Парадокс заключенных (дилемма узника)

Изначально каждый человек видит в другом человеке в первую очередь соперника (не человека, который может ему помочь, а человека, которого надо обыграть)

Парадокс заключенных (дилемма узника)

Играют два человека. У каждого на руках всего две карты: карта «кооперируюсь», карта «отказываюсь». Два игрока одновременно кидают по одной карте. Матрица (платежная) исходов игры:

  Кооперируюсь Отказываюсь
Кооперируюсь +100 очков +500 очков
Отказываюсь -300 очков -10 очков

 

=> Парадокс: казалось бы, выгодно кооперироваться, но при этом велик риск, что 2-ой игрок откажется и штраф в этом случае для 1-го значительно больше по сравнению с тем, какой штраф будет в случае, когда оба игрока отказываются. Т.е. при кажущейся выгодности кооперироваться невыгодно. Альтруизма как такового нет, точнее само такое поведение есть, но оно может быть описано в двух категориях:

=> «Альтруизм»:

1) Крепкосердцевинный альтруизм: основан на помощи своим генам (например, мама-птица уводит от гнезда хищника (птица очень рискует) (но телах детей этой птице находятся её собственные гены, причём даже в большем количестве, чем у неё); жалят только стерильные пчелы (пчела спасает свои гены, которые находятся в теле матки – единственный способ передать свои гены дальше)).

2) Мягсердцевинный альтруизм: основан на взаимопомощи (бартер) (особь, которая делает что-то хорошее, делает это для того, чтобы быть уверенной в том, что то же самое сделают и ей).

В ходе эволюции доля крепкосердцевинного альтруизма уменьшается, а увеличивается доля мягсердцевинного альтруизма.

 

  1. В чем различия теорий «альтруизма» и «эгоизма» гена?

9) Альтруизм: откуда он берется (он не является эмоционально-стабильной стратегией).

А.Р. Докинз опровергает теорию «во благо вида» и доказывает, что это всего лишь эгоистическое стремление гена, помогающего своим репликам, находящимся в других телах. Он говорит об определенном индивидуальном альтруизме, обусловленном, однако, эгоистичностью гена.
В теориях альтруизма носителем для репликаторов (генов) является вид (группа), а в теории эгоизма – индивид.

 

  1. В чем заключалась критика концепций социобиологии?

Классическая социология подверглась резкому идеологическому осуждению со стороны гуманитариев, полностью отрицавших какое-либо влияние биологии человека на социальные процессы.

В конце 1980-х годов Стивен Гулд обвинял Ричада Докинза (а фактически весь социобиологический подход, основанный на теории игр) в чрезмерном следовании логике дарвинизма, в распространении её на такие части системы, которые не являются органическими индивидуальностями и, следовательно, не могут быть объектом статистических испытаний, производимых отбором для определения «победителя» и распределении «выигрыша». Ведь любые статистические испытания должны быть независимы друг от друга, тогда как гены в геноме и особи в популяции связаны в целостную систему сложными взаимодействиями. К тому же эти взаимодействия не статистические, а определённым (видоспецифическим) образом организованы во времени и в пространстве, подчинены определённой структуре отношений между особями и активно регулируются "с её стороны" при всякой попытке животного занять территорию, найти партнёра, размножиться с ним и пр.

В адрес социобиологических теорий высказывали много критики, и иногда эти голоса звучали достаточно громко. Сильнее всего эти теории критиковали за социально-экономические и политические последствия, невозможность проверить их, биологический редукционизм и детерминизм, отрицающий роль окружающей среды. Мн. авторы утверждали, что человеческое поведение настолько сложно, что любая попытка редукционизма обречена на провал.

 

  1. Какова сущность механизмов дифференцировки и интеграции?

2 эволюционных пути образования сообщества:

3) дифференцировка: усложнение детско-родительских отношений (есть семья, ребенок-мальчик вырастает и приводит девочку, они начинают жить все вместе, потом у них уже рождается ребенок – семья растет, внутри семьи происходит распределение функций: кто-то готовит, ходит за продуктами, кто-то деньги зарабатывает). Изначально зависимые особи. Зависимость ребенка от матери в конечном итоге приводит к их взаимной кооперации (утрачивается созависимость, ей на смену приходит «дружба»-кооперация).

4) интеграция: взрослые, независимые друг от друга особи теряют свободу за взаимовыгодное сотрудничество. Изначально такие особи собираются в одном месте благодаря каким-то факторам среды (мотыльки летят на свет). Когда встречаются, понимают, что выгодно жить вместе (выгодна кооперация). (В гости пришли друзья и остались жить в одной квартире).

 

  1. Классификация сообществ. Анонимные сообщества

1) анонимные: члены которых друг друга не знают в лицо (нет индивидуального распознания);

члены такого сообщества могут определять не конкретного индивида, а определять члена другого сообщества по запаху (особь по другом пахнет):

- закрытые: испытывают агрессию к чужакам (крысы); члены такого сообщества могут определять не конкретного индивида, а определять члена другого сообщества по запаху (особь по-другому пахнет)

- открытые: нет агрессии к чужакам (птицы вместе гнездятся, вместе летят, жирафы)

 

  1. Назовите и дайте краткую характеристику свойств индивидуализированных сообществ

2) персонифицированные (индивидуализированные) (члены которых узнают друг друга в лицо). Для таких сообществ характерны:

- иерархия доминирования 

- иерархия ролей

 

  1. «Порядок клевания». Раскройте смысл феномена доминирования и подчинения.

Порядок клевания в сообществе кур: до кормушки первым добегает петух, который является наиболее физически сильным и не подпускает других особей (сначала наедается он), потом подбегает 2-я особь, … Вся агрессия распределяется точно также. Есть определенная линейная иерархия, по которой распределяются все ресурсы (пища, самки, агрессия). Особь, которая наверху – альфа-самец, далее – бета-самец, …самый низший - подонок. Такая иерархия – порядок клевания (простейшая линейная иерархия).

Порядок клевания – врожденная матрица, т.е. что-то есть у всех и что видоизменяется в процессе онтогенеза, социальная иерархия (порядок клевания) генетически обусловлена, но под влиянием индивидуального социального опыта она меняется (она может трансформироваться: может замыкаться (образовываются всякого рода треугольники); есть один доминант и все остальные особи; кланы (несколько особей собираются вместе для достижения какой-либо одной цели); коалиции (мать с ребенком; объединение взрослых самцов для отвлечение внимания доминанта)).

Среди млекопитающих простой линейной иерархии нет (за исключением голых землекопов: такая же иерархия как и у насекомых (есть главная самка, …)).

 

  1. От чего зависит выраженность иерархии в сообществе?

Выраженность иерархии и размер группы может зависеть от целого ряда факторов, один из этих факторов – плотность популяции (в условиях перенаселения наблюдаются инверсии социального поведения, аномалии (крысы-насильники, крысы инфантильные).

В чем принципиальное отличие скоплений от сообществ?

В отличие от скоплений животных, возникающих в результате идентичной положительной реакции на благоприятные внешние условия, сообщества характеризуются относительно постоянным составом его членов и определенной внутренней структурой, регулирующей отношения между ними. Эта структура нередко принимает форму иерархических систем соподчинения всех членов сообщества друг другу, чем обеспечивается сплоченность последнего и его эффективное функционирование как единого целого.

 

  1. Раскройте эволюционную схему образования ритуалов и демонстраций

Ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей.

К.Лоренц провел анализ возможных эволюционных корней такого важнейшего феномена социального поведения, как "ритуалы" — одного из основных способов общения животных. Было установлено, что поддержание лидирующего положения в группах многих видов животных осуществляется не за счет драк и нападений, а преимущественно за счет ритуалов, т.е. обмена соответствующими сигналами и позами, которые называют демонстрациями. Как правило, такие ритуалы представляют собой фиксированные комплексы действий (ФКД), и их значение бывает понятно всем членам данного вида без специального обучения. Анализируя этот вид поведения птиц, Лоренц продемонстрировал возможность возникновения ритуалов в процессе эволюции путем постепенной замены прямых нападений угрозами и запугиванием соперника.

 

 2 типа демонстраций:

1) Демонстрации угрозы – характерно визуальное увеличение тела в размерах.

2) Демонстрация подчинения – уменьшение площади поверхности тела; воспроизведение элементов детского поведения, выражающиеся в просьбе покормить, изменения тембра голоса; воспроизведение поведения характерного для самки при спаривании; подставление наиболее уязвимой части тела.

 

 

  1. Что такое иерархия доминирования и иерархия ролей?

Иерархия доминирования

Порядок клевания в сообществе кур: до кормушки первым добегает петух, который является наиболее физически сильным и не подпускает других особей (сначала наедается он), потом подбегает 2-я особь, … Вся агрессия распределяется точно также. Есть определенная линейная иерархия, по которой распределяются все ресурсы (пища, самки, агрессия). Особь, которая наверху – альфа-самец, далее – бета-самец, …самый низший - подонок. Такая иерархия – порядок клевания (простейшая линейная иерархия).

Порядок клевания – врожденная матрица, т.е. что-то есть у всех и что видоизменяется в процессе онтогенеза, социальная иерархия (порядок клевания) генетически обусловлена, но под влиянием индивидуального социального опыта она меняется (она может трансформироваться: может замыкаться (образовываются всякого рода треугольники); есть один доминант и все остальные особи; кланы (несколько особей собираются вместе для достижения какой-либо одной цели); коалиции (мать с ребенком; объединение взрослых самцов для отвлечение внимания доминанта)).

Среди млекопитающих простой линейной иерархии нет (за исключением голых землекопов: такая же иерархия как и у насекомых (есть главная самка, …)).

Высокий социальный статус достигается благодаря:

1) когнитивные способности (мышление)

2) физическая сила

3) опыт

Чем выше организмы по эволюционной лестнице, тем меньшую роль играет сила и большую роль играет ум (как со стороны филогенезе, так и со стороны онтогенеза). У птиц доминантом становится наиболее физически крупная особь. У слонов доминантом становится наиболее старая самка (наиболее опытна, знает, куда вести в случае засухи). У обезьян – сплав всех 3-х причин.

Онтогенез: в детском саду доминант – наиболее драчливый мальчик, в вузе – физическая сила отходит на задний план.

Физическая сила играет важную роль при установлении социального статуса, отсюда возникает два «НО»

1) Обычно самцы больше самок: если бы устанавливали общий иерархический порядок, то самки были бы внизу. Поэтому есть две параллельные системы иерархии (своя у самцов, своя у самок). У самцов статусный ранг устанавливается в ходе столкновений. У самок социальный ранг определяется тем, с самцом какого ранга она дружит в данный момент времени (всё меняется от сезона к сезону).

2) Любая драка (для измерения физической силы) ведет к ранам (особенно если драться со всеми), поэтому все животные избегают прямой агрессии, и на смену дракам приходит демонстрация своего превосходства без драк.

Демонстрация своего превосходства без драк (надо продемонстрировать свою «крутизну» без непосредственного выяснения отношений):

а) гандикап («самореклама»): какое-то нефункциональное, но очень ресурсозатратное приобретение (большой размер гребешка у петуха, дорогие часы на руке мужчины показатель статуса) => этот организм может вырастить и прокормить такой ресурсозатратный орган, значит он сможет добыть пищу и для сообщества, и для детей (с точки зрения самки), т.е. наиболее приспособленный.

 б) «стая» идёт за «неадекватным» поведением (опто-моторный рефлекс: стайные морские рыбки синхронно действуют; рыбка с разрушенным передним мозгом двигается отдельно от стаи, все остальные рыбки начинают повторять её поведение). Некое неадекватное поведение приводит к высокому статусу. Например, обезьяна, гремящая канистрами.

в) демонстрации угрозы-подчинения:

- демонстрация угрозы: увеличение площади поверхности собственного тела

- демонстрация подчинения (умиротворяющее ритуалы): уменьшение площади поверхности собственного тела + воспроизведение элементов детского поведения (например, ритуализованная просьба накормить, изменение тембра голоса (лепетание, надувание губок), …) + воспроизведение поведения, характерного для самки при спаривании + подставление наиболее уязвимой части тела (у птицы – голова).

       Выраженность угрожающей демонстрации зависит от агрессии и страха, которые на данный момент времени животное испытывает. Т.е. когда животное угрожает, всегда присутствуют эти два фактора (страх он есть всегда, любая агрессия включает её).

 

Иерархия ролей распределение ролей в сообществе.

В различных сообществах роли распределяются по-разному.

Доминирующая особь, как правило делает меньше по хозяйству, но больше отвечает за отношения (следит за порядком).

Выраженность иерархии и размер группы может зависеть от целого ряда факторов и один из этих факторов – плотность популяции (в условиях перенаселения наблюдаются инверсии социального поведения, аномалии поведения (крысы-насильники, крысы инфантильные, …)).

 

  1. Сравните между собой различные каналы коммуникации. В чем их преимущества и недостатки?

Коммуникация – взаимодействие. Можно говорить о коммуникации, если при этом что-то изменилось. Есть обратная связь – есть коммуникация. Намеренность коммуникативного акта всегда вопрос, она нас не волнует.

*Наличие речи (2-я сигнальная система) – принципиальное отличие человека от животных.

Классификация коммуникативных процессов (по анализаторам):

- звуковая коммуникация

- визуальная

- тактильная

- ольфакторная (с помощью химических сигналов)

 

  1. Естественные языки животных

Пчелы: передача информации в форме танца (язык пчел отличается от языка человека только по 1-2 параметрам).

Дельфины: звук. Дельфины как и пчелы передают информацию не в конкретной форме, а в форме отвлеченной.

Шимпанзе: звук + зрительные (жесты, мимика, позы).

 

  1. Раскройте понятие языков-посредников

Кроме прямого изучения естественных языков животных, иногда изучают естественный язык животных с помощью языка-посредника: находят какой-то язык, которому можно обучить животное и общаться с ним на одном языке (1-ые такие животные – шимпанзе) (например, язык жестов; пластиковая доска магнитная с буквами; еркиш (пиктограммы, каждая пиктограмма - слово)).

Интересно: когда обезьяна научается языку-посреднику, у неё, во-первых, появляется чувство юмора, а, во-вторых, животное начинает врать. Есть культурная преемственность: обезьяна может учить языку-посреднику своих сородичей, детей – это зачатки культуры.

 

  1. Ольфакторная коммуникация у животных и человека

Сначала считали: у человека и обезьян обоняние плохо развито (обонятельные доли мозга редуцированы) потому, что они изначально вели растительноядный образ жизни (фрукты) и обоняние не нужно (только зрение).

На самом деле у человека есть вомероназальный орган (головной мозг здесь не участвует) в носу человека, который отвечает за восприятие особых запахов – феромонов.

Три типа запахов:

- биологический (уникален для каждого человека); запах такой же уникальный признак как и отпечаток пальца, по запаху человека можно идентифицировать; зависит от выделяемых человеком кислот.

- запах, получаемый с едой и питьём (они мешают/меняют биологический запах)

- парфюмерия

Биологический запах:

Источники такого запаха (наиболее потеющие области): ладони, подошвы, подмышки, голова.

Ладони и подошвы реагируют не только на температурные воздействия, но и на эмоциональные.

Два типа феромонов: половые (женские и мужские) и тревоги.

Женские феромоны – копулины (копуляция - «совокупление»).

Мужские: андростенол (приятен женщине) и андростенон (неприятен; получается из 1-го под влиянием бактерий из воздуха).

Свойства феромонов:

- распознавание особи своего вида;

- обуславливают синхронизацию циклов у женщин на одной территории;

- по запаху мужчина может определить время наиболее вероятного зачатия у женщин.

В различных культурах отношение к разным запахам отличается.

В зависимости от эмоционального состояния запах меняется. Феромоны тревоги: их отсутствие («запах победителя») стимулирует сексуальную привлекательность. Мыши, которых не били током, чаще выбираются самками. Феромоны тревоги часто используются для маркирования местности либо какого-то объекта в качестве опасного. (Рыбка, которую ест щука, метит перед своей смертью эту щуку специальным запахом для предупреждения других рыбок)

 

  1. Мимическая и тактильная коммуникация

1) тактильная: всё многообразие тактильной коммуникации - производные от детско-родительского взаимодействия (взаимоотношения между матерью и ребенком):

- похлопывания, поглаживания и пр.

- груминг: выбирание из шерсти или из перьев насекомых, грязи, …. Изначально груминг носил исключительно биологическую функцию (гигиена: выбирание паразитов, чистка кожи). Благодаря ритуализации груминг перешел из поведения биологического в поведение социальное: снижает уровень стресса; по направленности груминга можно судить о социальной структуре популяции (определение доминанта (обычно грумингуют доминанта), определение самка/самец (грумингует самка самца)) => в современности осталось рудиментарное поведение: расчесывание и заплетение косичек (что очень снижает уровень стресса).

Тактильная коммуникация - вещь тонкая. Прикосновение к коже неприятно для того, кого гладят (означает, что тебя «поймали»), это дозволяется только очень близким.

- поцелуй (изначально функция кормления). Поцелуй – ритуальное кормление, которое сейчас носит другую семантическую нагрузку. Поцелуй универсален для разных культур (кроме Японии, там поцелуй - тонкое сексуальное извращение).

4) зрительная коммуникация:

- мимика

- жесты

- позы

Все сигналы делятся на три категории:

- статичные: со временем не меняются вообще (антропоморфные показатели: строение черепа, цвет кожи и глаз)

- медленные сигналы: меняются со временем, но медленно (пигментные пятна, морщины и их расположение, цвет волос)

- быстрые: все выразительные движения (мимические). 

Продуцирование и считывание мимики заложено генетически, культурно универсальны (не зависият от культуры: одинаково проявляется и трактуются во всех культурах), одинаковы для человека и обезьян. Культурно обусловлено в мимической коммуникации следующее: степень контроля за мимикой, что формируется как в процессе филогенеза (у приматов нет контроля, приматы лицо закрывают ладошкой, когда не хотят показывать мимику), так и в процессе онтогенеза (дети закрывают лицо ладошкой; подростки непроизвольно касаются лица рукой; у взрослых степень контроля максимальна).

 

  1. Что общего в таких демонстрациях как смех, плач и зевота?

Смех, плачь и зевоту объединяют в одну группу, т.к.:

- крайняя степень заразительности

- полностью блокируют всю когнитивную сферу (не можем думать говорить)

- похожи на социальные релизеры (демонстрация чего-то).

Теория Ланге: первична мимика, а эмоции – отражение мимики. Когда выразительные эмоции совершают произвольно, то физиологический внутренний отклик такой же, как и при мимике непроизвольной.

Оскал (угроза) -> улыбка (приветствие).

У животных с социальной организацией есть социальные законы. Система социальных законов - система запретов. Избегать эти запреты можно путем сна, социального груминга (снижение стресса) и смех/плач/зевота => смех, плачь и зевота – помимо чисто сигнальной функции, это попытка уйти от окружающей реальности (ненадолго уйти от социального гнета).

 

  1. Раскройте эволюционный механизм образования груминга

груминг: выбирание из шерсти или из перьев насекомых, грязи, …. Изначально груминг носил исключительно биологическую функцию (гигиена: выбирание паразитов, чистка кожи). Благодаря ритуализации груминг перешел из поведения биологического в поведение социальное: снижает уровень стресса; по направленности груминга можно судить о социальной структуре популяции (определение доминанта (обычно грумингуют доминанта), определение самка/самец (грумингует самка самца)) => в современности осталось рудиментарное поведение: расчесывание и заплетение косичек (что очень снижает уровень стресса).

Тактильная коммуникация - вещь тонкая. Прикосновение к коже неприятно для того, кого гладят (означает, что тебя «поймали»), это дозволяется только очень близким.

 

  1. Пол – различные аспекты рассмотрения

Пол – совокупность признаков (и связанных с ними признаков), связанных с репродуктивным поведением.

Пол: хромосомный, гонадный (половые железы продуцируют половые гормоны, которые обуславливают морфологические особенности), психологический (кем себя ощущает).

В здоровом человеке все пола должны быть гармонично связаны.

*Гендер – психологический пол.

Половое размножение крайне невыгодно, очень затратно. Бесполое размножение проще, быстрее, менее затратное.

 

  1. В чем преимущество полового размножения перед бесполым? Раскройте сущность модели «Красной Королевы»

Бесполое размножение выгодно для стабильных условий среды.

Половое размножение выгодно для изменяющихся условий среды.

 Теория, которая говорит о том, зачем нужно половое размножение - «Модель красной королевы»: для того, чтобы оставаться на месте, надо быстро-быстро двигаться вперед.

Речь идёт о паразитах. У каждого организма есть паразиты. Паразиты всегда меньше хозяина, а значит, жизненный цикл у них короче, а, следовательно, они быстрее эволюционируют. Поэтому изменения у паразитов происходят быстрее. Если бы все (и паразит, и хозяин) размножались бесполым путем, то паразиты всегда бы гонку вооружений у хозяев выигрывали. А половое размножение дает возможность конкурировать паразиту и хозяину, потому что всегда что-то новое появляется. Для того чтобы не выиграть гонку вооружения у паразита, а банально не проиграть, необходимо половое размножение, постоянная рекомбинация генов. Если есть постоянная рекомбинация, «ключ» подобрать нельзя, каждый раз что-то новое.

 

  1. Эволюционная теория пола

Нас окружает среда. Большая часть факторов этой среды вредны (например, Солнце – мутагенный фактор), т.е. на нас воздействует очень много факторов окружающей среды. Есть два пути:

- тенденция «чем дальше, тем лучше»: избегание этих факторов, т.к. они неблагоприятны (держаться от них как можно дальше); но при таком избегании мы никогда не узнаем, в какую сторону нам меняться, что приспособиться

- тенденция «мне лучше узнать и приспособиться к ним»

=> разделение на два пола в двух различных телах:

- женский пол – пол консервативный; его функция – сохранять признаки (сохраняет определенный генотип)

- мужской пол – пол динамичный; его функция – не сохранять признаки, а приобретать новые признаки, которые нужны в данной конкретной среде.

Функции выражаются и в поведении. Мужчины: смена стран (территории проживания), выбор работ, рисковое хобби, … (поэтому и большая смертность) – стремление приобрести новые признаки.

рис. Ох: распределение признаков

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: