Философское обоснование проекта Энциклопедии: «Проспект» Дидро и «Предварительное рассуждение издателей» д’Аламбера

Главным практическим делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел», выходившей с 1751 по 1780 г. и состоявшей из 35 томов (11 справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). Желая сделать это издание научно-значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных философов, ученых, крупнейших специалистов во всех областях знаний, писателей, художников, музыкантов своего времени. Таким образом, «Энциклопедия» обобщила все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в. Вторым человеком в редакции «Энциклопедии» был Жан Лерон д’Аламбер, выдающийся философ, математик, теоретик в области механики. В «Энциклопедии» писали статьи Вольтер, Руссо, Монтескьё. «Энциклопедия», которая выходила в зрелый период французского Просвещения, время непосредственной идейной подготовки революции, стала крупнейшим общественно-политическим событием этой эпохи. Ее главной задачей было направить достижения науки, философии, искусства и литературы на борьбу против «старого порядка». В сущности, «Энциклопедия» должна была стать и действительно стала концентрированным выражением идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, государственного строя, науки, религии и культуры. Статьи «Энциклопедии» отрицали абсолютизм как отжившую государственную систему, устарелую систему судопроизводства, идеологию католической церкви. Одновременно энциклопедисты утверждали принципы нового буржуазного государства, требовали ограничения власти монарха и правительства законами природы, политических прав для третьего сословия, формулировали принципы новой буржуазной собственности. Структура: науки, свободные искусства, механические искусства. Особенности энциклопедии: наглядность (дидактический принцип), коллективность, генеалогическое древо (дробление науки на дисциплины), внимание к ремеслу (с Бэкона- подчинение природы àсистематизация, наследники) Здесь явно выступает материализм д'Аламбера, которому многие историки философии приписывали агностицизм и субъективноидеалистические взгляды позитивистов. Указывая на то, что субъективный идеализм с необходимостью ведет к солипсизму, д'Аламбер подчеркивает, что, по его убеждению, субъективный идеализм представляет собой явный абсурд. Такое решение психофизической проблемы отличает материализм д'Аламбера и энциклопедистов, разделявших его взгляды, от воззрений Дидро, Гольбаха, Дюмарсе и их единомышленников, уверенных в том, что психика представляет собой свойство определенным образом организованной материи. Все, что здесь говорится о пространстве, представляет собой решительный отказ от взглядов Декарта, отождествлявшего протяженность и материю (писал, что невозможно объяснить декартовский дуализм). Все, что здесь говорится об универсальной взаимосвязи, охватывающей все без исключения явления во Вселенной, представляющей собой "систему мира", где все совершается по определенным объективным законам, убедительно показывает, насколько неправы исследователи, утверждающие, что в противоположность XVII в., когда мир считался системой закономерно взаимосвязанных явлений, для XVIII в., в том числе для энциклопедистов, "Вселенная складывается из изолированных объектов", а о том, чтобы "искать объективную закономерность, реальные отношения между вещами", "не может быть и речи. В понимании рассуждения как ряда следующих друг за другом переходов от одних положений к другим, тождественным с ними по смыслу и отличающихся лишь своей языковой формой, д'Аламбер, как и Кондильяк, следует за Лейбницем. Но в отличие от Лейбница, считавшего источником первых идей, образующих фундамент демонстративного знания, разум, д'Аламбер считал первым звеном цепи суждений, образующих доказательство, суждения, выражающие идеи, доставляемые наблюдением и опытом.

*Дени Дидро. Факты из жизни: - учится в Париже; идет по юридическому направлению, но потом бросает; - в 1746 году выходит сочинение «Философские мысли», стоит на позиции деизма, Бог – единственный возможный гарант существования нравственности. Религию сводит не к догматам, а к нравственным действиям. Дидро – классический деист. Высказывается в защиту веротерпимости. - выходит трактат «Прогулка скептика» о сказочной стране, к которой ведут три аллеи. - в 1749 году из-за деистических идей Дидро заключают в Венценский замок (тюрьму), здесь он разрабатывает проект энциклопедии и пишет письмо «о слепых, зрячим» (отсылка к идеям Кондильяка и Локка, настаивает, что даже чистые интеллектуальные идеи связаны с нашим тело – слепые с помощью тактильных ощущений познают мир, ключевая роль в воображении слепого, которого способно комбинировать ощущения). - в 1751 году работает над энциклопедией (28 томов и 11 томов иллюстраций, позже вышло ещё 5, позже ещё два). Комментарии Белля – новый критический подход 17 века. Эти комментарии были взяты Дидро, то есть задача энциклопедии - отделить истину от предрассудков, избавиться от условностей. Энциклопедия имела подзаголовок «Толковый словарь наук, искусств и так далее» и получила большую популярность. Д’Аламбер выходит в последствии из издания. - Основная мысль энциклопедии состояла в том, чтобы устранить всех невежд и тем самым устранить социальные проблемы; - трактат «Мысли к истолкованию природы», выходит трилогия ««Разговор Д’Аламбера и Дидро», «Продолжение разговора», «Сон Д’Аламбера»». - в 1774 году Дидро был в России; - в 1784 году умер, его знаменитые работы «Монахиня», «Жак-фаталист», «Племянник Рамо». В «Монахине» Дидро рассказывает о девушке, которую заставляют насильно уйти в монастырь, на примере которой он показывает, что монахи – это бездельники и лицемеры. В «Жаке – фаталисте» описываются приключения Жака, который является фаталистом, суть в том, что Жак – фаталист, но ведет себя не как фаталист – противопоставление. Жан Лерон Д’Аламбер. Факты из жизни: - родился в семье маркиза незаконно, его подкинули в церковь; - ему дали хорошее образование, в 1729 году поступил в Парижскую академию – обучался математики и естественным наукам; - в 1751 году начинает выходить энциклопедия, где он играет ключевую роль; в 1753 году в «Энциклопедии» появляется его статья «Колледж» против существующей системы образования (нужно преподавать не латынь, а французский, географию, историю и так далее). Статья доставила большие неприятности. Против Д’Аламбера стал его друг Руссо. Усугубила ситуацию статья «Женева». Данная статья вызвала разрыв с Руссо. - в 1759 году публикует «Элементы философии», где превозносит роль разума, в общих чертах дает теорию прогресса; ведет переписку с Екатериной Второй. Главным практическим делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел», выходившей с 1751 по 1780 г. и состоявшей из 35 томов (11 справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). Желая сделать это издание научнозначимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных философов, ученых, крупнейших специалистов во всех областях знаний, писателей, художников, музыкантов своего времени. Таким образом, «Энциклопедия» обобщила все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в. Вторым человеком в редакции «Энциклопедии» был Жан Лерон д’Аламбер, выдающийся философ, математик, теоретик в области механики. В «Энциклопедии» писали статьи Вольтер, Руссо, Монтескьё. Ее главной задачей было направить достижения науки, философии, искусства и литературы на борьбу против «старого порядка». В сущности, «Энциклопедия» должна была стать и действительно стала концентрированным выражением идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, государственного строя, науки, религии и культуры. Статьи «Энциклопедии» отрицали абсолютизм как отжившую государственную систему, устарелую систему судопроизводства, идеологию католической церкви. Одновременно энциклопедисты утверждали принципы нового буржуазного государства, требовали ограничения власти монарха и правительства законами природы, политических прав для третьего сословия, формулировали принципы новой буржуазной собственности. Дидро «Проспект»: Энциклопедия – это проект создания идеального свода всех знаний. Задачи: 1) Составить генеалогическое древо всех наук и искусств, которое бы показывало происхождение каждой отрасли наших знаний, их взаимную связь. 2) Разделение научных областей на изрядное количество мастеров и ученых; Энциклопедия имеет три отдела: 1) Науки; 2) Свободные искусства; 3) Механические искусства. Метод, которому следовали при описании ремесел: 1) О материале, его местонахождении, способах его приготовления, качествах, сортах, сроках годности; 2) Об изделиях, получаемых из него; 3) Давались названия и описания инструментов и машин в разобранном и собранном виде; 4) Описание работы и главных действий; 5) Собирались термины, свойственные ремеслу, и давались их определения. Особенности энциклопедии: наглядность (дидактический принцип), коллективность, генеалогическое древо (дробление науки на дисциплины), внимание к ремеслу (с Бэкона- подчинение природы àсистематизация, наследники). «Предварительное рассуждение издателей» Д’Аламбера: Даламбер написал «Введение к Энциклопедии», которое составило эпоху в интеллектуальной жизни сначала Франции, а потом и всего образованного мира. «Введение» было, в сущности, самостоятельным произведением, излагавшим философское кредо автора. В нем он изобразил происхождение и развитие человеческих знаний и дал собственную классификацию наук. Задачи энциклопедии: - порядок и взаимосвязь человеческих знаний; - содержание для каждой науки и каждого искусства, основные принципы, раскрытие сущности. Знания можно разделить на: 1) Непосредственные – те, которые мы получаем непосредственно, без каких-либо операций нашей воли; рождаются из ощущений (идеи появляются из органов чувств); Ощущения научают нас о том, что: - наши ощущения неотделимы от нашего существования (идеи относятся к мыслящему началу); - существуют внешние предметы (даже тело мыслящего начала). 2) Получаемые при помощи размышления – получаемые соединением или комбинированием непосредственных знаний (арифметика – наука о числах). Плодами наших ощущений являются первичные истины: понятие порока и добродетели, необходимость законов, духовная жизнь души, существование Бога и наши обязанности по отношению к Нему. Тела внешнего мира представляются нам как части пространства, имеющие форму и протяженность. Религия служит дополнением к естественному знанию. Даламбер сомневался в существовании Бога, но не стал на позиции атеизма. В некоторой степени он признает значение откровения, которое, как он пишет во вступительной статье к «Энциклопедии», «могло иметь целью собрать воедино естественное знание обо всем, что нам необходимо знать: остальное для нас закрыто и, похоже, навсегда. Некоторые истины, в которые мы должны верить, немногие практические предписания — к этому сводится естественная религия». Несмотря на это, Даламбер — явный деист. Бог создает порядок во Вселенной, и мы разумом понимаем, что Он существует, на основании установленных Им неизменных законов, управляющих природой. По мнению Даламбера, Бог — Творец и Первопричина Вселенной, Он не вмешивается в повседневный естественный ход событий и человеческие поступки. Одним словом, религия не связана с моралью и не служит ей основой; нравственность есть и будет естественным, то есть рациональным качеством: «Нравственность — необходимое следствие образования общества, поскольку имеет целью то, что мы должны другим людям», — пишет Даламбер. Процесс нашего познания состоит, по сути, из двух этапов: получение ощущений, своеобразных идей и их комбинация. Даламбер разрабатывает теорию зарождения общества и языка: мы различаем среди внешних объектов хорошие и плохие, а также похожие на нас, из этого следует, что мы сообщаемся с этим похожим на нас объектом. Для сообщения люди стали изображать слова знаками. Фундаментом науки являются хронология и география. Одна рассматривает людей относительно времени, другая распределяет их на нашей планете. Древо наших знаний: Основные познавательные способности: 1) Память – ей соответствует история; 2) Разум – ему соответствует философия; 3) Воображение – ему соответствует искусство. *В 19 веке появляется романтизм, который утверждает, что разум безжизнен, главное это страсти и чувства. История и философия занимается изучением всех предметов в иерархии существ. А воображение только материальным – человеком и природой. Помимо древа, Даламбер выстраивает иерархию духовных существ: 1) Бог (Высшее Существо); 2) Сотворенные духи (о них нам говорит откровение); 3) Человек (он составлен из двух начал – своей душой примыкает к духам, а своим телом к материальному миру). 4) Эти три ветви существуют в телесном мире (природе). История в отношении к Богу есть история священная (откровение) и история церковная (предание); история человека делится на научную и гражданскую; история природы насчитывает огромное количество отраслей. Философию составляет онтология (метафизика), которая дальше разделяется по иерархии: 1) Наука о Боге разделяется на две ветви: естественное богословие, где познание Бога – это продукт разума; богословие, основанное на откровении. Из второй ветви вытекает наука о сотворенных духах. 2) Первая наука о человеке – это наука о душе; она либо умозрительно познает душу, либо изучает ее действия. 3) Наука о природе – это наука о телах. Интеллектуальное умозрение свойств тел составляет общую физику; а измерение этих свойств составляет математику. Эти две науки составляют частную физику. Третий раздел, относящийся к воображению, являют собой изящные искусства: живопись, скульптура, архитектура и так далее. Таковы главные части энциклопедического древа. Автором этой помещенной в I томе Энциклопедии статьи, излагающей важнейшие принципиальные установки создателей данного труда, является Жан Лерон д'Аламбер (1717-1783): - Здесь явно выступает материализм д'Аламбера, которому многие историки философии приписывали агностицизм и субъективно-идеалистические взгляды позитивистов. - Указывая на то, что субъективный идеализм с необходимостью ведет к солипсизму, д'Аламбер подчеркивает, что, по его убеждению, субъективный идеализм представляет собой явный абсурд. - Объясняя таким образом возникновение общества и языка, д'Аламбер следует за Ламетри и Кондильяком. - Все, что здесь говорится о пространстве, представляет собой решительный отказ от взглядов Декарта, отождествлявшего протяженность и материю. - Все, что здесь говорится об универсальной взаимосвязи, охватывающей все без исключения явления во Вселенной, представляющей собой "систему мира", где все совершается по определенным объективным законам, убедительно показывает, насколько неправы исследователи, утверждающие, что в противоположность XVII в., когда мир считался системой закономерно взаимосвязанных явлений, для XVIII в., в том числе для энциклопедистов. - В понимании рассуждения как ряда следующих друг за другом переходов от одних положений к другим, тождественным с ними по смыслу и отличающихся лишь своей языковой формой, д'Аламбер, как и Кондильяк, следует за Лейбницем. Но в отличие от Лейбница, считавшего источником первых идей, образующих фундамент демонстративного знания, разум, д'Аламбер считал первым звеном цепи суждений, образующих доказательство, суждения, выражающие идеи, доставляемые наблюдением и опытом. - Д'Аламбер также разделяет обоснованное Монтескье воззрение, что на людей сильное воздействие оказывает географическая среда. - Нельзя не заметить различия между тем, как объясняют пренебрежительное отношение к технике производства, к "механическим искусствам" Дидро и д'Аламбер. Последний считает, что причина такого отношения к технике и тем, кто вносит в нее различные усовершенствования, заключается в том, что делать изобретения, совершенствующие "механические искусства", представителей техники в отличие от представителей науки и "свободных искусств" побуждают бедность, объективные условия их жизни. Дидро же полагает, что единственная причина пренебрежительного отношения к "механическим искусствам" - владеющий умами большинства членов общества предрассудок.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: