Проблемы совершенствования языка и стиля речи

Во все времена в любом обществе умение правильно говорить и писать считалось признаком образованного человека. Язык – структура подвижная и постоянно меняющаяся. Но основы грамотного письма и говорения остаются прежними.

Основными показателями культуры речи, на которые следует обращать внимание:

-словарный запас и словарный состав

-произношение

- грамотность

- стилистика

-речевой этикет

Радикальные преобразования охватили наше общество, особенно в последние два десятилетия, потребовали серьезных изменений во всех областях человеческой деятельности, в том числе образовательной и коммуникативной сферах. Многократно возросли требования к коммуникативной культуре специалиста, которому необходимо:

- свободное владение иностранным языком

-освоение культуры речи

-владение стилевым многообразием родного и иностранного языков

Необходимо выделить основные направления совершенствования культуры речи и стилевого многообразия современного специалиста. Отсюда проблема совершенствования культуры речи и стиля общения. Отличается актуальностью, потому что ориентированна на практическую деятельность, на реализацию культурно-языкового потенциала личности, что также диктуется включением России в мировое экономическое, политическое, торговое, культурно-образовательное пространство, высокими требованиями к коммуникативной культуре, а также свободному владению как минимум двумя иностранными языками.

 

Научный стиль.Его харакерные особенности.

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили): собственно научный, научно-технический (производственно-технический), научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности.

Можно выделить следующие жанры: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник, лекция, доклад, информационное сообщение, диссертация, научный отчёт, реферат.

Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

- Научная тематика текстов

- Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения

- Логичность изложения

- Последовательностью

- Точность изложения

-Ясность

-Доказательность изложения

-Объективность изложение

-Насыщенность фактической информацией

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Также указать:

- наличие теминов

-общеупотребительные слова

-эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, также нейтральная

-заимствованные слова

-Изобразительно-выразительных средства (фразеологическое сращение -"дьявольская звезда", прилагательные в сравнительной степени "более яркой звезды ее холодным и менее ярким соседом")

-тип предложения(повествовательное, восклицательное)

- глаголы соверш. и несоверш. вида

-вводные слова

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: