«Скетчинг. Леттеринг. Каллиграфия»
Часть 1.
Введение в скетчинг.
Для чего нужен скетчинг?
Скетчинг нужен для фиксации воспоминаний, сбора информации для художника, иллюстратора, дизайнера и др.
Скетчинг — это отличное занятие в качестве хобби и заработка.
Виды зарисовок:
- Рисунки с натуры;
- Репортаж;
- Истории;
- Коллаж.
Виды зарисовок (альтернативная классификация):
- зарисовки в путешествиях;
- зарисовки еды;
- промышленный скетчинг;
- fashion-скетчинг;
- ботанический скетчинг;
- интерьерный скетчинг;
- домашний скетчинг.
Обзор инструментов для скетчинга:
- Скетчбук (или бумага, но предпочтительнее скетчбук) сшитый или скрепленный скрепкой в мягком или твердом переплете, не на пружине;
- Карандаш;
- Ручка/линер/фломастер/ручка-кисть черного цвета небольшого размера;
- Акварель и др. цветные художественные материалы (гуашь, акрил, фломастеры, акварельные карандаши, тушь, жидкая акварель);
- Стирательная резинка, клячка;
- Салфетки;
- Баночка для воды;
- Кисти круглые синтетические небольшого размера номер 2-7.
Вдохновение — важный момент в работе художника.
Насмотренность также имеет существенную роль.
Источники для вдохновения:
- Поисковики;
- Instagram;
- Pinterest;
- окружающая среда и интересные детали.
Знакомство с разными авторами: Ася Александрова, Катя Гущина и др.
Задание 1.
Создать мудборд (подборку картинок) по теме виды зарисовок. Найти с помощью Интернета и др. источников рисунки и соотнести их к разным категориям: рисунки с натуры, репортаж, истории, коллаж.
Задание 2.
Создать мудборд с зарисовками тех авторов, которые нравятся, и элементы чьего стиля хотелось бы перенять.
Задание 3.
Сделать первый скетч-натюрморт на свободную тему. Любым удобным материалом. Предпочтительнее не сложное для ученика.
Часть 2.
Композиция в зарисовках.
Что такое композиция?
Композиция - это определенное расположение изобразительных элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.
Зачем нужна композиция?
Для привлечения внимания зрителя художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в наиболее выразительной форме.
Аналогичные правила используются в книжной графике, живописи и рисунке.
Разворот — две страницы/полосы
Полоса/страница
Композиция:
1)
-динамическая (в основе композиции диагональ или статическая композиция разбавлена диагональным элементом);
-статическая (основа композиции — симметрия или равномерное расположение предметов в пространстве).
2)
- открытая (рисунок заполняет не целый лист, есть белое пространство вокруг);
- закрытая (рисунок заполняет целый лист без белого пространства).
3)
- на целый разворот
- на полосу.
Правила расположение предметов на листе:
1. Касание
- Предмет не может касаться края листа, он должен заходит за плоскость рисунка или уже на расстоянии от края бумаги. Это может быть если несколько предметов касаются края и в этом есть композиционная логика, например в качестве паттерна.
- Два предмета не могут соприкасаться в крайних точках. Предмет может заходит за другой или быть на расстоянии от него.
2. Направление героя или предмета.
- Предмет направлен вовнутрь скетчбука, к корешку, чтобы взгляд зрителя был направлен в центр композиции.
- Если предмет направлен наружу скетчбука, то нужно поддержать композицию предметом, смотрящим прямо или в другую сторону.
Вес в композиции.
То, что темнее, то тяжелее композиционному весу.
То, что ниже, то тяжелее по весу.
Если на сером фоне я сделаю главный предмет более темным, он будет иметь больше вес.
Также с цветом: чем насыщеннее цвет предмета, тем он важнее и тяжелее по композиционному весу.
Единство.
-стилистика;
-штриховка;
-текстура.
Композиционный центр.
Рисовать что-то главное, что-то второстепенное.
Композиционный центр можно выделать цветом, штриховкой и т. д.
Ритм.
Ритм делается для привлечения внимания зрителя.
Чередование повторяющихся элементов (вертикальных, горизонтальных и др.)
Золотое сечение.
Идеальные пропорции.
Картина делится на 8 частей по ширине и высоте.
Точки золотого сечения это 3:8.
Наложить сетку золотого сечения можно наложить на картины выдающихся художников и на свои работы и посмотреть.
Верстка в скетчбуке.
Расположение изображения в развороте, отношение одного разворота к другому.
Расположение разворотов относительно друг друга.
Задание 1.
Проанализировать композицию на примере картин эпохи Возрождения и др. периодов истории искусств по параметрам: композиция, композиционный центр, ритм, единство, вес.
Задание 2.
Проанализировать композицию на примере выбранных рисунков на мудборде в предыдущей части по параметрам: композиция, композиционный центр, ритм, единство, вес.
Задание 3.
Сделать мини-книжку с разными видами композиции (можно придумать свои), перенести мини-схему в рабочий скетчбук и нарисовать рисунки по этим композициям.
Часть 3.
Перспектива, пропорции. Штриховка, заливка, текстура.
Понятия, которые нужны для начала рисования:
- Перспектива;
- Ракурс;
- Пропорции.
Перспектива – техника изображенияпространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку схода (точка на горизонте).
Перспектива:
-одноточечная/прямая линейная;
-двухточечная;
-трехточечная.
Точка схода, линия горизонта.
Линия горизонта находится на уровне взгляда человека.
Правила одноточечной, двухточечной перспективы:
1). Чтобы изобразить глубину в рисунке, ближайший к зрителю предмет следует расположить так, чтобы он частично перекрывал собой дальний объект.
2). Уменьшение.
Чем дальше предмет, тем меньше его видно. Он изображается меньше, ближайший к зрителю предмет рисуем крупнее того, что находится позади.
3). Основание ближайшего к зрителю предмета в рисунке располагается ниже основания дальнего объекта.
4). Горизонтальные направления (линии), параллельные линии горизонта и плоскости картины, в рисунке будут выглядеть прямыми горизонтальными направляющими (линиями).
5). Направляющие (линии), расположенные под углом к зрителю, к линии горизонта и плоскости картины следует рисовать в виде диагональных направляющих (линий).
6). Горизонтальные линии, изображённые как диагонали, будут короче, чем те же линии во фронтальном положении.
7). Вертикальные направления не подчиняются перспективным сокращениям и всегда изображаются вертикально.
8). Плоскость, расположенная фронтально, не подчиняется перспективным сокращениям, а расположенная под углом, рисуется так: вертикали - вертикально; горизонтали - по диагонали, разворачиваясь и сокращаясь в глубину.
9). Плоскости, удалённые от линии горизонта на разные расстояния, рисуются по-разному: чем ближе к линии горизонта, тем более сокращённой (видимая площадь плоскости меньше), чем дальше от линии горизонта, тем менее сокращённой (видимая площадь плоскости больше). Находящаяся на линии горизонта плоскость будет выглядеть и изображаться горизонтальной линией.
10). Плоский круг, расположенный фронтально, рисуем в виде окружности, а расположенный под углом к зрителю - в виде эллипса.
Ракурс:
- фронтальный;
- боковой;
- сверху;
- снизу.
Фронтальный ракурс представляет собой одноточечную перспективу.
Во фронтальном ракурсе правая и левая стороны симметричны друг другу.
Боковой ракурс подразумевает двухточечную перспективу.
В боковом ракурсе вертикали вертикальны, парные горизонтальные линии сходятся в двух точках схода на одной линии горизонта.
Нижняя плоскость предмета будет визуально больше в ракурсе сверху вниз.
Верхняя плоскость будет визуально больше в ракурсе снизу вверх.
Пропорции.
Пропорции – это соотношение частей к целому и их соразмерность между собой.
С чего начать? Я предлагаю начать с наброска, чтобы установить место изображения на листе и его предполагаемый размер. Сделаем это на примере натюрморта из 3-х предметов.
Следующим этапом будет определение самых больших размеров – всей высоты и всей ширины постановки в правильном соотношении.
Затем мы определяем место и размер каждого из предметов по отношению к целому и друг к другу. Для этого делим большие, уже найденные размеры на соответствующие части. На этом этапе задачей будет найти крайние точки у каждого предмета – верхнюю, нижнюю, правую и левую.
На листе постепенно проступает рисунок, начальный набросок уточняется. Мы можем сравнивать свой рисунок с натурой. Если где-то возникают явные несоответствия, надо их поправить на этом этапе, начав проверку с соотношения самых больших размеров.
Когда место и размер каждого предмета в постановке найдены, мы продолжаем искать пропорции уже внутри размеров каждого предмета точно так же, как делали это с самыми большими размерами. Теперь наша задача – найти все необходимые опорные точки, чтобы можно было разобрать конструкцию каждого предмета.
Процесс нахождения пропорций деталей и разных уточнений продолжается до самого конца рисунка.
Штриховка:
- параллельная;
- крестовая;
- штрих-точка;
- тонировка;
- декоративная;
- тонировка+параллельная/крестовая.
Текстура.
Для подчеркивания текстуры стоит ее увеличить в размере на предмете, чтобы текстура не становилась слишком мелкой.
Сочетание текстуры и штриховки в рисунке.
Сначала рисуется предмет, затем текстуры, в конце штриховка.
Единство штриховки и текстуры.
Заливка.
С помощью аквабраша, синтетической кисти свето-теневые различия можно сделать с помощью заливки.
Используя тушь или акварель в разном уровне светлоты, можно показать объем.
Задание 1.
Рисунок в одноточечной перспективе предмета из кухонной утвари в ракурсе сверху вниз и прямом. Рисунок композиции из домашнего интерьера, например полки с предметами, в одноточечной перспективе. Рисунки делаются с натуры.
Задание 2.
Рисунок предмета в двухточечной перспективе. Рисунок интерьера/экстерьера в двухточечной перспективе с натуры.
Цвет в работе художника. Цветовой круг. Светлота. Насыщенность. Цветовые гармонии.