Глава 1. Компетенция ЕС в сфере торговли с третьими странами

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Компетенция ЕС в сфере торговли с третьими странами.................... 9
1.1 Эволюция торговой политики ЕС.......................................................... 9
1.2 Институты ЕС, отвечающие за регулирование внешнеторговых операций.........................................................................................................   19
1.3 Соотношение права ЕС и права ВТО в сфере внешней торговли...... 29
Глава 2. Правовое регулирование таможенно-тарифных мер в ЕС.................. 38
2.1 Становление Таможенного союза в ЕС................................................. 38
2.2 ЕТТ: структура и применение................................................................ 44
2.3 Регулирование в нетарифной сфере внешней торговли...................... 51
2.4 Специфика правового регулирования экспортных операций............. 57
Глава 3. Взаимоотношение ЕС и России в сфере внешней торговли............... 63
3.1 История торгово-экономического сотрудничества ЕС и России........ 63
3.2 Анализ действующих соглашений......................................................... 67
3.3 Современное состояние и перспективы развития................................ 75
Заключение............................................................................................................. 86
Список использованной литературы.................................................................... 91


Введение

В современной системе международных отношений набирают силу объективные процессы геополитического значения, которые в перспективе будут определять новое мироустройство, – глобализация и интеграция. Они вызваны усилением взаимозависимости государств, национальных экономик, корпораций и людей. Региональная интеграция формируется в результате объединения национальных экономик в единое экономическое пространство, проведения согласованной межгосударственной экономической политики, создания региональных интеграционных объединений и т.д.

Профессор Токийского государственного университета Дзюнити Гото в одной из своих работ о восточноазиатском регионализме предлагает подробный перечень "достаточных признаков" интеграции, причисляя к ним: высокий уровень сотрудничества в культурной, политической, экономической и в меньшей степени правовой областях; наличие эффективных институтов принятия решений; наличие институтов, занимающихся обеспечением региональной безопасности и обязательно связанных с институтами экономического профиля; частичное и выборочное применение наднациональных методов принятия решений, особенно во внешнеторговой сфере; способность региональной структуры выступать в качестве консолидированного субъекта международного общения, обладающего легитимностью в глазах других участников мировой политики[1].

Интеграционные процессы, подталкивающие государства к сближению, проявились в Западной Европе в послевоенный период, в середине XX в. Причем периодами наибольшей активности в подписании региональных соглашений стали 1970-е и 1990-е гг., со спадом в этой сфере в 1960-е и 1980-е гг.[2]. В разные периоды экономического развития и для отдельных групп стран при создании интеграционных объединений ставились различные цели. Так, для стран ЕЭС (ЕС) основными задачами являлись противостояние конкуренции со стороны США и подъем европейской экономики. Страны Юго-Восточной Азии стремились укрупнить свои рынки и сделать их более привлекательными для иностранного капитала. В 1990-е гг. страны с переходной экономикой стремились облегчить издержки рыночной трансформации, используя сложившиеся связи.

С начала 1990-х гг. произошел резкий всплеск активности в формировании региональных экономических группировок. В это время возникли или окончательно сформировались практически все региональные ассоциации: Андский общий рынок (1990 г.), МЕРКОСУР (1992 г.), Соглашение о свободной торговле между странами АСЕАН (1992 г.), Европейский союз (1993 г.), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (1994 г.), Зона свободной торговли СНГ (1994 г.), ЕврАзЭС (1999 г.) и т.п. В результате сложилась качественно иная расстановка сил, воздействующих на принятие решений в сфере международных экономических отношений, в том числе и в сфере регулирования международной торговли.

Теория и практика развития региональных интеграционных процессов наглядно демонстрируют, что участие в интеграционной группировке позволяет национальным хозяйствам более успешно функционировать в мировой экономической системе. При помощи интеграционного механизма и, прежде всего, устранения барьеров на пути взаимной торговли и согласования экономической политики, наиболее эффективные отрасли экономики утверждают себя в мировом масштабе за счет расширения сферы своей активности и влияния. Именно за счет этого стало возможно появление Европейского союза в качестве одного из важнейших участников мирового рынка. Однако, не менее важным является внешний аспект регионального взаимодействия. В настоящее время ЕС, даже несмотря на кризисные проявления в экономике, – это полноценный единый рынок, опирающийся на единую систему регулирования процессов экономического развития. Составной частью этой системы является общая торговая политика (ОТП), которая представляет собой уникальный опыт взаимодействия. Стоит согласиться, что именно на основе согласования мер торговой политики во многом стала возможна интеграция стран-участниц ЕС в других сферах[3].

На протяжении всего процесса европейской интеграции торговая политика ЕС не утрачивает своего значения с точки зрения обеспечения конкурентоспособности, как ЕС, в целом, так и государств – его членов, в частности. Кроме того, как подчеркивает Ю.М. Юмашев, "в условиях продолжающегося мирового экономи­ческого и финансового кризиса именно осуществляемая в рамках ОТП трансграничная торговля внутри ЕС и меж­ду ним и третьими странами помогает смягчать отрица­тельные последствия глобальной рецессии для народного хозяйства государств-членов"[4].

Изучение особенностей торговой политики ЕС в рамках настоящего исследования актуально с точки зрения формирования торговой политики современной России. Во-первых, в торговой политике нашей страны должны учитываться ключевые тенденции современной мировой практики. Кроме того, Россия заинтересована в совершенствовании интеграционного взаимодействия на территории постсоветского пространства, что обуславливает необходимость еще более детального изучения мировой практики и наиболее успешного опыта. Наконец, торговая политика ЕС должна быть предметом тщательного анализа с позиций того, что ЕС является основным торговым партнером России, и система регулирования взаимной торговли предполагает использование широкого спектра тарифных и нетарифных мер.

В этой связи необходимо глубокое теоретическое рассмотрение генезиса, содержания и инструментов реализации торговой политики на уровне европейского регионального торгово-политического объединения, а также оценка возможности применения данного опыта в практике стран СНГ, прежде всего, России, Белоруссии и Казахстана, формирующих в настоящее время Евразийский союз.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности и теоретической значимости темы настоящей магистерской диссертации.

Цель диссертации заключается в проведении комплексного исследования торговой политики, в частности правового режима импортных-экспортных операций, Европейского союза как группировки, достигшей наиболее глубокого взаимодействия в данной сфере.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- проанализировать основные этапы эволюции торговой политики ЕС;

- раскрыть компетенцию органов ЕС, отвечающих за регулирование внешнеторговых операций;

- обозначить проблему соотношения права ЕС и права ВТО в сфере внешней торговли;

- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования Таможенного союза в ЕС;

- раскрыть структуру и порядок применения основного инструмента таможенно-тарифного регулирования ЕС – Единого таможенного тарифа;

- исследовать организационно-правовые основы нетарифного регулирования в ЕС;

- выявить специфику правового регулирования экспортных операций;

- проанализировать современное состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества ЕС и России.

Объектом настоящего исследования является торговая политика ЕС как единый механизм регулирования внешнеторговой деятельности на региональном уровне. Предмет исследования составляют конкретные инструменты реализации общей торговой политики ЕС.

Методологической основой исследования послужили принципы историзма, объективности и системного подхода. Автор при подготовке данного исследования использовал сравнительный, нормативный, системный, исторический, логический, функциональный и др. научные методы. Все это позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических рекомендаций.

Теоретической основой исследования явились, прежде всего, фундаментальные работы в области исследования экономической интеграции, в частности европейской интеграции, крупных отечественных ученых: М.М. Бирюков, Ю.А. Борко, О.В. Буторина, А.Ю. Лисицын, С.Ю. Кашкин, Л.М. Энтин. Среди исследователей отечественной школы, чьими работами автор руководствовался в ходе написания работы, необходимо назвать следующих: С.Н. Белоусов, В.П. Гутник, Е.В. Давыденко, И.И. Дюмулен, С.В. Землянская, С.В. Зимнин, А.Е. Ильин, Т.М. Исаченко, Н.Ю. Кавешников, А.А. Каширкина, Ю.В. Мишальченко, А.Н. Морозов, М.В. Новиков, О.Ю. Потемкина, Т.Н. Трошкина, Р.А. Шепенко, Ю.М. Юмашев и др. В процессе работы использовались результаты и выводы, полученные зарубежными исследователями, в их числе: К. Бэрнард, А. Венцкус, К. Дэйвис, К. Герлах, Дз. Гото, А. Тансрэди, В. Хокман, Н.К. Шэллер, и др.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы ЕС, доклады Европейской комиссии, выступления первых лиц ЕС, материалы практики Суда Европейского союза, результаты теоретических и эмпирических исследований в публикациях российских и зарубежных ученых, источники в сети Интернет.

Научная новизна исследования заключается во всестороннем и комплексном анализе договорно-правового механизма регулирования торгово-экономических и внешнеполитических связей ЕС. При обстоятельствах, когда обозначенная проблематика не нашла достаточно детальной проработки в доктрине современного международного права, представленная магистерская диссертация призвана создать целостную по форме и законченную по содержанию картину правового режима импортных-экспортных операцией в праве ЕС.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью и новизной рассмотренных в магистерской диссертации проблем, связанных с реформированием правовой системы ЕС, а также ориентированных на выработку конкретных предложений по правовому регулированию торговых отношений ЕС и России.

Объем и структура магистерской диссертации отражает цель и задачи исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 130 наименований. Общий объем работы составляет 110 страниц.


 


Глава 1. Компетенция ЕС в сфере торговли с третьими странами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: