Глава 4. Социальная работа по профилактике наркомании среди молодежи

Социальный аспект наркомании заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными уровнями его социального окружения.

Специалисты по социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку. На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения накопившихся социальных проблем. На условном послемедицинском этапе специалист по социальной работе участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и инвалидизации.

Комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально - психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей - основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми

Социальная работа в наркологии - это не просто появление дополнительных функций у наркологической службы, это кардинальная перестройка всего лечебно-профилактического процесса и профилактической работы. В систему отношений с пациентом в качестве полноправного его партнера, наряду с медицинским персоналом, включается специалист по социальной работе, координирующий деятельность нескольких социальных работников или консультантов.

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от ПАВ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности.

Особенность социальной работы с наркозависимыми состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.

Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами подростковой наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями социального работника.

1. Специалист по социальной работе определяет систему социально - психологических и социально - правовых отношений в сфере профилактики и лечения наркомании.

2. В области профилактики: способствует проведению широкой информационно - просветительской работы по представлению наркомании как болезни, имеющей физиологические, психологические и социальные причины, проявления и следствия.

3. В области  лечения: устанавливает первичный контакт с подростком, его семьей и школой, сообщает клиентам необходимую информацию о болезни, способах борьбы с ней, формирует установки на лечение; устанавливает связь подростка с лечебными программами Центра и группами самопомощи («Анонимные наркоманы»), осуществляет социально - психологическую помощь членам семьи и близким клиента, устанавливает их связь с лечебными программами для родственников и группами самопомощи.

4. В области реабилитации: координирует реабилитацию подростка в семье, в школе, помогает в решении социальных проблем, сотрудничая с государственными, общественными и частными организациями.

5. Специалист должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические и нормативные руководящие материалы по социальной работе в общей и наркологической практике, современные методы помощи наркологическим больным и их близким, передовой отечественный и зарубежный опыт работы специалистов по социальной работе в сфере помощи наркоманам.

Для социальных работников, не имеющих медицинского образования в области работы с подростками-наркоманами необходимы специальные знания о био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и социуме в микро - и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения наркотически зависимых подростков. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования и развития зависимости, о СПИДе и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки и ведения документации.

Помимо требований к профессиональным умениям и навыкам специалистов, практическая деятельность в сфере социальной работы сопряжена с выполнением определенных условий в плане образа жизни и поведения, манеры общения, имиджа.

Специалист, принимающий участие в профилактической работе, должен не только хорошо представлять и понимать психологические особенности этапов развития детей и подростков, реальную специфику и интересы подростковой среды, но и владеть психокоррекционными технологиям, а также уметь терпеливо завоевывать доверие подростков.

Очевидно, что существенное снижение уровня наркотизации населения, особенно подрастающего поколения, требует кардинальной перестройки работы всех органов и служб, имеющих отношение к проблеме.

В рамках новой антинаркотической политики необходимо создать действенную систему учета на современных принципах и методах. Сегодня все чаще можно встретить точку зрения, что наркомания является не медицинской, а социальной проблемой.

Представляется целесообразным, в частности, внедрить в России широко распространенную в демократических государствах и одобряемую нашими медиками систему так называемого «альтернативного лечения», создавая для наркозависимого нарушителя закона возможность выбрать вместо тюремного заключения необходимое лечение.

Происходящие в сфере наркомании тенденции – прежде всего резкое снижение возраста наркоманов, увеличение процента женщин, являются не просто тревожными фактами, но и отражают набирающие силу социально-экономические и культурно-антропологические процессы – в данном случае рост безнадзорности подростков, снижение возможностей для молодежи найти перспективную, высокооплачиваемую работу, кризис положения в обществе молодых женщин и другие.

 

 

Список литературы:

1. Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Учебное пособие / Л.М. Барденштейн и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 96 c.

2. Верхоломов, Вячеслав Можно ли победить наркоманию? / Вячеслав Верхоломов. - М.: Литкон-Пресс, 2010. - 224 c.

3. Грибанова, О. В. Информационные технологии профилактики наркомании. Классные часы, занятия, диагностика наркотизации / О.В. Грибанова. - М.: Учитель, 2015. - 268 c.

6. Гурски, С. Внимание - наркомания! / С. Гурски. - М.: Медицина, 2015. - 144 c.

7. Как помочь страдающим от недуга пьянства и наркомании. - М.: Ковчег, 2010. - 96 c.

8. Как помочь страдающим от недуга пьянства и наркомании. - М.: Ковчег, 2013. - 96 c.

9. Конюкова, М. Победить наркоманию. Дорога из ада / М. Конюкова. - М.: Феникс, 2015. - 160 c.

10. Ленская, Татьяна Первичная профилактика наркомании подростков: моногр. / Татьяна Ленская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 188 c.

11. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Е.А. Кошкина и др. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 288 c.

12. Мирошниченко, Л. Д. Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь: моногр. / Л.Д. Мирошниченко. - М.: ПЕРО, 2014. - 404 c.

13. Молчанов, Н. Алкоголизм и другие наркомании / Н. Молчанов, В. Сорокин. - М.: Знание, 2009. -820 c.

14. Наркомании у подростков / В.С. Битенский и др. - М.: Здоровья, 2008. - 216 c.

15. Пятницкая, И. Н. Наркомании / И.Н. Пятницкая. - М.: Медицина, 2012. - 544 c.

16. Рассел, Джесси Наркомания в России / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 102 c.

17. Савина, Екатерина "Я люблю его...". Семье и друзьям алкоголиков и наркоманов / Екатерина Савина. - М.: Вече, Лепта Книга, Грифъ, 2015. - 512 c.

18. Ураков, И. Г. Наркомания. Мифы и действительность: моногр. / И.Г. Ураков. - М.: Медицина, 2012. - 64 c.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: