Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик и т.д.).
В процессе речевого общения прежде всего дети обращают внимание на содержание того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения ребята начинают осознавать не только содержание речи, но и её форму. В начале на занятиях по ознакомлению со словесным составом предложения используются наглядные пособия – картины, игрушки, затем переходим на речевые игры и устные упражнения.
В основе обучения лежит: чёткое произношение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счёт (сколько слов, какое первое слово, какое следующее…), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски или квадратики). Последние помогают понять ребёнку последовательность и членораздельность речи.
|
|
С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нём слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и объясняет (Одна черта обозначает одно слово, здесь три черты, следовательно, в предложении 3 слова. Первое слово обозначаем не просто чертой, а чертой с уголком, а в конце предложения ставим точку).
Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения, педагог даёт им задание самим составить схему. При этом используются такие формы работы:
Составление одним ребёнком схемы предложения, сказанного воспитателем;
Составление схемы такого предложения всеми детьми;
Один ребёнок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему;
Воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.
Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть обозначено квадратиком, счётной палочкой и т.д. С этой же целью используются пособия типа табло. Оно представляет собой линейку с окошками, внутри которой, как в ножнах, движется планка с цветным квадратом и ли кругом, по размеру соответствующим окошку. Появляясь в первом окне, цветной квадрат изображает произнесение первого слова, затем второго и т.д. Сколько произнесено слов, столько открыто окошек. Сосчитав их, легко узнать, сколько слов в предложении.
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и в разбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по сюжетным картинкам, сериям картинок.
|
|
Большое распространение получило моделирование словарного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф.А Сохиным и Г.П. Беляковой. Слова в этой живой модели исполняют дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесённое предложение.
В разных вариантах игр дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путём добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов.
В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений. Один из вариантов игры предусматривает использование приёма разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал.
На протяжении всего периода обучения используются следующие приёмы:
Четкое произнесение слов с паузой;
Произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);
Последовательное называние слов в предложении;
Подсчёт слов в предложении на пальцах или с помощью счётных палочек;
Разные варианты игры «Живые слова»;
Произнесение слов вразбивку;
Произнесение слов по рядам;
Шёпотный анализ предложения;
Составление предложений из разного количества слов;
составление предложений с заданным словом;
Составление предложений по «живой сценке» (Саша ловит рыбу. Саша – рыболов.) и т.д.
Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются при вычленении слов из состава предложения.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте. Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, потому что детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. Необходимо познакомить детей с термином «слог», но на первых порах употребляем выражение «часть слова», потому что дети часто путают понятия «слог» и «слово».
На начальном этапе работы берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадает (Лиса, Маша, Саша, Вова). На занятии создаётся ситуация, в которой слова можно произносить нараспев (Девочки заблудились в лесу, и их звали громко: «Ма-ша, Са-ша».) Детям предлагается повторить, как звали девочек, и они приходят к выводу, что слова произносятся не полностью, а по частям.
|
|
Ещё один приём используется в школьной практике для сообщения терминов «часть слова», «слог». Рассказывается сказка о приключениях трёх братьев.
Сразу же за восприятием и собственным произношением слова по слогам детям даётся задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), выясняем, какая первая, а какая вторая. При этом необходимо учить детей опираться не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, значит столько в слове частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагаем детям поставить тыльную сторону ладони под подбородок, сколько раз коснётся подбородок ладони – столько частей в слове). Необходимо графически изобразить слово (в виде горизонтальной черты, разделённой посередине вертикальной чёрточкой:
–––––––––
Педагог указкой ведёт по схеме, а дети хором произносят слово по частям. Можно показать детям 2 картинки с изображениями, например, лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся по частям (хором и индивидуально), анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделённых на 2 части).
Постепенно для анализа вводятся слова, состоящие из 3-х частей (ма-ши-на, кар-ти-на, ма-ли-на), а потом занкоми детей с односложными словами, потому что на таких словах нельзя показать, что такое часть слова. С односложными словами детей лучше знакомить в дидактической игре (Раздаём детям картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов, и предлагаем распределить их по схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку– кружочку. После завершения классификации проверяем правильность выполненного задания и обсуждаем слова, отнесённые к третьей группе, которые нельзя произнести по слогам.
|
|
Существует много методических приёмов, которые успешно используются в практике обучение, назовём некоторые из них:
Подбор слов с определённым количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов.
Схематическое изображение слогового состава (см. выше).
Подбор слов с определённым слогом (МА, БУ, КА и т.д.), место слога может быть заданным (Вспомни слово, где второй слог КА и т.д.).
Подбор слов, начинающихся с определённого слога. Воспитатель или ребёнок называют первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (мА – машина, малина, мама и т.д.)
Перестановка слогов в слове (мышка-камыш, банка-кабан).
Речевая игра «Живые слоги» (по типу «Живые слова»).
Дополнение слога до полного слова.
Превращение коротких слов в длинные и наоборот.
Используются и разнообразные игровые приёмы:
Кто быстрее увидит предметы в названиях которых два, три слога; загадывание загадок о предметах, в названиях которых определённое количество слогов; «Магазин игрушек» – продавец даёт игрушку покупателю, если тот правильно произнесёт её по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова….
Подготовка к обучению письму.
Процесс подготовки к обучению письму представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией — с другой. Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев). Графические навыки — это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.
Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.
Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».
Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.
Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:
1.Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
2.Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).
3.Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
4.Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).
5.Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.
6.Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).
Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.
Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.
Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.
Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).
В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.
В школьной практике накоплен богатый опыт подготовки руки и глаза ребенка к письму. Педагогам детского сада целесообразно его изучить и вести эту работу совместно со школой.