Целью педагогического эксперимента было – определение, теоретическое обоснование выявление методики скоростных способностей младших школьников.
Контроль скоростных способностей проводился в целях объективной оценки скоростных качеств. Педагогическое тестирование позволяет контролировать уровень развития двигательных качеств и скоростных способностей, а также дает возможность иметь сравнительную характеристику на разных этапах подготовки. Кроме этого можно проследить динамику изменений показателей скоростных качеств.
В педагогическом эксперименте принимали участие экспериментальная и контрольная группа с одинаковым уровнем подготовки 8-9 лет. В экспериментальной группе на занятиях физической культуры применялись эстафеты, направленные не развитие скоростных качеств младших школьников.
Для оценки эффективности влияния эстафет на развитие скоростных способностей детей 8-9 лет в процессе физического воспитания проводилось тестирование скоростных качеств до и после эксперимента. Протоколы представлены в приложении №1.
Оценивая полученные данные развития скоростных способностей у обучающихся контрольной и экспериментальной группы (табл. 1) при сравнении показателей начала и конца педагогического эксперимента, наблюдается повышение результатов по всем показателям.
Табл. 1
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента (M±m)
Тесты | Контрольный класс | Экспериментальный класс | ||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | |||||
м | д | м | д | м | д | м | д | |
Встречная эстафета (20 м) | 4.69±0.15 | 4.73±0.13 | 4.60±0.14 | 4.62±0.14 | 4.55±0.11 | 4.69±0.12 | 4.43±0.09 | 4.59±0.14 |
Круговая эстафета (этапы по 30 м) | 5.70±0.15 | 5.72±0.14 | 5.53±0.15 | 5.60±0.14 | 5.53±0.12 | 5.66±0.15 | 5.37±0.13 | 5.52±0.14 |
Эстафета по круговой дорожке (этапы по 60 м) | 11.97± 0.13 | 11.86± 0.09 | 11.86± 0.14 | 11.79± 0.09 | 11.85± 0.09 | 11.88± 0.10 | 11.72± 0.10 | 11.68± 0.09 |
Звездочкой * справа – отмечены достоверные отличия показателей в каждой группе относительно сентября; * слева – между группами в конце эксперимента.
*-p<0,05, **- p<0,01, ***- p<0,001.
Рассмотрим изменения показателей более подробно.
Рис. 2. Прирост показателей скоростных способностей у девочек в соотношении во встречной эстафете (дистанция 20 м).
До начала эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группе девочки имели одинаковый уровень показателей во встречной эстафете (дистанция 20 м).
- Средний результат у девочек контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 4,73±0,13 с в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 4,62±0,14 с. В итоге средний результат девочек контрольной группы увеличился на 2,4%. Оценивая полученные данные было выявлено, что достоверное увеличение показателей в данном тесте отсутствует.
- Средний результат у девочек экспериментальной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 4,69±0,12 с, в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 4,59±0,14 с. В итоге средний результат девочек экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 2,7%. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте.
- Сравнив полученные данные девочек контрольной и экспериментальной группы, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Выявлено недостоверное (p<0,01) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преимуществом в экспериментальной группе.
Рис. 3. Прирост показателей скоростных способностей у мальчиков в соотношении во встречной эстафете (дистанция 20 м).
До начала эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группе мальчики имели одинаковый уровень показателей во встречной эстафете (дистанция 20 м).
- Средний результат у мальчиков контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 4,69±0,15 с в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 4,60±0,14 с. В итоге средний результат мальчиков контрольной группы увеличился на 2,4%. Оценивая полученные данные было выявлено, что достоверное увеличение показателей в данном тесте отсутствует.
- Средний результат у мальчиков экспериментальной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 4,55±0,55 с, в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 4,43±0,14 с. В итоге средний результат мальчиков экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 2,5%. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте.
- Сравнив полученные данные мальчиков контрольной и экспериментальной группы, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Выявлено недостоверное (p<0,01) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преимуществом в экспериментальной группе.
Рис. 4. Прирост показателей скоростных способностей у девочек в соотношении в круговой эстафете (этап 30 м).
До начала эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группе девочки имели одинаковый уровень показателей в круговой эстафете (этап 30 м).
- Средний результат у девочек контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 5,72±0,14 с в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 5,60±0,14 с. В итоге средний результат девочек контрольной группы увеличился на 1,9%. Оценивая полученные данные было выявлено, что достоверное увеличение показателей в данном тесте отсутствует.
- Средний результат у девочек экспериментальной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 5,66±0,15 с, в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 5,52±0,14 с. В итоге средний результат девочек экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 2,0%. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте.
- Сравнив полученные данные девочек контрольной и экспериментальной группы, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Выявлено недостоверное (p<0,01) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преимуществом в экспериментальной группе.
Рис. 5. Прирост показателей скоростных способностей у мальчиков в соотношении в круговой эстафете (этап 30 м).
До начала эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группе мальчики имели одинаковый уровень показателей в круговой эстафете (этап 30 м).
- Средний результат у мальчиков контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 5,70±0,15 с в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 5,53±0,15 с. В итоге средний результат мальчиков контрольной группы увеличился на 1,9%. Оценивая полученные данные было выявлено, что достоверное увеличение показателей в данном тесте отсутствует.
- Средний результат у мальчиков экспериментальной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 5,53±0,12 с, в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 5,37±0,13 с. В итоге средний результат мальчиков экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 2,1%. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте.
- Сравнив полученные данные мальчиков контрольной и экспериментальной группы, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Выявлено недостоверное (p<0,01) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преимуществом в экспериментальной группе.
Рис. 6. Прирост показателей скоростных способностей у девочек в соотношении в эстафете по круговой дорожке (диаметр дорожки 60 м).
До начала эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группе девочки имели одинаковый уровень показателей в эстафете по круговой дорожке (диаметр дорожки 60 м).
- Средний результат у девочек контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 11,86±0,09 с в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 11,79±0,09 с. В итоге средний результат девочек контрольной группы увеличился на 0,8%. Оценивая полученные данные было выявлено, что достоверное увеличение показателей в данном тесте отсутствует.
- Средний результат у девочек экспериментальной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 11,88±0,10 с, в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 11,68±0,09 с. В итоге средний результат девочек экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 1,7%. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте.
- Сравнив полученные данные девочек контрольной и экспериментальной группы, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Выявлено недостоверное (p<0,01) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преимуществом в экспериментальной группе.
Рис. 7. Прирост показателей скоростных способностей у мальчиков в соотношении в эстафете по круговой дорожке (диаметр дорожки 60 м).
До начала эксперимента и в контрольной и в экспериментальной группе мальчики имели одинаковый уровень показателей в эстафете по круговой дорожке (диаметр дорожки 60 м).
- Средний результат у мальчиков контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 11,97±0,13 с в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 11,86±0,14 с. В итоге средний результат мальчиков контрольной группы увеличился на 0,9%. Оценивая полученные данные было выявлено, что достоверное увеличение показателей в данном тесте отсутствует.
- Средний результат у мальчиков экспериментальной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 11,85±0,09 с, в конце эксперимента (май) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 11,72±0,10 с. В итоге средний результат мальчиков экспериментальной группы в данном тесте увеличился на 1,1%. Оценивая полученные данные было выявлено, что наблюдается недостоверное увеличение показателей в данном тесте.
- Сравнив полученные данные мальчиков контрольной и экспериментальной группы, мы наблюдаем, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Выявлено недостоверное (p<0,01) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преимуществом в экспериментальной группе.
Оценивая полученные данные по развитию скоростных способностей у обучающихся 8-9 лет не было выявлено достоверное увеличение показателей, но наблюдается тенденция к росту результатов.
Анализ данных полученных в ходе 9-месячного эксперимента по развитию скоростных способностей у младших школьников 8-9 лет позволяет констатировать, что лучшими оказались показатели обучающихся экспериментальной группы.