Раздел 5. Игры на саморегуляцию и самоконтроль, умение владеть собой в различных ситуациях

Игра «Секретное слово»

Вид игры: игра с правилами

Цель: развитие умения контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память и внимание.

Ход игры: ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имен мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребенок уже хорошо поймет суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.

Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребенку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!

Игра «Да и нет не говорите»

Вид игры: игра с правилами

Цель: развитие умения контролировать свою речь, обогащение словарного запаса за счет синонимов, развитие быстроты реакции.

Ход игры: перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещенными (как правило, это «да» и «нет», «черный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задает каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещенным словом. Дети в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещенного слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:

- Ты любишь мороженое?

- Обожаю! (Вместо:«Да!»)

Тот игрок, который все же ответил запрещенным словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.

Игра «Сокровища пирата»

Вид игры: ролевая

Цель: развитие умения контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку.

Ход игры: водящий (обычно – взрослый, но можно и меняться ролями) – это пират. Он сидит в определенном месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов. Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснет». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.

Игра «Секретное слово»

Вид игры: игра с правилами

Цель: развитие умения контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память и внимание.

Ход игры: ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имён мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.

Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!

Игра «Репка»

 Вид игры: игра с правилами

Цель: развитие умения контролировать себя, а также тренировать память, внимание и быстроту реакции.

Ход игры: игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:

Репка – на два хлопка в ладоши

Дедка – на слова «кхе-кхе»

Бабка – на слова «ой-ой»

Внучка – на слова «ля-ля»

Жучка – «гав-гав»

Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»

Мышка – «пи-пи»

Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т.д.

Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.

Игра «Разведчики»

Вид игры: игра с правилами

Цель: развитие наблюдательности, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции.

Оборудование: любая игрушка

Ход игры: ведущий прячет (ставит или кладет где-либо на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку из киндер-сюрприза, например), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет ее.

 

Игра «Прогулка в лес»

Вид игры: игра с правилами

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.

Ход игр:

Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мо­стику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в бо­лоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: