Во все времена в любом обществе умение правильно говорить и писать считалось признаком образованного человека. Язык – структура подвижная и постоянно меняющаяся. Но основы грамотного письма и говорения остаются прежними.
Основными показателями культуры речи, на которые следует обращать внимание:
-словарный запас и словарный состав
-произношение
- грамотность
- стилистика
-речевой этикет
Радикальные преобразования охватили наше общество, особенно в последние два десятилетия, потребовали серьезных изменений во всех областях человеческой деятельности, в том числе образовательной и коммуникативной сферах. Многократно возросли требования к коммуникативной культуре специалиста, которому необходимо:
- свободное владение иностранным языком
-освоение культуры речи
-владение стилевым многообразием родного и иностранного языков
Необходимо выделить основные направления совершенствования культуры речи и стилевого многообразия современного специалиста. Отсюда проблема совершенствования культуры речи и стиля общения. Отличается актуальностью, потому что ориентированна на практическую деятельность, на реализацию культурно-языкового потенциала личности, что также диктуется включением России в мировое экономическое, политическое, торговое, культурно-образовательное пространство, высокими требованиями к коммуникативной культуре, а также свободному владению как минимум двумя иностранными языками.
|
|
Научный стиль.Его харакерные особенности.
Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили): собственно научный, научно-технический (производственно-технический), научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.
|
|
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности.
Можно выделить следующие жанры: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник, лекция, доклад, информационное сообщение, диссертация, научный отчёт, реферат.
Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
- Научная тематика текстов
- Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения
- Логичность изложения
- Последовательностью
- Точность изложения
-Ясность
-Доказательность изложения
-Объективность изложение
-Насыщенность фактической информацией
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Также указать:
- наличие теминов
-общеупотребительные слова
-эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, также нейтральная
-заимствованные слова
-Изобразительно-выразительных средства (фразеологическое сращение -"дьявольская звезда", прилагательные в сравнительной степени "более яркой звезды ее холодным и менее ярким соседом")
-тип предложения(повествовательное, восклицательное)
- глаголы соверш. и несоверш. вида
-вводные слова