Тема. Индивидуально-типологические особенности младших школьников и их учет в профилактике девиантного поведения

Задание для дифференцированного зачета:

1 вопрос: Объясните, как, по вашему мнению, тип формирования личности обуславливает избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяет эффективность адаптации ребенка к окружающей среде.

Ответ на первый вопрос: В зависимости от структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка выделяют два основных типа адаптационного процесса: активный и пассивный.

Активный тип адаптации. Для него характерна целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активный поиск товарищей на основе общих интересов. У детей этого типа временные неудачи их не разочаровывают, а побуждают к большей активности.

Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Тип адаптации существенно сказывается на социализации ребёнка и усвоении им социального опыта. Исходя из типологического подхода к изучению личностных особенностей, выделяют следующие типы формирования личности и взаимодействия ее с окружающей средой: гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный. Они обуславливают избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде

Вопрос 2. Охарактеризуйте все типы формирования личности и напишите, как бы вы взаимодействовали с каждым из них с целью оказания помощи младшим школьникам в преодолении их  дезадаптивного поведения.

Ответ на первый вопрос: 1. Гармоничный тип формирования личности. У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства, при этом практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность и напряженность. Такие дети легко учатся и не испытывают трудностей в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интел­лектуальных функций, общительны, уверены в себе, добросовестно относятся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведение, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми нормами и правилами.

Детям гармоничного типа необходимо доверять в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятий любимым делом. При появлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на микросоциальную ситуацию их развития в школе и семье и попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникшего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараться всячески поддерживать ребенка, поощрять малейшие его достижения. Целесообразно на уроке лишний раз поднять ребенка из-за парты, попросить подойти к доске, вытереть ее, сходить намочить тряпку, принести мел, раздать тетради, открыть окно, словом, выполнить какое-либо задание, требующее двигательных затрат.

2. Социально ориентированный тип личности. Дети социально-ориентированного (или конформного) типа обладают, подобно гармоничному типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать согласно существующим нормам поведения. Эти дети старательны, добросовестны, имеют высокий уровень школьной мотивации. Все это определяет их направленность на учебную деятельность как социально одобряемый, социально значимый вид деятельности.

Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими детьми эти их положительные качества. Как правило, такие школьники являются хорошими помощниками учителя в коллективных и практических видах деятельности. Они с удовольствием будут дежурить, убираться в классе, что-то мастерить, поливать цветы, раздавать тетради и т.п. Социальные формы взаимодействия всегда вызывают у них положительные эмоции. Педагогу целесообразно использовать эти возможности детей для повышения их социального статуса и создания благоприятной атмосферы в классе. Важно, чтобы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих, с чьим мнением они считаются.

3. Доминирующий тип формирования личности. Отличительной особенностью данной группы детей является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску.

Большинство детей этой группы – мальчики.

Существует два варианта доминирующего типа:

а) дети, отличающиеся активностью в общении, склонностью к лидерству в группе. Такие школьники часто являются организаторами детских игр, стараясь руководить другими, стремясь быть в центре событий в классе;

б) дети, проявляющие интровертированные черты, стремящиеся к самоактуализации и занятию лидирующей позиции в значимых для них видах деятельности. Они всячески стараются доказать свое превосходство в знаниях и умениях, тщеславны и ждут высоких оценок своих достижений от окружающих. Общение для них важно только для получения поддержки и одобрения. Они не умеют и не стремятся быть групповыми лидерами, им необходимо лишь повышенное внимание сверстников, восхищение с их стороны теми успехами, которых они добиваются.

Детям со склонностью к доминированию в значимых для них видах деятельности необходимо помочь самоактуализироваться, позволив отдать им все силы предпочитаемым занятиям, возможно несколько снизив требования в отношении других видов деятельности. Надо всячески поощрять успехи такого ребенка, делать их достоянием гласности, привлекать внимание окружающих к его достижениям. Отрицательные оценки можно давать только очень аргументировано, объясняя ребенку все его промахи и неудачи. Делать это лучше наедине, в индивидуальной беседе, без привлечения одноклассников.

4. Чувствительный тип. Эти дети робки и застенчивы, однако у них устанавливаются стойкие дружеские связи с теми, к кому они привыкли. Учатся они старательно, прилежно. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальность, они чутко реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Хорошо понимают тонкие нюансы поведения людей, поэтому они добросовестны, предъявляют к себе повышенные требования, но при этом обидчивы, легко ранимы, нередко расстраиваются, плачут при неудачах или несправедливом отношении к себе.

Чаще к этому типу относятся девочки. А повышенная чувствительность у мальчиков характеризует особый склад личности, который сохраняется на всю жизнь.

Чуткое и доброжелательное отношение к ним учителя помогает им преодолеть возникающие трудности в период адаптации, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в учебном коллективе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Таким детям важно иметь благоприятный круг общения именно в той группе, в которую они попадают, поскольку они ее всегда воспринимают как референтную, личностно значимую.

5. Тревожный тип. Для этих детей характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость. Как правило, это сочетается с высокой возбудимостью, повышенной ответственностью, добросовестностью, хорошим пониманием социальных нормативов. Для этого типа детей ведущей деятельностью является общение, они могут хорошо учиться, но при этом недостаточно продуктивны в ситуации повышенного стресса (экзамены, контрольные работы, оценочные выступления), что связано с их чрезмерным волнением, желанием сделать работу как можно лучше. Они постоянно контролируют свое поведение и остро реагируют на оценку своих действий со стороны окружающих, постоянно нуждаясь в положительном эмоциональном подкреплении.

. Для них необходим полноценный отдых, спокойные прогулки на свежем воздухе, купание в ванне, бассейне или открытом водоеме. Совершенно недопустимо переутомление ребенка. Таких детей можно лишний раз оставить дома или отпустить с уроков, если они жалуются на головную боль или плохое самочувствие, освободить от домашних заданий, не опрашивать в конце учебного дня, недели, четверти, когда накапливается утомление. Особое внимание следует уделять здоровью этих школьников, которое страдает в первую очередь. Такие школьники нуждаются в постоянном медицинском контроле. Педагоги должны поощрять узкую специализацию ребенка, довольствуясь средним уровнем выполнения остальных школьных заданий. Следует помнить, что такие дети могут стать специалистами очень высокого уровня, если сделают правильный выбор в жизни.

6. Интровертированный тип. Особенностью этих учащихся является направленность на познавательную деятельность. Их отличает, как правило, высокий уровень развития интеллекта. Однако эти дети замкнуты, малообщительны. У них понижен контроль за окружающей действительностью, из-за чего иногда они кажутся недостаточно добросовестными. Для них характерна затрудненность контактов, неприемлемы коллективные формы работы, поэтому в группе они часто проявляют повышенную возбудимость, тревожность и напряженность, социальную робость и неуверенность в себе. Школьников данного типа личности можно разделить на две подгруппы, отличающиеся разным уровнем активности:

1) дети пассивного варианта, для которых характерны безынициативность, рассеянность, уход в себя, отгороженность от окружающих. Их выделяет бедность мотивационной сферы, низкий энергетический потенциал;

2) дети активного варианта, для которых характерны повышенная возбудимость, аффективность, иногда агрессивные формы поведения. У таких детей недостаточный самоконтроль может снижать продуктивность деятельности.

Таким школьникам следует как можно больше давать возможность заниматься по индивидуальному плану, акцентируя внимание на самостоятельности их мышления и деятельности. Следует положительно оценивать проявления их оригинальности в выполнении тех или иных задач, неординарные способы решения. Одноклассникам нужно показать эти незаурядные способности ребенка, подчеркнуть их значимость с целью повышения интереса класса к данному ученику, поскольку в этом случае он скорее откликнется на контакт.

7. Инфантильный тип. Особенностью этих учащихся является сохранение в психике и поведении особенностей, присущих более раннему возрасту, несамостоятельность решений и действий, наличие разнообразных компенсаторных реакций, иждивенческое отношение к окружающим, отсутствие привычки к учебному труду. В связи с этим такие учащиеся отличаются фантазированием, эгоцентризмом, слабоволием, нежеланием брать на себя ответственность, пониженной критичностью к себе, повышенной требовательностью к другим, преобладанием игровых интересов, быстрой пресыщаемостью делать то, что ему нравится.

Детям этой группы необходима повышенная опека и внимание со стороны учителя и одноклассников. Их следует вовлекать во все классные и школьные мероприятия. При малейших возможностях таких детей необходимо подбадривать, внушать уверенность в себе и в своих силах даже при незначительных положительных результатах, а также воспитывать самостоятельность, независимость, самоутверждение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: