Теория прогресса Кондорсе: «Эскиз»

Будущее человечества прогнозируемо помощью фундаментальных законов. Важнейшие положения – уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различимыми классами одного народа, действительное совершенствование человека. Когда люди будут фактически равными, научатся вести себя согласно разуму, когда тупоумие и нищета будут лишь случайностями?

Человеческий род улучшается благодаря наукам и искусствам или благодаря развитию моральных принципов поведения, или совершенства моральных, физических и интеллектуальных способностей? Ответим на вопросы, обращаясь к опыту истории и увидим, что нет предела надеждам. Сейчас принципы французской конституции усвоены всеми в Европе и активно распространяются. Близится момент, когда для колоний мы перестанем быть тиранами, а станем советниками. Место монахов, распространяющих там суеверия, займут учителя, которые расскажут колониям о их правах и интересах, снабдят их средствами просвещения, тогда отсталые народы будут развиваться даже быстрее чем европейские. Огромное различие в предоставляемых реально и на словах правах, три причины: неравенство богатств, неравенство наследствования и неравенство образования. В «Эскизе» К. делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. «Эскиз» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Его конечная цель – показать, что нет никакого предела в развитии человеческих способностей и единственные границы – длительность существования планеты. В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, а, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. К. – один из основоположников идеи исторического прогресса. Разделил всю историю человечества на 10 этапов, где 10-й – будущее человечества, эпоха, которая должна наступить после Французской революции – «царство разума». Для улучшения состояния человечества в будущем необходимо: уничтожение неравенства между нациями, социальное равенство, совершенствование человека (разум). Различия между правами, равенством обусловлены 3 причинами: неравенством богатства, неравенством между состоянием человека, неравенством образования. Необходимо, чтобы эти три рода неравенства беспрестанно уменьшались, т.к. исчезнуть они не могут, потому что их причины естественны и необходимы (естественное различие способностей между людьми). Причины равенства не действуют изолированно; они соединяются, смешиваются. Если образование равномерно распространено, оно порождает равенство в промышленности и отсюда – в богатстве; и равенство богатства неизбежно способствует равенству образования. Правильное руководимое образование смягчает естественное неравенство способностей и не допускает его укрепления, подобно тому как хороше законы ослабляют естественное право. Равенство образования и равенство между нациями способствуют ускорению движения наук, т.к. их прогресс зависит лишь от большего

числа повторенных наблюдений, распространенных на более обширную территорию. Вместе с научными методами, совершенствуются процессы искусств, за прогрессом которых следует то, что каждый из людей будет занят менее тяжелым трудом и будет питаться более целесообразно, тем самым лучше удовлетворяя свои потребности. Более выгодная соразмерность между способностями человека и его потребностями => к большей сумме наслаждений => возрастанию численности людей и целью людей по отношению к сущ-вам еще не родившемся, будет заключаться не в том, чтобы просто дать им жизнь, а чтобы дать им счастье – общее благосостояние человеческого рода. Наиб. важный для общего счастья рез-т прогресса человеческого разума – полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между полами и проч. Наиб. просвещенные народы научатся рассматривать войну как наиб. губительный бич. Народы узнают, что они не могут стать завоевателями, не потеряв своей свободы. Они должны искать безопасности, а не могущества. 2 средства, влияющие на совершенствования промышленного искусства и наук: 1) Более широкое и совершенное употребление технических методов – искусство соединять большое кол-во объектов, видеть их отношения, быстро замечать сочетания и легче образовывать новые; 2) Образование всемирного языка (научного, т.к. нынешний научн. язык порождает неравенство) – язык, который выражает знаками реальные предметы, которые, заключая в себе простые и общие идеи, находятся в уме каждого человека. Т.о., прогресс обеспечит равенство наций, устранит классовые различия, будет способствовать общему умственному, нравственному совершенствованию. Будет закончена эксплуатация отсталых народов, европейцы будут скорее старшими братьями, чем господами эксплуатируемых народов. Свобода выбора профессии, страхование для больных и пожилых людей, запрет войн, ликвидация нищеты, роскоши, равные права для женщин и мужчин, всеобщее образование создадут одинаковые шансы для всех. «Придет время, когда солнце будет освещать только мир свободных людей, не признавать над собой никакого господина, кроме своего разума…».


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: