Научи меня, Боже, любить

 

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью, -

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

(К. Р.)

Не говори, что нет спасенья

 

Не говори, что нет спасенья,

Что ты в печалях изнемог;

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

 (А. Н. Майков)

 

Девушка пела

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

  (А. А. Блок)




Родине

 

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...

 

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

 

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

(И.А.Бунин)

 

 

Люблю тебя в твоем просторе я

И в каждой вязкой колее.

Пусть у Европы есть история, —

Но у России: житие.

 

В то время, как в духовном зодчестве,

Пытает Запад блеск ума,

Она в великом одиночестве

Идет к Христу в себе сама.

 

Порфиру сменит ли на рубище,

Державы крест на крест простой, —

Над странницею многолюбящей

Провижу венчик золотой.

                                         (С.Парнок)


Упражнение 24. Прочитайте проповедь митрополита Николая (Ярушевича), интонационно выделяя главные мысли [2] .

 

Какой славой для Православной Церкви является сонм ее святых! Какое их бесчисленное множество!

Сколько тысяч их мы знаем по именам, но еще больше - нескончаемые тысячи - мы по именам и не знаем. Разве мы можем назвать поименно всех тех святых мучеников в числе 20 тысяч, которые были сожжены в Никодимии в праздник Рождества Христова нечестивым царем Максимианом? Языческий царь Максимиан (это был 302 год по Рождестве Христовом) справлял праздник победы, принося жертвы богам. На площади около язычников оказались, может быть из любопытства, и многие христиане. Когда началось кропление народа идоложертвенной кровью, то есть кровью животных, закланных в честь идолов, христиане побежали с этой площади к своему святому храму. Максимиан повелел сжечь и храм со всеми молившимися, и всех, кто находился в ограде и около храма. В этот день, 28 декабря по церковному стилю, мы прославляем этих 20 с лишком тысяч мучеников за Христа, сожженных нечестивым Максимианом. Разве мы можем знать их имена?

Разве нам ведомы имена 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом вскоре после рождения Спасителя мира,- младенцев, еще не вкусивших греха и святыми своими душами прославляющих Господа в Небесном Его Царстве? В рождественские дни мы вспоминаем и эти 14 тысяч мучеников - детей, убиенных за Христа.

Разве известно множество тысяч имен подвижников и пустынников палестинских, египетских, сирийских, которые от IV века христианства сияли своими подвигами в великих обителях этих стран и о которых церковные историки говорят, что каждый, кто обитал в этих святых обителях, достиг святости своими подвигами? Или имена подвижников русских монастырей?

А сколько просто рабов Божиих, живших и не в монастырях и не в пустынях, а в обычных домах, но с Господом в душе, праведная жизнь которых была покрыта покровом их величайшего смирения, которые спаслись для вечной жизни, вошли в Царствие Небесное и остались или, чаще всего, не остались в памяти людей, уйдя, как верные дети своего Божественного Учителя, к Господу и ведомые только Ему Одному!

Их миллионы, прославляемых нами святых Божиих людей. Какой они дают всем нам урок - и святители, и преподобные, и мученики, и просто рабы Божии, которые в тайниках своего сердца спасались верою и добродетельною своею жизнью? Святой апостол Павел отвечает на этот вопрос. Он говорит: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12, 14).

Вот цель нашей жизни, вот завет всех святых Божиих угодников: к святости стремиться, иначе говоря, к спасению своей души, как к этой святости стремились все Божии люди.

Господь не требует от нас, чтобы мы, подобно Его Апостолам, оставили свои семьи, свои дома. Никто нас не истязает и не мучает так, как мучили в первые века святых Христовых мучеников. Но все мы должны жить со Христом и в этой жизни со Христом достигать святости или вечного спасения, стать достойными небесных обителей радости, света и вечного счастья у нашего Небесного Отца.

Ведь что мы обещали Господу Богу в Святом Крещении через своих восприемников, а потом много раз обещали Господу в минуты благодатного покаяния? Мы обещали отречься от диавола, как начальника всех грехов; обещали много раз в течение всей жизни при своем покаянии отказаться от греховной жизни и всеми силами души сохранять в себе чистое сердце.

Мы сочетались со Христом в Святом Таинстве Крещения, а это значит, что мы и душу, и тело, и жизнь, и свободу - всё должны посвятить нашему Господу Иисусу Христу. В этом сила нашего христианского крещения, в этом значение нашего христианского звания, в этом сущность нашей христианской жизни. Если же кто и принял Святое Крещение, но не живет со Христом, о том сказано в слове Божием, что он кажется только живым, но он мертв.

Мы должны жить со Христом. Это что значит? Живет со Христом тот, кто верует в Спасителя; тот, кто верует в Господа как Источник благодати, без которой мы все погибли бы во грехах своих; кто верует в Господа как Судию и Воздаятеля, Который имеет власть или прославить нас или повергнуть в скорбь и плач. Живет со Христом тот, для кого Господь Иисус Христос и свет, и жизнь, и утешение, и радость, и блаженство, и наслаждение, и высочайший пример для подражания. Пусть никто не подумает, что идти за Христом - это значит наносить какой-либо ущерб своим делам земным, домашним или служебным, рабочим. Напротив, кто идет за Христом и принимает Его Пресвятое имя, того Господь благословляет успехом в его трудах, тот освящается в своих трудах благословением Божиим и Господь взирает на него, как на Свое верное дитя. Он благословляет его совершать земные его труды и в то же время никогда не забывает того, что жить со Христом, спасать свою душу - это священнейший долг каждого, кто носит высочайшее звание христианина, кто путем спасения идет к вечной жизни.

Дорогие мои, мы живем со Христом, мы спасаем свои души не только помощью Божией, не только своими слабыми силами, стремясь к святости. Разве святые угодники Божии когда-либо порывали или разрывают связь с нами? Никогда. Они пребывают в Церкви Небесной, мы пребываем в Церкви земной, а Церковь Небесная и Церковь земная - одно Тело Христово. Если они в своей земной жизни молились за нас, разве теперь, когда они стоят у Престола Божия, не тем ли чище и действенней их молитва за нас, помогающая нам спасать грешные души? Если они любили нас, любили людей в своей земной жизни, то не тем ли совершенней их любовь к нам, их забота о нас теперь, когда они приобщились любви Божией, когда они созерцают Самого Господа? Они, мы веруем, непрестанно молятся о том, чтобы мы жили со Христом в душе, чтобы мы учились подражать нашему Спасителю и им, святым угодникам, в вере, терпении, любви, молитве, покаянии, смирении, незлобии, чтобы не погибла ни одна душа, ибо на каждом из нас лежит печать, неизгладимая печать дара Духа Святого, которую мы получили в Святом Крещении. И нужно, чтобы мы с этой печатью на своей бессмертной душе непостыдно предстали перед лицом Божиим, когда Господу угодно будет нас призвать.

Веруя в то, что в деле нашего спасения нам помогают и молитвы святых угодников, мы им молимся, мы их благодарим за ту помощь, которую не раз осязали на себе. Мы их просим, чтобы они умоляли за нас Христа Спасителя нашего, чтобы Он за грехи наши не отнимал от нас Своих благословений, но помогал нам терпеть в скорбях, каяться в грехах и никогда не потерять Господа Иисуса Христа в своем сердце.

И дай Бог нам иметь в себе чистое сердце и не опаздывать в деле спасения! Не знает никто из нас, когда постигнет его болезнь и смерть. Не откладывайте на завтра украшение души теми святыми Божиими добродетелями, которые ведут всех нас к спасению, как привели к спасению вечному святых угодников.

Пошли же, Господи, нам всем, по молитвам святых, постоянное памятование среди трудов земных о том, что мы придем к вечной жизни и что наибольшим и наивысшим счастьем для наших бессмертных душ будет поклонение Господу, Преблагословенной Матери Божией и святым угодникам Божиим.

 

ЗАДАНИЕ: представьте, что Вы экскурсовод в Третьяковской галерее и подводите группу иностранных туристов к картине Василия Поленова «Христос и грешница». Составьте рассказ по картине.

Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании - идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница... А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина... Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования. Ее живописно-пластическое решение, композиционная разработка по существу оставались академическими с той только разницей, что основная по смыслу группа не являлась центральной. Вместе с тем стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить красочно и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен, в мерном чередовании которых исчезает глубинность линейного построения, привела его к стилистическим решениям близким живописи модерна. Таким образом, синтез, которого добивался художник, пытаясь обновить академическую живопись новейшими художественными средствами, оказался недостаточно серьезным и глубоким, что осознавал и сам Поленов. При этом сама попытка обновления академического искусства была значительна для русского искусства [3] .

 

Варианты вступления проповеди [4]

 

В литературе можно встретить разные подходы к построению проповеди, ее длительности и делению на составные части. Однако авторы всех пособий по гомилетике признают стратегическую важность для проповедника правильного построения вступления и заключения его речи.

Действительно, проповедник должен уделять особое внимание вступлению. Первый абзац проповеди имеет особо важное значение. Несмотря на традиционную краткость вступительной части, она призвана решить несколько первостепенных задач.

Во-первых, во вступлении должна быть заявлена тема или обозначена проблема, которой посвящена проповедь. И если слушатель не получил о теме четкое представление в самом начале проповеди, то тем самым для него становится затруднительным восприятие остального ее содержания.

Во-вторых, вступление должно вызвать интерес к проповеди.

В-третьих, вступление призвано установить контакт между проповедником и слушателями. Это особенно важно, когда к пастве обращается малознакомый ей священник, или когда в храме собираются люди, не посещающие богослужения регулярно. Проповедник должен стремиться уже первыми предложениями, произнесенными с амвона, расположить к себе слушателей.

Задачи, которые призвана решить вступительная часть публичной речи, четко сформулировал еще Цицерон, сказавший, что вступление должно сделать слушателей внимательными, благожелательными и послушными.

Какими же свойствами должно обладать хорошее вступление?

Прежде всего, это краткость. Длинное вступление утомляет слушателя, притупляет его внимание и в результате не решает своих задач. «Ну когда же он, наконец, начнет говорить?» — думает человек, стоящий в храме, если слышит явно затянутое вступление.

Еще одно немаловажное свойство хорошего вступления — эмоциональность. Чтобы привлечь внимание и пробудить у слушателей интерес проповедник может произнести первые предложения проповеди с особой эмоциональностью. Однако всегда нужно помнить об одной опасности, подстерегающей оратора. Нельзя допускать, чтобы воодушевление, вызванное в начале проповеди, не соответствовало последующему эмоциональному строю его речи. Излишне эмоциональное вступление может вызвать у слушателя ожидания, которые затем не оправдаются, и в результате вся проповедь окажется неудачной. Так что эмоциональность вступительной части не должна быть чрезмерной.

Следующее свойство — ясность. Если в основном тексте проповеди порой допустима особая «витиеватость» изложения и символичность образов, которые не каждый слушатель и не сразу поймет, то для вступления это крайне нежелательно. Задачи, которые проповедник должен решить во время произнесения вступительной части проповеди, понуждают к предельной ясности изложения.

И еще одно свойство, которым может обладать вступление — это неожиданность. Ведь если вступление звучит буднично и прогнозируемо, оно вряд ли пробудит у слушателя интерес.

Один известный московский священник рассказывал, как он однажды начал проповедь. Вступление звучало примерно так: «Братья и сестры! Вчера я проходил мимо пивного ларька и услышал, что люди за бокалом пива вели такой вот разговор…» Далее шел краткий пересказ этого разговора, от которого проповедник переходил к изложению своей темы. Понятно, что присутствовавшие в храме люди, услышав столь неожиданное начало, с особым вниманием стали слушать батюшку.

Итак, проповедник, выходя на амвон, должен во вступлении предельно кратко, ясно и эмоционально обозначить тему проповеди. При этом следует избегать попыток преждевременного раскрытия темы. Вначале нужно указать цель, к которой направлена речь, но не нужно указывать путь, по которому собирается двигаться оратор. Пробудившийся в слушателях интерес нужно сохранять и поддерживать в течение всей проповеди.

Пожалуй, всякий, кто хоть раз слушал проповедь в храме, согласится, что уже после первых предложений, произнесенных с амвона, у слушателя формируется одна из трех следующих установок: 1) эту проповедь не стоит слушать; 2) эту проповедь можно послушать; 3) эту проповедь обязательно нужно послушать. Понятно, что проповедник должен добиться третьей установки. При неудачном построении вступления изменить настроение слушателя будет очень нелегко.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: