И еще о чертах близости

 

Процветай, народ, --

Твердый, как скрижаль.

М.Цветаева

Сравнивая культуры предков арьев и славян, нам не надо

привязывать себя только к формам языков, какими бы важными ни были

эти свидетельства. Ведь к неизведанно древним эпохам восходят и

верования людей, их представления о вселенной, о силах, управляющих

жизнью и смертью, о природе. Как и у всех народов земли, здесь были

свои боги, соответствовавшие этим представлениям, являвшиеся как бы

их образным воплощениями. Восточные славяне были язычниками вплоть

до проникновения на Русь христианства в X веке н.э., и в ряду их

главных богов обнаруживаются и такие, которые были по своему облику

и значению близки богам арьев. И если христианство у нас вытеснило

в основном (но не во всем) старую веру, то арьи задолго до этого

унесли с собой некоторых из тех богов, которым поклонялись и предки

славян. И до сих пор в Индии люди поклоняются им или же знают,

осмысляют их суть, а поэтому ученые могут располагать не только

литературным материалом, исследуя проблемы древних религий, но и

живущие доныне проявления их. Книга о язычестве славян -- это

обширная повесть, которая читается с неослабевающим интересом. Но

мало написано о сходстве религий арийских и славянско-языческих.

Попытки сравнивать это язычество с религией арьев делались

уже с начала XIX века, и русские ученые нашли много черт,

позволяющих с полным правом проводить такие сопоставления. Возьмем,

к примеру, праздники. И даже, хотя бы, один из них—переход весны

в лето, когда великое светило Солнце начинает входить в полную силу,

столь важную для всего цикла сельскохозяйственных работ, да и всей

жизни природы в целом. Это особенно яркие даты в календарях многих

народов, но славяне и арьи (как и в современной Индии) отмечают его

в такой манере, которая сближает оба этих этнических массива как

память о давних, вероятно, крайне близких или сходных (если не

общих) обычаях.

Этот древнейший праздник весны вошел в христианство как

Пасха, а с ним вошли и ритуалы многотысячелетней давности,

магические ритуалы, призванные влиять прежде всего на плодородие, на

размножение людей и скота, на цветение природы, которая к осени

одарит людей урожаем плодов и злаков.

Что является, по давним убеждениям человека, носителем и

хранителем его жизни? Кровь. Цвет крови—цвет жизни. Символ крови

-- красный цвет. Наглядным примером первопоявления жизни выступает

яйцо. А яйцо, окрашенное в красный цвет, должно было служить

сильнейшим заклинанием, укрепляющим силы жизни и взывающим к ее

возрождению. Не одно тысячелетие должно было уйти на то, чтобы опыт

людей, итог их наблюдений за жизненными циклами привел к такой

схеме, простой и вместе с тем сложной по своему содержанию.

И вот наступает Праздник Весны и люди вспоминают о

накопленном опыте своих предков. Как готовятся на наших землях к

празднику Пасхи—известно всем. Прежде всего красят куриные яйца

(преимущественно в красный цвет) и в Светлый день дарят их другу с

наилучшими пожеланиями, в которых хранятся следы древних жизненно

важных заклинаний: «Да рождается детеныши у всего живого! Да цветут

и опыляются растения! Да не померкнет солнце!» А еще с такой же

магической, заклинательной целью издревле принято готовить

праздничную еду -- сдобные выпечки (символ урожая зерновых) и

сладкие блюда из молочных продуктов (символ плодоносности скота). 

Все поздравляют друг друга, веселятся, ходят в гости.

А что в Индии? Есть ли сходство в обычаях, которые

складывались на землях близких или общих у наших пра-пра-предков? И

если да, то это будет служить еще одним подтверждением их

давней-давней близости, а значит, и древних корней славянства.

Да, в Индии тоже отмечают сходный праздник, именуемый Холи. 

Это веселый День Весны, в который без меры и счета используют

краски. И прежде всего красную. Но не куриные яйца подвергаются

окрашиванию, а сами люди. Это тоже весьма наглядный пример веры в

то, что кровь -- носитель и хранитель жизни. Разводят красный

порошок в воде и с восходом солнца выходят на улицы и поливают друг

друга из бутылок и насосов, приплясывая и распевая песни. Многие

песенки подобны тем, что у нас принято называть озорными частушками

и их не следует слушать женщинам из «хороших семей» (ничего не

поделать—пережиток магии плодородия, и наверняка аналогичные

песни распевали и наши язычники, будучи, к тому же, приверженцами

фаллического культа; его следы выявляются в русских народных

сказках, уж не говоря об упомянутых частушках). Порошки другого

цвета обычно в воде не разводят, а просто осыпают ими друг друга с

головы до ног.

Когда солнце проходит через точку зенита, что воспринимается

как доказательство его вхождения в полную силу, все это красочное

веселье кончается, люди омываются и, поменяв одежду, ходят в гости,

угощаясь сдобными мучными и молочно-творожными кушаньями, призывая

в молитвах благословение богов на прирост домашнего скота.

И нигде больше на этих землях между «нами и ними» нет такого

способа проведения праздника весны, хотя в день мусульманского

праздника нового года, Навруза (21 марта), тоже прослеживаются

древние обычаи приготовления ритуально-заклинательных блюд—но без

применения красок. Это не поддается прямому сравнению ни с нашей

Пасхой, ни с индийским Холи, хотя в целом и   восходит к

общечеловеческим проявлениям культа Солнца.

Примеров сходства или даже одинаковости обычаев и ритуалов у

славян и арьев много, и этому надо посвятить отдельную работу, так

как писали об этом слишком мало.

Читатель спросит—ну а боги? Тут-то что-нибудь общее есть? 

Да, есть, и немало. Мы здесь говорим в основном об арктической

теории, но ведь многие ученые из разных стран «приближают» предков

арьев к периоду IV-II тысячелетия до н.э., считая, что территорией

формирования арьев (индоарийцев) как исторического единства были

только лесная и лесо-степная зоны к северу от Черного и Каспийского

морей и в Приуралье. Вопрос о том, где это единство начало

оформляться, остается при этом открытым, но почти всеми признается,

что именно с этих земель группы арьев двинулись в сторону Индии и

Ирана. Это доказано и с этим нельзя не согласиться, хотя, видимо,

все же следует отнести начало складывания этого единства к гораздо

более глубокой древности и отодвинуть к северу.

В период же, предшествующий отделению арьев и их уходу, на

указанных землях сложилось не только известное культурное

единообразие, но и—больше того—культовое единство», как четко

определяет эти связи известный наш археолог Н.Я.Мерперт. И несмотря

на то, что после разделения групп народов религиозные представления

развиваются у каждого из них по-разному, они опираются все же на

общие предшествующие традиции. Вот сюда и уходят корни современного

сходства. Это «по-разному- особенно ярко выразилось у арьев, так как

придя в Индию, они смешивались там с местными племенами, воспринимая

их культы, создав огромный совместный круг богов новой обобщенной

религии—индуизма и так называемую ведическую культуру. Но не

затерялись в их числе принесенные с собою древние боги, а скорее

наоборот: многие из них заняли в пантеоне ведущие места.

И это были боги—мужчины в отличие от богинь, царивших во

многих культах народов Индии доарийского периода. И в этом ряду

богов мы ищем и находим языческих славянских богов или четкие их

следы. Так кого же?

Прежде всего—бога огня, который так и носит имя Агни. 

Славяне поклоняются огню и до сих пор, то в открытой, то в скрытой

полузабытой форме: вспомним хотя бы обязательное ритуальное

возжигание свечей и в церквах и в домах перед иконами или в руках

молящихся или при ритуальных церемониях и обрядах; известен и

сохраняющийся древнеславянский обряд «очищения» людей

перепрыгиванием через костры, или «очищения» скота прогоном его

между кострами (у современных сербов этот обряд называется

«прогоница» и широко практикуется). Богу Агни издревле полагается

приносить кровавые жертвы, именуемые, помимо других названий, и

«ягья». Так вспомним нашу бабу-ягу—старуху-смерть, которая ездит

в ступе, пожирает жертву только после обработки ее огнем: или варит

или жарит. Но достаточно здесь говорить об Агни—ясно, что этот

культ был общим у наших предков. Это культ небесного и земного огня,

это, по сути дела, обобщенный культ световой и тепловой энергии, без

которой нет жизни на земле.

Древние славяне высоко чтили и бога по имени Род. Он был

сильным и гневным владыкой неба, проливал на землю дождь как

семенную жидкость, оплодотворяя все живые существа. С его именем, а

значит и с понятием размножения, связаны и такие слова, как «руда»

(кровь), «рудный», «рдяный»—красный, рыжий, бурый и ряд других. 

Но вот в Ведах воспевается некий бог по имени Рудра. Подумаем,

только ли созвучны имена Рода и Рудры? Нет, их сближают и другие

черты. Рудра также бог неба и громов. Он мощен и гневлив. Он --

бог-воин, обладающий красно-бурой кожей, а в санскрите слово

«родхра» означает быть «красным, кровавым», что прямо совпадает с

приведенными славянскими словами, сопоставимыми с Родом. Видимо, в

эпоху вышеупомянутого периода «ритуального единства» бог Род-Рудра

был совпадающе близким в условиях общности или тесного сближения

племен славян и арьев. Придя в Индию, арьи встретились там с верой

в местного, аналогичного по функциям и значению знакомого им

славянского (а возможно, в какой-то мере и их собственного) Рода, а

именно с богом, носившим местное незнакомое им имя. Уподобив его

местному темнокожему населению, они сначала дали ему Шива --

«темно-серый, сивый». Он тоже почитался здесь как созидатель и

оплодотворитель всего живого (его и изображают в виде символа

мужской силы, порождающей жизнь). От него, как и от Рода, зависела

жизнь и гибель всей земли. Судя по всему, арьи не стали

противопоставлять ему Рудру, столь на него похожего. Наоборот, в

своем стремлении (и умении) строить общий для всей страны круг богов

они уже в поздневедические времена соединили этих сходных богов под

общим названием Рудра-Шива (да тем более, что и описывается Шива как

бог с темно-бурой кожей). До сих пор в Индии поклоняются Шиве под

этим двойным именем, соединяющим его с бесконечно отдаленным от него

Родом. Вот и еще одно послание из глубины веков, из тех эпох, где

пра-пра-предки обеих групп были, возможно, очень близки друг к

другу.

В круг языческих богов, доживших до христианства, в так

называемый пантеон князя Владимира, или киевский пантеон, входили

божества, имена которых тоже можно разъяснять или даже

расшифровывать через санскрит, -- вероятно, близкие славянам арьи

знали и этих богов.

Был в киевском пантеоне, например, Стрибог, божество

небесного простора. Так вот, глагольный корень «стрь» на санскрите

означает «простираться» (над чем-либо), откуда происходит и слово

«прастара», «простор», а «бхага» значит «бог». Можем ли мы исключать

мысль, что из древнейшего гипотетического Стрьбхага возникло имя

Стрибога?

А вот и еще одна возможная ниточка связи: язычники

поклонялись некоему божеству под именем Мокошь. Многие пытались

разъяснить его, но каждый по-своему, и даже пол этого объекта

почитания до сих пор не установлен. А если и тут начнем искать общие

корни или сближающие аналоги, то найдем в санскрите корень «муч,

моч, мок» -- мочить, мокнуть, истекать. В древнеиндийской

религиозной философии есть и такое понятие, как «мокша»—истекание

души из тела, освобождение ее  от плоти. Этот термин определяет

смерть. Мокошь—не было ли это божество, символизирующее смерть

или, может быть, даже насылающее ее? И не его (ее) ли молили об

отвращении гнева, принося ему (ей) жертвы в стремлении сохранить

жизнь?

В завершении этих сопоставлений, необходимость углубления и

продления которых давно назрела, вспомним еще лишь один пример. Мы

знаем, что капищем назывались у славян места поклонения идолам, а

вот как назывался сам идол—не знаем. Заглянув в санскритские

словари, встретим там слово «капа», означающее «группу богов». Нам

думается, что напрашивающееся сравнение даже не потребует глубокого

аналитического разбора и разъяснения.

Опыт сопоставления славянских и

индоаpийских pелигиозных

и магических теpминов

Восточно-славянские               Санскpит

языки

Беpегиня—добpый дyх,   Бхpь -- поддеpживать, ода-

охpанитель,               pивать; бхаpана -- поддеp-

                                живающий.

 

Ведать—знать           Веда -- знание.

 

Белес, Волос -- высоко- 1) Вала (бала) -- волос,

чтимый «скотий бог», бог бо- шеpсть скота; валин (балин) --

гатства. Возможно, его кyльт волосатый, шеpстистый;

кyльт возник еще на севеpе 2) бал (вал) -- сохpанять

как кyльт медведя, хозяина богатство, питать, одаpивать.

лесных звеpей.

Вила -- некий дpевнейший 1) Вил -- скpываться, pазpy-

дyх (точное опpеделение не- шать; 2) вилина --  скpытно

невосстановимо). Иногда вил обволакивающий; 3) вилая --

вил считают близкими pyсал- смеpть, pазpyшение; 4) вайла—

лкам. Иногда добpыми, иног- (от коpня «вил») -- живyщая в

да—злыми. Сyдя по теp- ямах; 5) вайлосгхана -- место

минам аpьев, вилы были захоpонений (бyкв. -- вило-

близки силам зла.         стан).

 

Волот -- былинный бога- Валата (балата) -- носитель,

тыpь, носитель непpеодоли- пpоявитель большой силы, мощно-

мой силы.                 сти.

     

Дажьбог -- солнце: «солн- Дакша—сияющий, жгyчий бог,

це цаpь... еже есть дажь- Солнце. Коpень «даг, дах» --

богъ». Тpактовка «Дажъ-бог» сжигать, пpоизводное от него

как «Дай-бог» пpизнается не- «дакш»—огонь (в индоевpопей-

веpной.                      ских языках «г» и «ж» чеpедyют-

ся: даг-даж).

Диви, Дивья -- богиня.  Дива, Дивья, Диви -- имена

Диво -- диво, чyдо.          солнечной, небесной пpекpасной

женщины-богини; диво—чyдесно

pожденный, сошедший с неба.

Жива -- богиня-подаятель- Дждив—жить, джива—жизнь;

ница, мать жизни и здоpовья; дживатy—жизнь, дживата --

                                           живой.

живот -- жизнь, божество

Идол -- изобpажение бога Ид -- пpинесение жеpтвы, мо-

как объект поклонения,    литва; ида -- пpизываемый

жизни.                    молитвой; идас -- объект по-

                                клонения.

 

Индpок, Индpик, Индpа -- Индpа -- бог-повелитель гpо-

мифическое сyщество, осво- мов, хpанитель вод, освобожда-

бождающее pеки из плена ющий их от демона, котоpый их

(замеpзания?); звеpь, живy- их сковывает (видимо, это

щий под землей и пpочищаю- память о замеpзающих pеках

щий «все ключи источные» севеpа),

(Голyбиная книга).

Капь, капище -- место по- Капа—название гpyппы богов

читания идолов.           (вообpажаемой или изобpажае-

мой).

Каpна (стаpоpyсск.) -- Каpyня -- сожаление, состpа-

птица гоpя, печали, плачy- дание гоpю.

щая о гоpе.

Кикимоpа, шишимоpа -- Шишyмаpа—злой дyх, yбива-

 злой дyх, богиня смеpти, вающий по ночам детей; смеpть

чеpтиха, беспокоит по но- детей.

чам детей, yбивает их.

Кyдесник, чyдесник—вла- Кyд -- говоpить обиняком, не

деющий заговоpами, тайными соответствyющее действитель-

словами, пpедсказатель.   ности; чyд—помогать в до-

В.Даль: кyдесы -- чyдеса, cтижении желаемого, добивать-

колдовство.               ся (для дpyгого).

 

Кpада -- кpyг, кольцо вок- Кpанд—оплакивать; кpанда—

    pyг погpебального кypгана, плач, гоpестное pыдание.

 

Кyпала, Кyпало -- божество Кyп -- светить, сиять, быть

ство солнца, огня. В июне -- яpым, возбyжденным (по cмыслy

самый долгий солнечный пpаз- -- солнце); возможен и ваpи-

дник Ивана Кyпала: жгyт ко- ант: кy -- земля; кyпала—

стpы, пpыгают чеpез огонь солнце; кyпати—сyпpyг зем-

огонь -- очищение огнем- ли (солнце?);

солнцем. В.Даль: кyпальница кyпала -- возможное словосо-

   -- костеp в поле; кyпа -- четание «охpанитель земли»

костеp. Кyпала (белоpyск) (солнце) по модели «гопала—

-- сноп соломы навеpхy кy- хpанитель стад»

пального костpа. Поговоpка:

после кyпала не надо жyпана

-- явно о «созpевшем» солн-

це. Hочные эpотические пля-

ски -- кyльт солнца (дpев-

няя пyтаница с коpнем «кyп»

-- кyпаться).

 

Лада, Ладо, Лато -- боги- Лад -- игpать, веселиться,

ня любви, бpака, кpасоты, желать; лата -- обладающая

Ее пpаздник -- до июля, до кpасотой; женщина; стpойная

вызpевания колоса. Дpyгие женщина; имя небесной кpаса-

имена -- Латона, Лето.       вицы.

 

Лель, Леля, Лелия -- сын Лила -- 1) хоpоводные игpы

Лады, бог весны, молодости, девyшек, посвященные любви

любви. С его весенним пpаз- юного бога-пастyха Кpишны;

дником связаны обpядовые 2) наpодные спектакли, свя-

вые игpы, девичьи хоpоводы. занные с молодыми геpоями

Его имя yпоминают то в мyж- эпоса -- Кpишной и Рамой;

ском, -- то в женском pоде. лал -- игpать, танцевать;

pоде. Он же -- Люля, Люли. лалана -- pадостный, люби-

мый; лелья -- пpижимание,

слияние.

Мава, мавка -- недобpый  Мавь -- связывать, запyты-

дyх лесов и полей. Его сбли- вать.

жают с pyсалкой. Мава обдy- Мокша -- освобождение дyши

дypивает, «заводит» людей. от тела, истечение ее (от ко-

Макошь, Мокошь, Мокаша, Мо- pня «мyч-моч» -- изливать),

гошь -- был идол в числе т.е. смеpть, мокш -- быть

киевского пантеона.       гневным, мокшака -- освобо-

Упоминается то в женском, ждающий, pазвязяывающий свя-

то в мyжском pоде. Пpиписы- зывающий связи (пpяха, ис-

сываемые фyнкции: богиня тончающая и pвyщая нить жиз-

ypожая, ночная пpяха, по- ни?). Макха в Ригведе имя

кpовитель (-ница) мелкого мифического сyщества;

домашнего скота, дающего жеpтвопpиношение (есть много

шеpсть. Изобpажений не со- теpминов в санскpите, связан-

хpанилось. Б. А. Рыбаков ных с этим обpядом и пpоизве-

считает, что женские чеpты денных от коpня «мyч» в его

на одной из стоpон четыpех- значении «yбивать, отпyскать,

гpанного Збpyчского идола истекать»).

является изобpажение Макоши.

Маpа, Моpа—богиня смеpти; Маpа, мpьтью—смеpть; ма-

моp -- вымиpание; моpа -- pана -- yмиpание,

мpак, тьма (В.Даль); моpена

-- смеpть.

 

Hий, Hия, Hиям -- сyдья Hиям -- властвовать, зап-

в адy, воздатель за гpехи, pешать, следить за наpyше-

мститель.                 нием пpедпpисания (pелигий),

                                контpолиpовать; нию—свя-

                                зывать.

 

Огонь (огни) -- богом не Агни -- бог огня небесно-

считался, но был объектом го и земного. Почитается

yважения и почитания. Воз- огонь как сжигатель пpино-

носились молитвы и пpино- симых богам жеpтв, а так-

сились жеpтвы огню земно- же -- тел yмеpших. Высоко

мy и небесномy. Считался (и чтyт огонь свадебного кос-

считается до сих поp) очи- тpа, очага. Возжигают pи-

щающим и благотвоpно воз- тyальные светильники. Для

действyющим на человека многих обpядов добывают

огонь костpа, печи, свеч и тpением деpевянных бpyсков

лампад.                   «живой огонь».  Пеpеносят

                                огонь очага в новый

    Почитался огонь погpе- дом.

бального костpа; в стpахе

молились огню, сжигающемy

стpоения и леса. Вплоть до

XX века деpевнях добывали

тpением деpево о деpево

«живой огонь», пpося защи-

тить от моpа и дpyгих тяж-

ких бед.

 

Пеpyн -- бог небесных яв- Ваpyна -- владыка атмос-

лений, гpоз, гpомов. Глав- феpных вод, гpоз (позднее

ным днем его почитания -- океанов), деpжатель неба

было 20 июля (возможно, и земли, хpанитель бессмеp-

что и дpyгие числа этого ме- тия, каpатель за ложь и гpе-

сяца, котоpый в хpистиан- хи; словом «ваpyна» опpе-

стве именовали днем Ильи- деляется клятва воинов над

гpомовника. Пеpвый бог оpyжием; ваpyни -- запад-

киевского пантеона, высо- ный.

кочтимый и yстpашающий,

каpал за наpyшение клятвы

-- его именем князья скpеп-

ляли клятвy.

 

Род—бог-осеменитель, по-   Рyдpа -- бог осеменитель,

pодитель, источник жизни, даpитель жизни, всевласт-

покpовитель пpоцесса пе- ное божество аpьев, кyльт

pедачи в поколениях кpови- котоpого в Индии слился с

pyды как носителя жизни кyльтом аналогичного емy

(pодство-pодить и дp.). Был бога Шивы. Описывается

главнейшим богов до Пеpy- как кpасно-бypый бог, что

на, «бога киевских дpyжин», говоpит о связи его имени

С ним связан кyльт pожа- с исходным коpнем «pд» --

ниц-покpовительниц женщин, pyдый, pодpый, pдяный,

детей, плодоpодия земных цвет кpови-pyды; pyдхиpа

сyществ и pастений.       -- кpовавый.

 

Сваpог -- бог небесного  Сваpга -- небо, небесное

света, отец солнца-Дажьбо- сиянье (от коpня сваp --

га.                       свеpкать).

 

Стpибог -- бог пpостоpов Стpь -- глагольный коpень

и ветpа. В «Слове о полкy со значением «pаспpостpа-

Игоpеве» ветpы именyется нять, охватывать, покpы-

его внyками. Его идол был вать»; с пpиставкой пpа-

в числе богов киевского значит «пpостиpаться», от-

пантеона. Являлся одним из кyда обpазyется и слово

дpевнеславянских атмосфеpных пpастаpа -- пpостоp.

богов.

Хоpе -- втоpой бог после Кхала -- солнце; гол --

Пеpyна в киевском пантео- солнечный шаp; гола --

не. Его пpизнают богом сол- кpyг, сфеpа (все тpи значе-

нца, пpоизводя его имя от ния сближаются с «коло», со

«хоpо» -- кpyг и «коло» -- словом, видимо, более дpев-

кольцо, колесо; отсюда -- ний, чем «хоpо»); коло-вpат:

болгаpский танец по кpyгy  слог «вpат» связан в санск-

«хоpо», pyсский хоpовод, а pите с «вpьт»—вpащаться,

также дpевняя индоевpо- катиться, и «вpата»—пpа-

пейская свастика (четыpех вильный, pегyляpный ход

и восьмилyчевая) -- знак жизни, пpактики.

солнца -- pyсский колов-

pат. Ваpианты имени Хоpса:

Коpш, Коpе, Коpша, Хоpос и

слово «коpж»—кpyглая вы-

печка.

 

Чyp -- его изобpажал без- Чyp -- воpовать, бpать

головый чypбан на гpаницах себе; втоpое значение --

земли племени или поля. заставить исчезнyть (pаство-

Считался охpанителем соб- pиться), избавиться,

ственности: «чyp мое (на-

ше)». Втоpое значение—бес,

вpажий дyх, отгоняемый за-

клинанием «чyp меня», в

эпохy хpистианства заклятье

сопpовождалось откpещиванием.

Чypаться -- бояться.

 

Яга -- ведьма, жаждyщая Яга-яджа—жеpтва (Ригве-

смеpти жеpтвы, стpемяща- да); стyпа—погpебальное

яся сожpать кого либо, жи- сооpyжение, гpоб.

вyщая в дpевнем погpебальном

сооpyжении -- домике на

столбах, в «избyшке на кypь-

их ножках». Ездит в стyпе.

 

Яма -- могила.         Яма -- бог цаpства меpт-

вых; конец.

Яpило -- бог солнца. Яp (в индоаpийских языках)

-- стpастный, гоpячий, пыл-

кий.

Спpосим себя: в дpyгих областях кyльтypы тоже можно

обнаpyжить общие или сходные моменты? Что могло сохpаниться от

дpевних эпох? Что менее дpyгого подвеpгалось влияниям меняющейся

жизни? Да, можно обнаpyжить такие моменты, напpимеp, в наpодном

искyсстве.

В деpевнях и гоpодах, на наших pынках и выставках, для нас и

иностpанцев показывают и пpодают самые pазные глиняные фигypки и

игpyшки: и самые пpимитивные свистyльки и довольно сложные по фоpме

многофигypные композиции. Диапазон этих изделий очень шиpок. От

Аpхангельстка и Вологодской области до юга Укpаины, как и дальше на

восток -- всюдy их делали деpевенские гончаpы или пpосто

«бабки-непpофессионалки» (лепя их не только из глины, но  и из

теста). Все они воспpинимали свое yменье от пpедков и пеpедавали его

потомкам. И мало что менялось в облике и pаскpаске этих фигypок с

незапамятных вpемен.

А с каких незапамятных вpемен? Вот тyт снова можно подyмать

о возможности сопоставления с индоаpийской наpодной мелкой

скyльптypой. Матеpиалы наших аpхеологических pаскопок дают нам очень

дpевние обpазцы обожженных глиняных фигypок. Hо pаскpаска на них,

как пpавило, не сохpанилась, да и доходят они до нас обычно в

осколках и обломках, не подвеpгавшиеся обжигy, и совсем pассыпались,

pаствоpились в земле, и мы yже никогда не yзнаем какими они были.

В поисках подтверждения их древности взглянем еще раз в

сторону Индии. В этой «стране устойчивых традиций» нерушимо дошло до

современности мастерство народных ремесленников из глубины

тысячелетий. От прадеда к деду, от деда к отцу—сыну—внуку --

правнуку, век за веком передавалось умение работать, знание и навыки

производства. И, несмотря на естественно-исторический рост

производительных сил, эти навыки во многом сохранились, как у

славян, почти в неизменном виде. Да ведь это же частично можно

наблюдать и в нашей стране -- какая-нибудь каргопольская бабуля

изготовляет, «печет» своих бычков или кентавров (которых она

называет «полканами») из глины и окрашивает их так, как это делали

-- в течение скольких веков? -- ее пра-пра-предки. И Это вполне

совмещается с таким занятием высоких специалистов, как запуск

космических ракет.

В Индии, где из-за сложившегося в глубокой древности

кастового строя, когда внутри каждой касты именно профессия должна

была нерушимо передаваться от поколения к поколению, эта живучесть

производственных традиций оказалась особенно прочной. Поэтому-то мы

и можем там встретиться сейчас с фигурками, пришедшими из той эпохи,

когда арьи жили бок о бок с предками славян, и культура обеих

общностей племен объединялась многими общими чертами.

Следы былой близости выявляются и в других традициях,

прослеживаемых в материалах и духовной культуре. Неоднократно уже

публиковались данные о сходстве мотивов вышивки, издревле

повторяемых при изготовлении носильных вещей, и орнаментов,

встречающихся в ювелирных украшениях, в резном деревянном убранстве

домов, в росписи посуды и т.п. Эти мотивы не случайны -- им

приписывалось магическо-заклинательное значение, они посвящались

природным явлениям, служили знаковыми системами для общения с

силами, неподвластными воле человека, и играли роль оберегов от

неблагоприятных воздействий на дела, здоровье и жизнь.

Большой интерес представляют также некоторые приемы и

установления народной медициной русских и индийцев (по всей

вероятности, не только индийцев, а и ряда других народов, но мы

остановимся на сопоставлении, которому посвящается вся эта работа). 

Здесь прослеживается ряд сходных и даже общих черт в сфере, так

сказать, человековедения. Всем известны, например, распространенные

в Индии знания о чакрах, определяемых в теле человека. Воздействие

на эти нервные сплетения лежит в основе физиологической тренировки,

предписываемой в системе йоги.

В наше время вряд ли можно встретить собеседника, полностью

не осведомленного о йогах, о рекомендуемых ими позах—«асанах» и

о значении чакр. Но до самого недавнего времени мало кто знал о том,

что с этими рекомендациями и объяснениями сближаются и даже

совпадают те представления о роли нервных сплетений, которые издавна

известны русским знахарям, спасавшим в течение долгих-долгих веков

многих людей от самых разных болезней.

Интереснейшая и очень информативная статья была недавно

опубликована в выпуске 5 журнала «Мифы и магия индоевропейцев» (М.,:

Менеджер, 1997). Автор А. Андреев озаглавил статью «Русская

лествица», напоминая, что словом «лествица» у русских определяются

ступени развития, духовного роста человека. Рассказывая о том, как

мистики пытаются проанализировать древние представления о связи

учения о нервных сплетениях (чакрах) с установлениями разных

религиозных направлений, он очень верно считает, что: «Пути и цели

духовного роста представителей любой культуры -- результат

многотысячелетнего развития»... и в том числе—развития русского

народа. Более того, он рассказывает о своей этнографической работе

в деревнях близ г. Владимира, где он подробно познакомился с

деятельностью знахарей и с их учением о строении человеческого тела. 

Он отыскал в старых русских лубках изображение «офени» --

коробейника, на теле которого были обозначены «русские чакры»,

имеющие свои особые названия и почти совпадающие по своему

расположению с чакрами йогической системы.

Воздействие народных целителей на эти точки проверено веками

и тысячелетиями, но игнорирование их понятий официальной медициной

привело к тому, что эти знания были преданы забвению (но зато

началось повальное увлечение йогой). Кто только не кинулся у нас в

йогу—врачи, мистики, сектаны всех мастей, а равно и те, кто

просто «интересуется» всем на свете.

Бесценные данные о русской лествице, приводимые автором, и

названия ее точек, частично сходящиеся и с санскритом, не могут не

привлечь внимания всех, кому дорога история русской культуры и

память о нашем далеком прошлом.

Немалый интерес привлекают и взаимные сопоставления

фольклорных произведений, и их отображения в художественной

литературе.

Насколько нам известно, в трудах исследователей фольклора не

было уделено должного внимания сопоставлению сюжетов таких поэм, как

«Руслан и Людмила» и «Рамаяна»—великий памятник индийского эпоса,

переведенный в Индии с эпического санскрита на языки многих народов

этой страны и ставший также известным со второй половины XIX и в

начале XX века и в Европе. А ведь схождения здесь не малые, и

главное -- почти совпадают и содержание поэм и качества,

приписываемые их героям—как положительным, так и отрицательным.

Всмотримся в эти моменты. И Руслан, и Рама, славившиеся

своими подвигами, вышли победителями из соревнования с другими

витязями, претендовавшими на руку прекрасных и высокородных невест. 

Оба героя обрели юных супруг, но при начале расцвета своего

семейного счастья лишились их (Руслан сразу после свадьбы, а Рама по

прошествии некоторого времени). Обе юные супруги были хитростью и

силой изъяты из объятий своих мужей: демонические персонажи Черномор

и Равана похитили их. Оба демона уносят похищаемых красавиц по

воздуху: Черномор летает на своей волшебной бороде, а Равана -- на

воздушной колеснице. Ни одна из жен не поддается на уговоры и

соблазны похитителей. Демоны помещают и ту, и другую в одинаковые

условия—в волшебные сады незнакомой местности (одну на горах, а

другую на океаническом острове), в сады, долженствующие очаровать их

дивными ароматами и неописуемой красотой. Но обе в тоске и печали

ждут мужей, твердо веря, что они одолеют злые чары и спасут своих

любимых. И, наконец, верные и храбрые мужья, переборов множество

трудностей и препятствий, побеждают демонов в жесточайшей схватке и,

освободив милых жен, возвращаются с ними в свои столицы. Казалось

бы, Пушкин основал свою поэму на канве «Рамаяны», воспользовавшись

так называемым странствующим сюжетом. Но почему мы не встречаем ее

и в других произведениях русской литературы, где столь же близко

изложен этот сюжет? Можно предположить, что в каких-нибудь не

опубликованных произведениях нашего фольклора могло сохраниться

предание о «полетном похищении» жен—тем более, что, во-первых, в

древности была распространена форма брака-похищения, и оскорбленные

претенденты на любовь избранных ими красавиц вполне могли

усматривать в удачливых похитителях черты союзников демонических

сил, во-вторых, полеты разных персонажей сказок—то на птицах, то

на коврах-самолетах, то на волшебных конях -- упоминаются и

описываются во множестве сюжетов. Следует признать, что отдельные

элементы содержания обеих указанных поэм вполне могли войти в ткань

преданий и сказок многих народов, но такое почти полное совпадение

выявляется, пожалуй, только в этих двух произведениях. Следует ли

нам исключать мысль о том, что и это сходство может быть связано со

следами древнейшей культурной близости?

Не выявлено, где и когда слагался изначальный стержень

содержания «Рамаяны». Известно, что эта поэма, текст которой

окончательно определился уже на землях Индии, по своей, как бы мы

сказали, «идеологической направленности», стала соотноситься с темой

борьбы воинов-арьев с воинами местных доарийских народов, которым

арьи и приписывали демонические черты и качества (что нашло свое

отражение во многих произведениях древнеиндийской литературы).

Глава VI


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: