Биоэтика и проблемы гуманизации медицины

Гуманизация медицины — комплексная задача, включающая защиту и укрепление гуманитарных ценностей в медицине, а также борьбу с различными искажениями и негативными тенденциями в современной медицинской науке и практике. Огромное значение для решения этой задачи имеет биоэтика как развивающаяся область междисциплинарного знания и новый социальный институт.

Дегуманизация медицины — это масштабный и устойчивый процесс размывания системы традиционных ценностей медицинской деятельности и, шире, снижения в медицине роли гуманитарной культуры вообще. Сама по себе дегуманизация медицины складывается из множества отдельных, но взаимосвязанных тенденций, таких как: Технологизация медицины есть фундаментальная характеристика современной медицинской отрасли. Под этим термином понимается повсеместное распространение в системе медицинской помощи современных, научно и технически поддержанных медицинских средств, а также продолжающийся процесс их изобретения и совершенствования.

Роль биоэтики в гуманизации медицины

Биоэтика как академическая дисциплина и социальный институт ведет обширную работу по борьбе с негативными тенденциями в современной медицине и защите гуманитарных ценностей медицинской деятельности. Эта работа совершается во многих направлениях.

1 С самого начала развития биоэтики она призвана служить мостом между специальными (медицинскими и смежными) знаниями и гуманитарными ценностями. В том числе огромное значение имеет накапливаемый в биоэтике опыт междисциплинарной деятельности, столь важный в нашу эпоху узкой специализации.

2 Биоэтика — уникальный проект по организации диалога между различными заинтересованными сторонами. Биоэтика выступает как форум, площадка для открытого обсуждения моральных проблем медицины и усилий по их рациональному и справедливому разрешению.

3 Биоэтика — это также практика морального рассуждения, что очень актуально для современного, динамично изменяющегося мира. Как признают профессиональные философы, во многом именно биоэтика стимулировала возрождение интереса к этике, уже практически мало интересному направлению классической философской мысли в современном обществе. В биоэтике идет постоянный поиск новых форм, теорий, моделей, стилей аргументации. В этом плане биоэтика может служить примером для других отраслей общественной деятельности, в которых нарастают моральные проблемы (например, в политике, инженерной деятельности, бизнесе, массмедиа и др.), и где тоже требуется развитие этической составляющей.

4 Фундаментальный вклад биоэтики в гуманизацию медицины состоит также в разработке важнейших этических документов, оказывающих глубокое влияние на медицинскую науку и практику. Этические документы национального и международного уровня во многом способствовали развитию более качественной с точки зрения гуманитарных ценностей медицинской деятельности (практической и научно-исследовательской).

5 Биоэтика также выполняет крайне значимую критическую функцию — она публично осуществляет критику негативных тенденций в системе здравоохранения; в том числе она уделяет много внимания критике тенденций дегуманизации.

6 Биоэтика также — это практика адвокации в широком смысле. Это практика защиты наилучших интересов пациентов, особых групп, общества в целом, а также биообъектов с моральным статусом. Можно сказать даже, что биоэтика — это защита подлинных ценностей жизни как таковой, что отражено уже в самом термине «биоэтика».

7 Биоэтика ведет постоянную гуманитарно-образовательную деятельность в отношении медицинского сообщества, а также других специалистов смежных специальностей, различных заинтересованных групп и широкой общественности.

Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Со времен Гиппократа общепризнанным и бесспорным было суждение о том, что нравственная культура врача — это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм. Профессионализм — отличительный признак специалиста, в известном смысле отделяющий его от остальных людей. Но в отличие от «профессии», понятие «профессионализм» фиксирует не только род деятельности, но, во-первых, меру овладения человеком специальными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки или опыта работы. Во-вторых, — качество, своеобразие знаний, относящихся именно к этой профессии, связанных именно с ней и именно ей свойственных.

О значимости роли культуры в процессе становления медика говорили многие известные врачи и ученые. Ориентация этого процесса в первую очередь должна быть направлена на формирование личности будущего специалиста-медика на основе приобщения его к системе общезначимых культурных ценностей, среди которых необходимо выделить следующие:

– гуманистические ценности — определяют отношение к человеку, его правам, формируют уважение к достоинству личности;

– социальные ценности — они способствуют адекватному пониманию системы общественных отношений, помогают ориентироваться в политической системе современного общества;

– социокультурные ценности — формируют отношение к культуре в целом и отдельным ее проявлениям, науке, образованию, этике, морали, нравственности и т.д.;

– экологические ценности

— развивают в человеке гуманное отношение к окружающей природной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: