Фера (или наш Санторини)

ü Фрески: Антилопы, Боксеры (15 в. до н.э.), Весна (15 в. до н.э.), Рыбак (15 в. до н.э.), Сбор шафрана.

Агиа-Триада

ü Саркофаг со сценами трапезы-тризны

ü Фреска «Охотящаяся кошка»

ü Ваза со жнецами (16-15 вв. до н.э.)

ü Кубок принца (16 в. до н.э.)

ü Стеатитовый ритон «Игры с быками» (16 в. до н.э.)

ü Кубки из Вафио (16-15 вв. до н.э.)

Не забываем про важный памятник Гиссарлык, где Шлиман откопал 9 городов (Троя)!

Микенская цивилизация:

ü Львиные ворота

ü Гробницы-толосы круга А (16 в. до н.э.)

ü Гробница Атрея (13 в. до н.э.) – новый тип гробницы!; Гробница Клитемнестры (13 в. до н.э.)

ü Погребальные маски (16 в. до н.э.)

ü Кубок Нестора

ü Фреска с изображением женщины с колосьями в руках (13 в. до н.э.)

Тиринф

ü Акрополь, Цитадель (15-14 вв. до н.э.)

ü Фреска «Две женщины на колеснице» - «Выезд охотниц» (14 в. до н.э.), Охота на кабана (14-13 вв. до н.э.)

Пилос

ü Дворец Нестора (18-13 вв. до н.э.)

ü 1250 глиняных табличек с линейным письмом Б

Микенская культура исчезла после 1200 г. д. н. э., в краткий период «Бронзового коллапса» (важный термин для поздней бронзы Европы) (1206 −до 1150 г.г. до н. э.) торговые связи прервались, города были разрушены. В 2010-х г. г. археологи пришли к мнению, что толчком к концу микенской культуры и соседних царств послужили изменение климата (засухи привели к массовому голоду вследствие неурожаев) и природные катаклизмы (землетрясения и извержения вулканов).

Кавказ

Кобанская культура (здесь ничего непонятно с периодизацией, так как в каждом регионе датировка своя. Но, сделав вывод, я обозначила ее как 14 (12) – 10 вв. до н.э.)

ü Тлийский могильник (15-10 вв. до н.э.)

В нем было найдено много бронзовой и керамической посуды: обожженные сосуды с ручками, украшенные геометрическим орнаментом, бронзовые кружки с зооморфными ручками, чаши и миски. Среди находок втульчатые наконечники копий, красивые боевые топоры с сечкообразным лезвием и длинным изящным обухом, гравированные кинжалы с ажурными рукоятками, серпы и мотыги, бронзовые ложечки, пинцеты, пластины, украшения для пояса. Некоторые из предметов покрыты орнаментом и изображениями различных сцен. Встречаются атрибуты конской сбруи — удила, бляхи, свидетельствующие об использовании лошадей для верховой езды, а также разнообразные украшения: бронзовые фибулы-застежки и подвески в виде фигур людей, оленей, лошадей, собак и кабанов.

Обработка бронзы в кобанской культуре достигла своего совершенства. Кобанская бронза отличается высоким содержанием олова, хорошими техническими качествами. Древние мастера знали различные способы отливки предметов, применяли ковку листовой бронзы, гравировку и инкрустирование. Здесь в первые века I тысячелетия до н. э. уже были знакомы с железом.

Население, оставившее нам памятники кобанской культуры, занималось пастбищным скотоводством в горах и земледелием в речных долинах.

На горных поселениях эпохи поздней бронзы обнаружены остатки каменных строений, каменные ограды и хозяйственные ямы.

В центральнокавказской культуре выделяются памятники и более поздние, относящиеся к XII—X вв. до н. э. К ним относятся могильники по р. Риони; большое количество могил исследовано в Тлийском могильнике. Погребения в основном двух типов — вытянутые и скорченные. В памятниках этой культуры много изделий из бронзы.

В Эрмитаже:

3. Северная Европа (12 – 5 вв. до н.э., по хронологии Монтелиуса 4-6 периоды)

Бронзовая металлургия достигла здесь таких успехов, что удержалась дольше, чем в других частях Европы, и бронзовый век севера продолжался тогда, когда на юге уже наступил железный век.

Типы вещей северного бронзового века своеобразны и встречаются только в Швеции и Дании. Найдено много металлообрабатывающих мастерских с литейными формами, полуфабрикатами, соплами, льячками, тиглями и т. п. Кроме тончайшего линейного орнамента, наносимого с помощью пунсонов, бронзовые изделия украшали вставками из других материалов, в ток числе янтаря и пасты. Известно было также золочение: позолотой покрыты тончайшие бронзовые сосуды и роскошные вотивные топоры. Но мастера еще не знали способов паяния, и приходилось исправлять повреждения с помощью заклепок или переливать изделие вновь. Среди специфических изделий Северной Европы можно назвать широкие богато орнаментированные воротники, манжетовидные браслеты, двучленные фибулы и др.

Период IV (1150-900 гг. до н.э.). Пластические украшения главным образом на широких браслетах, фибулы, полукруглая спинка которых становится теперь короче, а ее края украшают круглыми дисками или выпуклостями, образовавшимися из разросшихся концевых спиралей. Преимущественно распространены кельты, изредка встречаются пальштабы. Бритвы, край которых раньше украшали изображением лошадиной головы, теперь украшены лебединой головкой или спиральным диском. На этой и последующей стадии появляются отдельные железные предметы южного происхождения.

Период V (900-650 гг. до н.э.). Расцвет северного спирального орнамента. Распространены пластические украшения, особенно на больших дисках очковидных фибул. Среди оружия - сильно изогнутые длинные мечи гальштатского типа, мечи с антеннами. Гривны, иголки, фибулы увеличиваются в размерах.

Период VI (650-450 гг. до н.э.). Переход к железному веку. Типичные формы: булавки с так называемой лебединой шеей, с простым или двойным спиральным завершением, шейные гривны с винтовидным кручением. С появлением железа формы бронзовых вещей становятся нечеткими, «сырыми», хотя технически превосходно выполненными.

В позднем бронзовом веке (периоды IV—VI Монтелиуса) на севере сказывается сильное влияние среднеевропейской культуры полей погребений.

Погребения:

Господствующей формой становится погребение сожженного праха в биконических неорнаментированных урнах с небольшим инвентарем (бритвы, пинцеты, булавки, фибулы). Иногда в урнах совершены вторичные погребения в старых больших курганах. Кроме того, известны плоские и широкие курганы, окруженные кругами из камней. В периоде VI трупосожжения распространяются повсеместно.

Жилища:

О жилищах позднего периода можно получить представление по урнам, сделанным в виде домов. Это хижины с куполовидной крышей и подземной частью, шалаши, круглые и овальные юрты, четырехугольные дома с высокой четырехскатной крышей.

Петроглифы:

Характерны для северного бронзового века наскальные рисунки, большая часть которых находится на западном побережье Норвегии, в области Бохуслен в Швеции и дальше по шведскому побережью до Гетеборга. Это изображение кораблей, повозок, сцены сельской жизни — пастух со стадом, земледелец, идущий за плугом, который тянут волы, домашние животные, сцены охоты. Многочисленны различные религиозные символы: солнечные диски, спирали, свастики. Датировка наскальных изображений, обычно очень затруднительная, облегчается тем, что на рисунках представлены различные виды оружия: мечи, кинжалы, топоры. Это позволяет отнести большинство изображений к бронзовому веку, а часть — уже к железному.

  Наскальные изображения типичных судов бронзового века. Обнаружены в Бардале, Стейнхьер, Норвегия

По наскальным рисункам мы можем представить, какими были корабли. Это совершенно определенный тип судна, рассчитанного на плавание вдоль побережья, где угрожают подводные скалы и айсберги. В Хёрт-спинге (на острове Альс в Дании) в жертвенном месте на болоте найден подобный корабль длиной 13,28 м, рассчитанный на 20 человек. Он, правда, относится уже к железному веку, но по нему можно судить о том, какими были изображенные на рисунках бронзового века корабли. То, что выглядит на рисунках как второй штевень, является удвоенным килем, который предохраняет судно от ударов о скалы и тяжелых аварий. Часть кораблей на рисунках были культовыми изображениями, часть — изображением боевых кораблей, иногда выстроенных в одну линию. Парус еще не был в употреблении, корабли двигались только с помощью весел. То, что иногда на рисунках принимают за парус, это солнечные символы на культовых судах. Из средств передвижения мы видим на рисунках также телеги, сани и лыжи.

ü К шедеврам искусства Северной Европы в позднем бронзовом веке принадлежит культовая повозка из Трундхольма в Дании. Диск на тележке из Трундхольма и подобные ему обычно считаются символами солнца, однако некоторые ученые высказывают предположение, что это символ другого небесного светила—Луны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: