Учащейся 3 курса 7392 группы

Филиал БГЭУ «Минский торговый колледж»

(наименование учебного заведения)

Савицкая Ульяна Сергеевна

(фамилия, имя, отчество)

проходившего преддипломную практику на

  ЗАО «Гаспадар и Гаспадыня»

 (наименование организации)

 

с «21» мая 20 20 г.

по «17» июня 20 20 г.

 

За время преддипломной практики учащаяся

Савицкая Ульяна Сергеевна

(фамилия, имя, отчество)

выполнила программу в соответствии с утвержденным планом _________________________________________________

(полностью, не полностью)

К практике относилась (дать краткий отзыв) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания по дневнику и отчету __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Общая оценка по практике

(по десятибалльной системе)______________

 

Общее заключение руководителя практики о подготовленности учащейся-практиканта к самостоятельной работе __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Руководитель практики

от организации           _______________________ Скачкова С.Н.

                                           (должность, подпись)

 

 

                                  «___» __________________20 20 г.


 

№ п/п Число, месяц Тема Время прохождения Подпись руководителя практики от торгового предприятия Подпись руководителя практики от колледжа
1 2 3 4 5 6
1 21.05 Ознакомление с торговым предприятием 6 часов    
2 22-23.05 Организация управления коммерческой деятельностью 6 часов    
3 25-26.05 Информационное обеспечение коммерческой работы 6 часов    
4 27.05 – 04.06 Организация хозяйственных связей 6 часов    
5 05-06.06 Порядок заключения договоров 6 часов    
6 08-09.06 Формирование и регулирование ассортимента товаров 6 часов    
7 10.06 Конкурентная среда торгового предприятия 6 часов    
8 11.06 Организация учета и контроля за закупками товаров 6 часов    
9 12-13.06 Методы оценки покупательского спроса 6 часов    
10 15-17.06 Рекламная деятельность торгового объекта 6 часов    

1. Дневник

1. Изучение структуры управления коммерческой деятельностью

Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется. Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.

Коммерческая деятельность – это деятельность, направленная на совершение процессов купли – продажи товаров и услуг и получение прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей. Она оказывает существенное влияние на производство и потребление. Она ориентирована на развитие производства и реализацию товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка.

Коммерческая деятельность включает такие процессы, как:

· информационное обеспечение;

· определение потребности в товарах;

· установление хозяйственных связей;

· закупка товаров;

· планирование ассортимента и сбыта продукции;

· продажа товаров;

· оказание услуг.

Управление коммерческой деятельностью базируется на принципах и методах управления. Принципами коммерческой деятельности являются:

· доходность и прибыльность;

· высокая культура обслуживания;

· работа в соответствии с действующим законодательством;

· оптимальность принятия коммерческих решений;

· равноправие партнеров, участвующих в хозяйственных связях;

· взаимодействие коммерции с новыми направлениями маркетинга и менеджмента;

· предвидение коммерческих рисков;

· учет изменения рыночной ситуации и адаптация коммерческих работников к новым условиям работы.

 Методы управления представляют собой способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельности предприятия в целом. Они подразделяются на административные, организационные, экономические, правовые, социально-психологические.

 

Административные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала данного предприятия. Экономические методы управления – это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, зарплата, прибыль). Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов. Социально-психологические методы представляет собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.

Планирование - одна из важнейших функций управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий.

Сущность организации как функции управления состоит в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей. Организация управления включает также оперативное регулирование, под которым подразумеваются текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретной рыночной ситуацией.

Учет как функция управления коммерческой деятельностью представляет собой документальное оформление поступлений, приемки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии. Благодаря учету обеспечивается сохранность материальных ценностей и денежных средств, контроль за торговыми процессами и результатами коммерческой деятельности.

Под контролем подразумевается активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдение документов, регламентирующих предпринимательскую деятельность торгового предприятия. Контроль вместе с учетом информирует предпринимателя о результативности торговых процессов и служит средством корректирующего воздействия со стороны органов управления на тех, кому надлежит исполнять управляющие решения.

Для управления коммерческой деятельностью проводится:

· разработка целей осуществления коммерческой деятельности;

· распределение функций производства и управления коммерческой деятельностью;

· распределение заданий между работниками;

· установление порядка взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;

· организация системы стимулирования, снабжение и сбыта;

· организация торгово-технологического процесса.

В ЗАО «Гаспадар и Гаспадыня» организацией управления коммерческой деятельностью занимается торговый отдел, а именно товаровед. В процессе своей работы торговый отдел решает большой круг задач и выполняет ряд функций, связанных с закупкой, поставкой товаров, организацией продажи товаров. Кроме того, можно сказать, коммерческой работой в магазине занимаются и продавцы на своих рабочих местах, так как они выставляют товар, дают информацию покупателю о товаре, оказывают дополнительные услуги, то есть осуществляют торговый процесс, а коммерческая работа также включает в себя торговый процесс.

Основными задачами торгового отдела являются:

- разработка и реализация стратегии сбыта (продаж);

- обеспечение управления - взаимодействием с потребителями товаров (услуг);

- своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции (продажу товаров, оказание услуг);

- обеспечение выполнения планов поставки продукции (продажи товаров, оказания услуг) в сроки по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами, контроль за соблюдением режима поставки;

- обеспечение учета приемки и отчетности по отгрузке продукции, контроль за поставкой продукции структурным единицам и соблюдением нормативов остатка готовой продукции;

- составление оперативной и статистической отчетности о выполнении планов по заказам, договорных обязательств и своевременное представление ее руководству предприятия;

Отчёт товароведа о продаже товаров – Приложение 1.

- содействие реализации ценовой политики предприятия.

Все эти задачи можно обобщить в 3 основные: закупка (поставка) товаров, реализация покупателям и анализ эффективности работы.

Функции торгового отдела:

- осуществляет работу по заключению договоров с поставщиками на поставку товаров согласно товарной номенклатуре магазина;

- осуществляет постоянные проверки наличия на предприятии товаров согласно ассортиментному перечню;

- организует проведение мероприятий по ускорению продвижения товаров;

- представляет документы, необходимые для предъявления претензий и штрафных санкций поставщиками;

- проводит анализ поступления и реализации товаров из других источников, а также выполнение поставщиками договорных обязательств по срокам поставки, ассортименту и качеству поставляемых товаров;

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению и снижению потерь в процессе товародвижения;

- вносит предложения по установке наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

- проводит постоянную работу по изучению структуры товарных запасов и их нормализации, проводит обучение работников торгового зала, обеспечивающих реализацию товаров, по вопросам качества, потребительских свойств;

- осуществляет постоянную проверку правильности применения поставщиками цен на товары, а также принимает меры по недопущению их необоснованного роста;

- рассматривает письма, заявления и жалобы покупателей, относящихся к компетенции отдела, вносит предложения по разрешению этих жалоб;

- обеспечивает наличие в магазине нормативной документации по вопросам качества товаров.

Для работников торгового отдела прописаны должностные обязанности, так для выполнения возложенных на него функций товаровед обязан:

· определять требования к товарам, соответствие их качества стандартам, техническим условиям, договорам и другим нормативным документам;

· изучать спрос населения на товары;

· участвовать в ярмарках по оптовой продаже товаров, составлять заявки, заказы, договора на поставку товаров;

· контролировать выполнение договорных обязательств, поступление товаров в ассортименте, по срокам, количеству и качеству, соблюдение требований сертификации и лицензирования товаров;

· заниматься вопросами приемки и замены брака;

· подготавливать материалы по претензиям при нарушении поставщиками договорных обязательств, обязательств по качеству поставленных товаров;

· принимать меры к ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, изучать причины образования сверхнормативных товарных ресурсов и «неликвидов», принимать меры по их реализации;

· осуществлять контроль за соблюдением правил хранения товаров и торговли ими;

· осуществлять оперативный учет итогов реализации товаров, анализировать состояние и динамику спроса;

· составлять конъюнктурный обзор, отчетность по установленным формам, оформлять необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией товаров;

· участвовать в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей;

· обеспечивать порядок ценообразования, согласно указаниям соответствующих органов;

· консультировать продавцов по техническим характеристикам новых товаров;

· поддерживать чистоту и порядок на территории организации и непосредственно на рабочем месте.

 Товаровед имеет право:

· знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности, вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы;

· получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

· принимать участие в обсуждении вопросов общественной жизни коллектива, охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

Товаровед принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации. В своей деятельности он руководствуется: нормативными документами по вопросам выполняемой работы; методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов; правилами трудового распорядка; приказами и указаниями руководителя организации; должностной инструкцией Товароведа.


 

2. Дублирование должностных обязанностей работников коммерческого отдела

2.1 Информационное обеспечение коммерческой работы

Информация является одним из важнейших элементов управления коммерческой деятельностью торгового предприятия.

Коммерческая информация — совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности — система сбора, обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в статике и динамике, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим направлением.

Коммер­ческая информация используется для снижения коммерческих рисков, своевременной корректировки поведения торговой ор­ганизации на рынке, обеспечения ее эффективной работы. Коммерческая информация позволяет торговой организа­ции, с одной стороны, оценить ситуацию на данный момент и сформировавшиеся тенденции за прошедший период, с другой — использовать имеющуюся коммерческую информацию для прогнозов, стратегического планирования своей коммерче­ской деятельности.

Для принятия правильных коммерческих решений необходимо иметь информацию о конкурентах-поставщиках товаров и о конкурентах торговых фирм-покупателей товара. При изучении всех потенциальных поставщиков (продавцов) товара обращают внимание на:  

- позицию поставщика на рынке (объём и структура предлагаемых товаров, имидж фирмы, ее доля в объеме продаж данных товаров на рынке);

-  характеристику предлагаемых товаров (технические параметры, цена, качество, конкурентоспособность, имидж товарной марки, привлекательные черты, новизна товара и упаковки, ассортиментная политика, степень обновления ассортимента);

- виды и характер услуг, предлагаемых поставщиками-конкурентами; практика рекламной деятельности и виды стимулирования продаж; практика товародвижения (вид и условия транспортирования, размеры партий); уровень издержек, прибыли, тенденции их развития;

- финансовое положение предприятий-конкурентов, их платежеспособность;

- коммерческие условия договоров поставки, предлагаемые конкурентами (цены и порядок расчетов, сроки и партии поставок, транспортные условия);

- надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств.

Эта информация позволяет сделать поставщику правильный выбор при закупке товаров. Чем больше изготовителей одного и того же товара, тем больше конкуренция между ними, тем в более выгодном положении находится покупатель товара.

Для успешной коммерческой деятельности должны быть изучены предприятия - покупатели товара, с которыми придется конкурировать торговой фирме. Следует знать, какие методы продажи применяют конкуренты, объемы продаж, формы стимулирования сбыта, цены, услуги, сервисное обслуживание, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, платежеспособность, экономические и финансовые показатели, характер рекламной работы, имидж. При этом следует выделить сильные и слабые стороны конкурентов и объективно оценить позицию своей фирмы на рынке для разработки стратегии в конкурентной борьбе.

Информация о конъюнктуре рынка дает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уровень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений. Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тенденции его развития. Сюда же относятся информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирования и развития. Все это является базой для обоснования потребности в товарах. Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т.д.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия предполагает изучение и анализ следующей информации:

- финансово-экономическое положение фирмы;

- анализ торгового ассортимента;

- стратегия предприятия на рынке и на отдельных его сегментах;

- материально-техническая база торгового предприятия;

- научно-технический потенциал торговой фирмы;

- кадровый состав, его образование.

Целью изучения и анализа информации по данным направлениям является определение конкурентных возможностей торговой фирмы, выявление сильных и слабых сторон, поиск путей улучшения коммерческой деятельности.

Информация бывает первичная – данные, полученные для решения конкретной исследуемой проблемы. К ней относятся письменные, телефонные запросы, переговоры с постоянными покупателями. Также информация бывает вторичной – это данные, собранные для других целей, существующие независимо от исследуемой проблемы. К ней относятся адресные книги, отраслевые справочники, каталоги, проспекты, рынок товаров и биржевая документация, газеты, зарубежный опыт.

Основными источниками коммерческой информации
являются:

· внешние источники текущей информации, в том числе:

- официальные издания и документы (статистические справочники, публикации в газетах, журналах, информация на официальных интернет-сайтах, литература, реклама конкурентов и т. д.);

- коммуникационные процессы (беседы с торговым персоналом предприятия, поставщиками, посещение ярмарок и выставок и т. п.);

· внутренние источники текущей информации: документы бухгалтерского и управленческого учета, содержащие данные о динамике товарооборота, товарных запасах, объемах продаж по видам товаров, затратах, прибыли и т. д.; маркетинговые исследования — целенаправленный сбор и обработка данных в соответствии с заранее разработанным планом в связи с какой-либо задачей.

Процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений называется маркетинговым исследованием. Для сбора информации на торговом предприятии применяется такой метод, как наблюдение. С помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. После чего, полученные сведения анализируются. На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.

Требования, предъявляемые к коммерческой информации в магазине: точность, оперативность, доступность, однозначность, экономичность. Любая коммерческая информация должна быть тщательно отобранной и объективной.

 

 

2.2 Коммерческая тайна. Изучение сведений, относящихся к коммерческой тайне и ознакомление с методами обеспечения защиты коммерческой тайны

 

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:

- учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителя);

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии);

- документы о платежеспособности;

- информация о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличие свободных рабочих мест

- справки об уплате налогов, обязательных платежей;

- данные о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда;

- сведения, необходимые для проверки правильности начислений и уплаты налогов;

В ЗАО «Гаспадар и Гаспадыня» к коммерческой тайне относят:

· Устав предприятия;

· договора;

· сведения о закупочных ценах и местах закупки;

· сведения о выплате заработной платы;

· методы управления финансами предприятия;

· информация о доходах организации;

· деловые письма – Приложение 2.

Для обеспечения защиты коммерческой информации в «Гаспадар и Гаспадыня» предпринимаются следующие меры:

- строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;

- назначение ответственных лиц и наделение их должностными полномочиями;

- инструкции по работе с секретными документами;

- контроль за письменными обязательствами и неразглашение коммерческой тайны.

Средства защиты: к документам, содержащим важные сведения, допускаются только проверенные работники. Количество экземпляров – строго ограничено, число копий – учитывается. Также применяется физическая защита (замки, сейфы, решетки на окнах), электромеханические средства защиты (сигнализация).

Можно сказать, что в ЗАО «Гаспадар и Гаспадыня» система защиты коммерческой тайны комплексная.

 

 

2.3 Основные источники закупки товаров, поставщики товаров на торговом предприятии. Организация хозяйственных связей торгового предприятия

 

Коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи.

Основная задача закупочной работы - выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные оптовые закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.

В коммерческой деятельности в ходе закупки организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.

Процесс закупки включает в себя:

- приобретение потребительских товаров;

- организацию перемещения приобретенных товаров;

- организацию смены собственника и места размещения;

- сбор, анализ и передачу информации различным подразделениям торгового предприятия (бухгалтерии, отделу сбыта, транспортному отделу).

Закупочная работа дает возможность сформировать оптимальный ассортимент товаров торговых предприятий, воздействовать на производителей товаров. Именно закупки обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Источниками поступления товаров на предприятие являются:

- промышленные и сельскохозяйственные предприятия, местная промышленность, индивидуальные производства;

- оптово-посреднические структуры;

- оптовые и оптово-розничные склады;

- поставки от зарубежных фирм и компаний.

Правильно организованные закупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарных запасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения.

Закупка товаров - это приобретение (купля) товаров для дальнейшего целевого использования.

Работа по оптовым закупкам товаров включает в себя комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. Весь процесс закупочной работы состоит из предварительных, собственно закупочных и заключительных коммерческих операций.

К предварительным операциям по закупке относятся:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса;

- определение потребности в товарах;

- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков;

- составление заявок и заказов на поставку товаров;

- разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.

Собственно закупочные операции включают:

- заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров;

- уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров;

- приемку товаров и их оплату поставщикам.

Заключительные операции по закупкам включают:

- оперативный учет выполнения договоров поставки;

- оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договоров поставки;

- контроль над ходом выполнения оптовых закупок.

Осуществление закупок товаров невозможно без изучения и прогнозирования покупательского спроса. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по закупкам товаров.

 

Поставщиками магазина «Гаспадар и Гаспадыня» являются:

· ОАО «Могилевский завод СТРОММАШИНА» - замочно-скобяные изделия, садово-огородный инвентарь;

· Могилевское открытое акционерное общество «Красный металлист» - столовые приборы, кухонные принадлежности (лопатка кулинарная, картофелемялка), посуда (щипцы кондитерские, ложки разливательные), ножи, ножницы;

· УП «Тифлос» - электроустановочные изделия, скобяные изделия, мебельная фурнитура, дюбели, шланги поливочные, газовые, водопроводные;

· ОАО Гродненский завод токарных патронов «БелТАПАЗ» - садово-огородный инвентарь;

· ЧУП «МАВ» - краска «Эмалька»;

· ОАО «БЗПИ» - корзина, таз, бочка, бак для душа, вазон цветочный, горшок для цветов, грабли, держатель для бумажных полотенец, доска разделочная, крышка для СВЧ, мешок для мусора, поднос, ящик для ягод и грибов и др.;

· ОАО «Инвет» - изделия для хозяйственных нужд (прищепки, выбивалки), изделия для сада и огорода (ведра, лейки), изделия для кухни (столик-поднос, воронка, крышки, контейнер для продуктов);

· ЗАО «ВИТЭКС» - губные помады, блески, бальзамы для губ, лаки и средство для ногтей, бальзамы для волос, гель для душа, крема, товары бытовой химии;

·  и другие.

На товарах поставщиков имеются товарные знаки, которые позволяют отличить их товар, от товара других поставщиков.

Хозяйственные отношения между партнерами и торговым объектом регулируется договором поставки.

Работа товароведа включает в себя:

- поддержание деловых контактов с поставщиками, осуществление переговоров по вопросам сроков поставки, выборки по ассортименту и моделям;

- участие в составлении заявок на поставку товаров;

- оформление необходимых документов, связанных с поставкой и реализацией продукции;

- ведение оперативного учета поступления и реализации товаров;

- подготовка претензионных документов по некачественному товару;

-определение соответствия качества товаров требованиям нормативных документов, договорам;

- обеспечение наличия сертификатов соответствия качества, других нормативно – технических документов.

- осуществление ежемесячного контроля за состоянием товарных запасов на складах и в секциях и их движением, организует возврат и замену недоброкачественных товаров.

 

 

2.4 Товароснабжение торгового предприятия

 

Товароснабжение — это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров. Правильная организация товароснабжения торгового объекта – важнейшее условие удовлетворения спроса населения и эффективной работы магазина.

Основные задачи товароснабжения:

· обеспечение полноты ассортимента, оптимального уровня и структуры товарных запасов в магазине;

· повышение экономической эффективности товароснабжения за счет ускорения товарооборачивемости и сокращения звенности товародвижения;

· обеспечение четкой взаимосвязи технологических процессов в розничной торговле;

· повышение эффективности и достоверности изучения спроса.

Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения являются планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность. Планомерность предполагает организацию завоза товаров в соответствии с заданиями по товарообороту, ассортиментным профилем магазина, состоянием товарных запасов. Ритмичность - осуществление завоза товаров через оптимальные промежутки времени в течение дня, недели, месяца. Оперативность предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе. Централизация предполагает организацию товароснабжения силами и средствами поставщика. Технологичность товароснабжения означает внедрение наиболее прогрессивных технологических решений на всем пути движения товаров от поставщика до магазина. Экономичность товароснабжения характеризуется минимальными расходами на транспортировку, высокой оборачиваемостью товаров, их сохранностью и снижением затрат на реализацию.

Рациональная организация товароснабжения предприятия торговли имеет немаловажное значение для всех звеньев продвижения товаров от производителей к конечным потребителям - населению. Эффективная организация товароснабжения позволяет сократить время продвижения товаров по звеньям товародвижения, снизить затраты предприятий на организацию товароснабжения, снизить конечную цену реализации товаров населению.

Благодаря рационально организованному товароснабжению в розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высоки финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.

Основанием для завоза товаров в магазин «Гаспадар и Гаспадыня» является заявка. Она составляется по установленной форме с указанием наименований товаров, их видов, требуемого количества. Заявка составляется товароведом секции и отправляется поставщику. В первую очередь в заявку включаются товары, предусмотренные ассортиментным перечнем, но отсутствующие в продаже. Затем включаются товары, запасы которых необходимо пополнить, и товары, не предусмотренные ассортиментным перечнем, но пользующиеся спросом у покупателей. При составлении заявок учитывается следующее:

· спрос населения;

· степень его удовлетворения;

· размер однодневной продажи;

· наличие не пользующихся спросом товаров;

· складскую площадь магазина;

· частоту завоза.

· Частота завоза и размер поставки товаров зависят от:

· физико-химических свойств товара;

· предельных сроков их реализации;

· среднедневного объема продажи;

· емкости подсобных помещений;

· оборудования в торговом зале;

· минимальной нормы доставки.

Товары, поступающие в магазин, сопровождаются товарно-транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная – это документ, применяемый для оформления и сопровождения перевозки товара автомобильным транспортом. Печатается он в четырех экземплярах: первый – грузополучателю, второй – грузоотправителю, третий и четвертый – перевозчику. Товарно-транспортная накладная содержит следующие сведения: автомобиль, водитель, заказчик автомобильной перевозки (плательщик), грузоотправитель, грузополучатель, основание отпуска, пункт погрузки, пункт разгрузки, наименование товара, единица измерения, количество, цена, стоимость, ставка НДС, сумма НДС, стоимость с НДС, количество грузовых мест, масса груза, примечание. Кроме товарно-транспортной накладной к числу основных документов, необходимых при грузоперевозках, относят: договор на перевозку товара, путевой лист. К числу документов дополнительного характера, которые могут входить в пакет документов на перевозку груза, относиться: товарная накладная; паспорта или сертификаты соответствия, декларации соответствия и т.п.

Если по каким-либо причинам в товарно-транспортной накладной отсутствует вся необходимая информация о грузе, то в наличии должна быть товарная накладная, в которой указана эта самая «недостающая» информация.

Цены на товары определяются в прайс-листах поставщика. Прайс-лист – это перечень цен на товары, предлагаемые каким-либо предприятием. Он содержит следующее:

· адрес и контакты предприятия;

· штрих-код товара;

· наименование продукции;

· количество;

· цена без НДС;

· цена с НДС.

 

 

2.5 Порядок заключения договоров. Изучение договорной работы, различных видов деловой документации, связанной с поставкой товаров

 

Договор – это документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения. Договоры поставки, купли-продажи, а в некоторых случаях договоры комиссии или поручения являются основными документами, определяющими права и обязанности сторон и полностью, регулирующими отношения, связанные с поступлением товаров в торговые предприятия.
Согласно Гражданскому кодексу республики Беларусь, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К существенным условиям договоров поставки относят условия о предмете договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность), цене, цели приобретения товара, определения срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары по договору.

Инициатива заключения договора на основе свободного согласия сторон может исходить как от продавца, так и от покупателя. Обе стороны самостоятельно ищут партнеров для установления хозяйственных связей, их никто не вынуждает к заключению договора.

Анализ договора на поставку товаров народного потребления от ОАО «Эллектроаппаратура»:

В соответствии с Положением о поставках товаров в РБ в данном договоре отражены:

- Предмет договора;

- Сроки и порядок поставки;

- Качество продукции;

- Цены и порядок расчетов;

- Имущественная ответственность;

- Форс-мажорные обстоятельства;

- Срок действия договора, расторжение договора, рассмотрение споров;

- Особые условия.

Кроме того данный договор содержит следующие реквизиты:

Точное и полное наименование и юридические адреса сторон договора

Дата заключения договора

Надлежащие собственноручные подписи сторон.

Договор поставки – Приложение 3.

При заключении договора поставки по переписке используются следующие юридические нормы:

Оферта - письменное предложение о поставке партий товаров на оговоренных условиях. Различают свободные и твердые оферты. Свободная оферта представляет собой предложение на одну партию товара, которое направлено нескольким возможным партнерам, т.е. это предложение без обязательств. Срок ответа на свободную оферту не указывается и согласие партнера еще не означает признание договора заключенным, т.к. сторона, отправившая свободную оферту, имеет право выбора. Отвечать на такую оферту не обязательно, однако покупатель, заинтересован в поддержании хозяйственных отношений со стороной, приславшей свободную оферту, должен отказаться от нее в тактичной форме.

Твердая оферта – предложение на поставку определенной партии товара, посланное только одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец считает себя связанным данным предложением, т.е. не вправе изменить либо отменить или сделать предложение другому покупателю. При согласии с условиями твердой оферты, сторона получившая предложение акцептует его и таким образом договор заключается на предложенных условиях. При несогласии с условиями твердой оферты покупатель может направить продавцу, приславшему ее контроферту (протокол разногласий). Если ответ от какой-либо стороны не последует либо стороны не придут к согласию в указанные сроки, то такая ситуация расценивается как отказ от заключения договора и стороны освобождаются от ответственности.

Акцепт – согласие со всеми условиями оферты, что предполагает согласие на заключение договора поставки. При несогласии с условиями акцептант посылает контроферту со своими условиями и сроками ответа.

Проанализировав и изучив договоры между разными предприятиями и магазином «Гаспадар и Гаспадыня», можно сделать вывод о том, что данные договоры практически одинаковы, то есть, соблюдены все условия заключения договоров. А также обе стороны изложили все свои требования и требования в протоколе разногласий, который обычно прилагается к договору.

К деловой документации, связанной с поставкой товаров, относят: заявка, заказ, протокол намерения, протокол согласования цен, протокол разногласий, дополнительное соглашение, деловое письмо, спецификация, предложения поставщика.

Заявка – выражение намерений получить определенный товар. Оформляется письменно и направляется заинтересованной стороной тому, кто обеспечивает выполнение заявки. По получению заявки продавец направляет покупателю предложение для заключения договора на поставку.

Протокол о намерениях — договор о намерениях, документ, в котором фиксируется обоюдное желание потенциальных партнеров заключить сделку.

Протокол разногласий — документ, составленный стороной, получившей проект договора (оферту), согласной заключить договор, но на иных условиях (всех или части), отличающихся от тех, которые содержались в проекте договора.

Протокол разногласий – Приложение 4.

Дополнительное соглашение - это прилагаемый к договору документ, в котором фиксируются те изменения в условиях первоначально заключенного договора.

Спецификация - это перечень наименований на поставляемый либо приобретаемый товар, с указанием единиц измерения, количества, а так же с максимально полной информацией по производителю, заполняется на основании проекта, либо другого документа, на основании которого есть потребность в приобретении товара.

Спецификация – Приложение 5.

 

2.6. Конкурентная среда торгового предприятия

У нашего торгового предприятия на данный момент практически нет конкурентов, ведь он находится в районе новостройки, а ближайшие конкуренты находятся в нескольких километрах. Это является очень хорошим преимуществом и обеспечивает предприятию высокий товарооборот.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: