Что такое физикализм?

Физикализм иногда называют «материализмом»; и в одной из традиций современного употребления термины «физикализм» и «материализм» действительно считаются синонимами. Но у этих терминов совершенно разные истории. «Материализм» — очень старое слово, а вот слово «физикализм» было введено в философию только в 30-е гг. XX в. Отто Нейратом [Neurath 1931] и Рудольфом Карнапом [Carnap 1959/1932], центральными фигурами Венского кружка — группы философов, ученых и математиков, работавших в Вене накануне Второй мировой войны. Неочевидно, что Нейрат и Карнап одинаково понимали физикализм, но им нередко приписывается (см., напр., [Hempel 1949]) лингвистический тезис, что любое утверждение синонимично (т. е. эквивалентно по своему значению) какому-то физическому утверждению. Материализм же в его традиционной трактовке — это вовсе не лингвистический тезис; скорее это метафизический тезис в том смысле, что он сообщает нам нечто о природе мира как такового. По крайней мере у позитивистов, таким образом, имелось ясное основание для отличения физикализма (лингвистического тезиса) от материализма (метафизического тезиса). Это основание дополнялось еще и тем, что, в соответствии с официальным учением позитивизма, метафизика бессмысленна. С 30-х гг., однако, позитивистская философия, поддерживавшая это различение, по большей части была отвергнута — в частности, современные философы не считают физикализм лингвистическим тезисом — и это одна из причин того, что в наши дни слова «материализм» и «физикализм» зачастую интерпретируются в качестве синонимов.

Некоторые философы полагают, что «физикализм» отличен от «материализма» по причине, не имеющей отношения к той, которая была акцентирована Нейратом и Карнапом. Как следует из названия, материалисты исторически считали, что все является материей, причем под материей понималась «инертная, бесчувственная субстанция, в которой актуально существуют протяжение, форма и движение» (Беркли, Трактат о принципах человеческого знания, пар. 9). Но в самой физике было показано, что не все есть материя в этом смысле; к примеру, такие силы, как гравитация, являются физическими, но не очевидно, что они материальны в традиционном смысле [Lange 1865; Dijksterhuis 1961; Yolton 1983]. Заманчиво, таким образом, использовать слово «физикализм» для дистанцирования от представляющегося исторически важным, но более научно не приемлемым тезиса материализма и вместе с тем для акцентировки связи с физикой и с науками о физическом. Однако, хотя физикализм и правда отличается от других метафизических учений своей увязанностью с науками и с одной конкретной наукой, физикой, не очевидно, является ли это весомым основанием для именования этой позиции именно «физикализмом», а не «материализмом». Ведь многие современные физикалисты действительно используют слово «материализм» для описания своей доктрины (см., напр., [Smart 1963]). Кроме того, хотя «физикализм», несомненно, соотнесен с «физикой», он соотносится также и с «физическим объектом», а этот термин, в свою очередь, самым тесным образом связан с термином «материальный объект», а через него и с «материей».

Чем отличаются гуманитарное и естественнонаучное познание?

Главным отличием естественной науки от гуманитарной является то, что первая рассматривает природные явления в их широком разнообразии, а вторая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта. Следующим отличием рассматриваемых наук является инструментарий. В случае с гуманитарными науками основным методом является интерпретация фактов, а в случае с естественными науками – описание закономерностей, лежащих в основе происходящих процессов. Естественные науки рассматривают мир как существующий объективно, изучают структуру этого мира и природу его элементов. Естествознание обращается к опыту, который считается основанием знания и одним из критериев истины. Гуманитарные науки же изучают мир, созданный человеком, с позиции его духовного содержания и культурной ценности. В связи с этим, гуманитарные науки опираются на значимость вещей, на смысл, который они несут. Гуманитарные науки связаны со знаковыми системами и и отношением этих систем к человеческой действительности. Естественные науки отличаются от гуманитарных и по функциям. Естественные науки выполняют функцию описания, объяснения и предсказания явлений и свойств объективного мира. Функцией гуманитарных наук является понимание. Эта функция специфична, и заключается в раскрытии и истолковании смысла какого-либо произведения. Понимание в свою очередь имеет два определения: психологическая знаковая Первая трактовка – психологическая, согласно ей процесс понимания заключается в выявлении замысла, мотива и целей автора произведения. К примеру, если необходимо понимание какого-либо исторического явления – в данном случае, оно будет являться произведением – то берутся во внимание социально-экономические условия, политические и культурные условия, а также рассматриваются личностные и психологические качества субъекта исторических действий. Вторая трактовка понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, то есть произведение воспринимается как «текст» в широком понимании этого слова. Объектом понимания в данном случае является смысл, который объясняется как содержание «текста» относительно «пересказов», или «текст» представляется различными знаковыми системами. Границы, определяемые между различными видами наук, в достаточной степени являются условными. Для современного этапа развития научного познания характерным является то, что обогащение научных методологий носит взаимный характер. Теоретические уровни наук сходятся в общетеоретическом объяснении принципов и законов, а каждая наука служит формированию мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: