1.1. Организовать выделение помещений для НКО в формате государственно-частного партнерства.
Рекомендуется предусмотреть порядок получения помещений в заявительном порядке с последующим заключением контракта государственно-частного партнерства, существенным условием которого будет: со стороны НКО – осуществление уставной общественно полезной деятельности; со стороны государства – предоставление помещения на следующих условиях (пример): первый год – арендная плата не взимается, со второго по пятый год – арендная плата плавно возрастает до рыночной, с 5-го года платежи осуществляются на рыночных условиях.
Некоммерческие организации, осуществляющие социально полезную деятельность (вне зависимости от характеристик организаций) смогут претендовать на имущественную поддержку от государства, учитывать это в экономических моделях своей деятельности.
Государство в среднесрочной перспективе получает арендаторов из числа НКО, занимающихся социально полезной деятельностью на территориях.
|
|
Условием выделения помещений по такой схеме (наряду с ведением социально полезной деятельности в соответствии с Уставом организации) может стать наличие экономической модели – бизнес-плана, описывающего финансовые потоки организации и учитывающего прогрессирующую арендную ставку со второго года аренды.
Предполагается, что таким форматом имущественной поддержки от государства некоммерческая организация сможет воспользоваться только единожды в истории своей деятельности.
1.2. Инициировать выделение помещений на льготной основе для создания в субъектах РФ «Инкубаторов социальных услуг», в которых будут размещаться на безвозмездной основе его резиденты – внебюджетные поставщики социальных услуг.
Создание в регионах «Инкубаторов социальных услуг» позволит вывести социальную инфраструктуру территорий на совершенно новый уровень, преодолеть ряд объективных препятствий по развитию рынка социальных услуг.
Пример «Инкубатора социальных услуг»: social.rosnko.ru
Помещения для создания «Инкубаторов социальных услуг» в субъектах РФ рекомендуется выделять по результатам анализа предложений от региональных представительств Общенационального союза некоммерческих организаций, а также НКО, реализующих системные проекты в сфере развития рынка социальных услуг.
Логика расчета предоставляемой площади для «Инкубаторов социальных услуг» должна зависеть от количества внебюджетных поставщиков, оказывающих социальные услуги в регионе, а также от количества жителей территорий.
Предполагается, что подобные «Инкубаторы социальных услуг» станут единой точкой входа для получения гражданами инновационных социальных услуг от резидентов созданных инкубаторов (по принципу работы МФЦ).
|
|
Такая мера позволит повысить конкуренцию на рынке оказания социальных услуг, что, в свою очередь, сократит их стоимость для государства или конечного получателя.
Блок «Целевые субсидии»
2.1. Рекомендуется предусмотреть выделение целевых субсидий на компенсацию затрат некоммерческих организаций по следующим направлениям:
― Оказание социальных услуг в период пандемии на безвозмездной или льготной основе
― Адаптация деятельности некоммерческих организаций к новым условиям, вызванным пандемией коронавируса (включая внедрение информационных технологий, приобретение прав и др.)
― Обучение и повышение квалификации сотрудников в период кризиса, вызванного пандемией коронавируса
― Оказание благотворительной поддержки гражданам в период пандемии коронавируса
Субсидии рекомендуется выделять по результату анализа документов, подтверждающих факт понесенных расходов, а также данных о достигнутых результатах.
Блок «Государственные и муниципальные закупки»
3.1. Рекомендуется определить преференции для некоммерческих организаций при участии в государственных и муниципальных закупках, осуществляемых на социально значимые товары и услуги, а также на проведение мероприятий в рамках реализации Национальных проектов Российской Федерации.
Такие преференции рекомендуется определить по аналогии с преференциями для организаций инвалидов. Виды преференций могут быть следующими:
― Отмена требования по обеспечению контракта
― Увеличение суммы контракта на 10% от стоимости по результатам проведения конкурсной процедуры, но не более НМЦК
Установление дополнительного балла в разделе «Квалификация участника закупки» при проведении открытых аукционов
Решение о применении преференций для НКО рекомендуется вменить в компетенцию заказчиков. Однако объем закупок с преференцией для НКО по отношению к общему объему закупок, проводимых Заказчиком по вышеуказанным направлениям, рекомендуется установить на уровне не менее 5%.
3.2. Предусмотреть субсидию организациям банковского сектора в целях их стимулирования для выделения кредитов и выдачу банковских гарантий некоммерческим организациям.
Форматы такой субсидии могут быть следующими:
― Субсидия на компенсацию процентов по кредитам и банковским гарантиям (по аналогии с кредитованием субъектов МСП, пострадавших от COVID-19)
― Создание гарантийного фонда, выступающего гарантом для организаций банковского сектора в случае нарушения некоммерческими организациями – получателями БГ и кредитов – условий кредитного договора (по аналогии с Корпорацией МСП). Такой гарантийный фонд можно создать с использованием инфраструктуры Общенационального союза некоммерческих организаций.