20-х-60-х гг. немцы подчиняют себе славян между Эльбой и Одрой. В 948 г. создаются два епископства, где часть населения обратили в христианство. Христианизация идёт очень медленно и зачастую непродуктивно. Не возникает понимание земного правителя как божества.

Сильная религиозная политика началась при ГОТШАЛКЕ, который завладел ободритским престолом. Из Гамбурга назначаются епископы, восстанавливаются церкви и монастыри. Всё закончилось восстанием и убийством князя. Укрепление язычества вело к консервации старых общественных структур. Тяжелее всего шло обращение лютичей. В 1068 г. епископ ХАЛЬБЕРШТАДТСКИЙ выступил против них, занял их центр Ретру. Лотарь III занимает у них город с капищем, который приказывает сжечь.

В 50-е-60-е гг. XII в. немецкие князья окончательно завоевывают Полабье. В этих условиях это не привело к укреплению самостоятельных государств, а интегрировало их в иноэтническое государство.

Вопрос 19. Гуситское движение в Чехии и его место в истории западного христианства

Гуситское движение — многоплановое общественное движение:

· выступали за реформацию Церкви;

· пытались изменить социально-политический строй;

· движение национального характера против засилья немцев в стране.

Стадии Гуситских войн:

1) фаза наивысшего размаха и инициативы радикальных слоёв (1419-1421);

2) фаза борьбы внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы, попытка придать движению международный размах (1422-1437);

Путь изменившегося чешского общества к внутренней организации отношений, к компромиссу с окружающим миром (середина 30-х гг. - 1471).

Какие были предпосылки гусизма?

Протест против социального неравенства облекался в религиозную форму. Обнаруженные несоответствия в учении Церкви и его разрыв с действительностью служил оправданием недовольства.

1) КОНРАД ВАЛЬДГАУЗЕР (представитель августинцев). В 60-е гг. выступает в одном из пражских храмов с разоблачением официальных папских орденов;

2) ЯН МИЛИЧ. Чех, проповедовал на чешском языке. Всеобщая порча нравов — предпосылка к концу света;

МАТВЕЙ из ЯНОВА. Магистр, учился в Парижском университете, автор «ПРАВИЛ СТАРОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ» - сочинения, где доказывалась необходимость церковной реформы.

Кто такой Ян Гус?

Ян Гус — выходец из крестьянской семьи, получил степень магистра в Пражском университете, где примкнул к кружку ВИКЛИФИТОВ. Позднее достиг статуса священника, проповедовал в Вифлеемской часовне, где изобличал пороки Церкви.

Пражский университет стал центром протестов против Кутногорского декрета 1409 г., когда немцы лишились всех привилегий. Стал следствием борьбы между чешской и немецкой партиями в университете, чешскую партию реформаторов активно поддерживал Вацлав IV. Приверженцы старых порядков — немцы — утверждали, что вся чешская нация впала в ересь. Добились осуждения Виклифа, предводителя лоллардов.

В чём суть воззрений Яна Гуса?

Нужны изменения в сторону той жизни, которую завещал Иисус. Нет неравенству, несправедливости и безнравственности «папа — не Бог».

В 1403 г. пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса. Папа Римский издаёт буллу, которая насылала на него проклятия. Ян Гус продолжает проповеди, идея Реформации начинает овладевать народом. Массы возмущаются против продажи индульгенций представителями папы.

Г. - Ян Гус предан анафеме, уезжает из Праги из-за угрозы интердикта городу.

Как началось противостояние?

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР 1414-1418 Г.Г. осудил ересь УИКЛИФА и ЯНА ГУСА. Ян Гус взят под стражу и сожжён на костре.

Принимаются документ, один из которых утверждал превосходство авторитета общецерковного собора над авторитетом любых церковных инстанций в вопросах веры и церковного единства.

Весть о гибели Гуса вызвала волнения. Дворянство посылает протест Констанцскому собору, Пражский университет не признаёт справедливости решений соборы. Народ стал отказываться от уплаты ренты и десятины.

Гуситы разделились на два лагеря:

1) УТРАКВИСТЫ. Феодалы, бюргеры, университетские магистры. Умеренный лагерь. Главная задача — разрешение причастия под двумя видами — миряне только хлебом, духовенство — и хлебом, и вином;

ТАБОРИТЫ (по центру в городе Табор). Установление общественного строя, основанного на Библии.

Казнь Яна Гуса стимулировало реформацонные настроения. Население начинает захватывать церковные земли, изгонять католические земли.

На рубеже 1418-1419 гг. чешские католические паны, римская церковь и германский император СИГИЗМУНД объединились для наступления на гуситов.

30 июля 1419 г. гуситы с оружием собрались на проповедь ЯНА ЖЕЛИВСКОГО и двинулись к ратуши с требованием освободить людей, заключённых на бунт против старых порядков. КОНШЕЛЫ (члены городского совета) отказались. Тогда толпа взяла ратушу приступом.

Правые гуситы выработали требования, предлагавшие Сигизмунду условия его признания чешским королём — ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ:

1) гарантия причащения мирян из чаши;

2) свобода богослужения;

Секуляризация церковного имущества.

В 1420 г. Сигизмунд начал крестовый поход против них. Битва на горе ВИТКОВ была выиграна гуситами. Католики захватывают МАЛУ СТРАНУ и ПРАЖСКИЙ ГРАД, гуситы отбивают МАЛУ СТРАНУ у католиков.

1420 г. - битва у СУДОМЕРЖИ. Победа гуситов, где проявился талант ЯНА ЖИЖКИ. В Таборе возникает коммуна, общество братьев и сестёр. Во главе военных общин стояли четыре гетмана с собственным епископом. Вскоре начались противоречия между таборитскими проповедниками, сторонниками умеренной и радикальной программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: