Этот вопрос является одним из ведущих вопросов для молодёжи. Они совершают восхождение к высокому уровню обобщения, уходя от правил, норм, рекомендаций, наставлений, и теперь образ жизни как таковой станет повелевать их выбором и характером поведения. Поэтому данную тему надо основательно разработать и хорошо продумать методику групповой беседы.
Чтобы тема не пугала учащихся, можно начать с простого вопроса: «Что есть жизнь, достойная собаки? Коровы? Тигра? Комара?»
Такой веселый вопрос психологически раскрепостит учащихся и поможет войти в беседу не очень активным.
Ответом, вероятно, станет такое: «Достойное животное - то, которому удалось реализовать биологическую программу своего рода или вида».
Так как учащиеся уже знают, что суть человека в его социальных отношениях, то понятно, что они станут искать «достойную» жизнь в её социальном устройстве.
Истина - первое основание достойной жизни. Истина - это объективные закономерности жизни, существующие вне воли и сознания человека. Зная об этих свершающихся закономерных явлениях, человек свободен в выстраивании своей жизни. Истина дает ему свободу. Приведем примеры жизненного выбора человека, когда он опирался на знаемые закономерности. Классическим примером тому служит несвободный малыш, протянувший руку к огню.
Второе основание достойной жизни - Добро. Добро - не сундук с накопленными предметами. Это есть всё то, что составляет благо для другого. Созидая благо, друг для друга, люди обеспечивают себе защищенность в обществе: они имеют продукты, жилье, одежду, транспорт и прочее благодаря тому, что включены в созидательный процесс производства материальных благ и духовных ценностей. Такая «забота» друг о друге и составляет защищенность. Классическим примером Добра можно считать закон «Не убий» как главное благо для живущих людей, защищенных этим законом.
Третье основание - Красота. Это гармоничное сочетание формы и содержания в её уникальном варианте. Красота пленяет, поражает, возвышает. Жизнь, наполненная красотой, приносит наслаждение. Наслаждение помогает человеку любить жизнь, а значит, дорожить жизнью. Примеров тому множество.
Основы достойной жизни потому и являются основами, что, наделяя человека свободой, обеспечивая защищенностью, вовлекая в наслаждение, позволяют ему раскрываться полностью, творить и реализовать свое «Я».
Проверим представления о практическом воплощении Добра, Истины и Красоты в жизни рядового человека нашего общества. Создадим три рабочие группы, которые распишут один день человека, живущего достойной жизнью. Первая группа получит фрагмент дня - «Утро»; вторая группа станет рассматривать «День»; третья группа - «Вечер». Они нарисуют жизнь, построенную на основе Добра, Истины и Красоты. Выступления этих групп пусть начинаются со слов «Наш герой...»
После свободного обсуждения представленных картин достойной жизни Человека проводим рефлексию на основе такого вопроса: «Что я думал, когда шло обсуждение достойной жизни?»
Общий вывод кураторского часа:
Открытие основ достойной человека жизни предполагает, что каждый человек принимает эти основы и выстраивает свою жизнь на основе Истины, Добра и Красоты. Именно несоблюдение этих основ какой-то частью человечества создает дисгармонию и напряженность в обществе.
Тема: «Смысл жизни»
В ходе своей жизни, в период взросления человек вдруг задает себе вопрос: зачем я родился?.. Иначе: в чем смысл моей жизни?
Прежде чем обратиться к философии за ответом, поставим перед собой этот вопрос «здесь и сейчас» и, не боясь показаться глупым (принимаем любой ответ), произнесем то, что родится в нашей голове...
Поочередный обмен мнениями, инструментованный безусловным уважением к любому высказыванию.
Учащимся будет интересно узнать, что человечество по-разному решало этот вопрос. Представим веер смыслов:
· смысл жизни в выполнении заветов Бога;
· смысл жизни в труде;
· смысл жизни в самой жизни;
· смысл жизни в том, чтобы оставить после себя добрый след;
· смысл жизни в поисках смысла;
· смысл жизни - оставаться человеком в любых обстоятельствах.
Почему человечество так упорно ищет для себя ответ на этот вопрос, не желая жить без смысла - бессмысленно?
Представим себе, как меняется характер жизни в зависимости от смысла жизни.
Для этого обозначим условно избранный человеком смысл жизни и нарисуем картину его жизни.
· Если мой смысл в том, чтобы оставить след на Земле после себя, то....
· Если смысл моей жизни в труде, то...
· Если я избираю смыслом жизни совершенствование жизни, то...
· Если смысл жизни в том, чтобы оставаться человеком в любых ситуациях жизни, то...
Предположим, что смыслом жизни становятся квазиценности (ложные ценности). Посмотрим и в этом случае, какой будет зависимость от смысла содержания жизни:
· Если смысл жизни в богатстве, то...
· Если смысл жизни в карьере, то...
· Если смысл жизни в славе, то...
· Если смысл жизни в покое, то...
Проведем свободный обмен мнениями по поводу услышанного.
Отметим, что и эпизоды жизни обусловлены смыслом нашей жизни. В качестве иллюстрации приведем пример из жизни узников концлагеря в годы Отечественной войны. Фашисты, развлекаясь, приказывали рыть заключенным яму, потом кого-то направляли в эту яму, а вырывших её заставляли засыпать живьем человека. Были сучаи, когда приказ исполнялся, но были и упорные отказы от выполнения, даже в тех случаях, когда сопротивляющегося отправляли в эту яму за неповиновение. Итак, обратимся к простым ситуациям жизни:
· Мне предлагают дешево купить ворованные, очень дорогие вещи. Я...
· Меня уговаривают после рабочего дня остаться и довести дело до конца. Я...
· Мне предлагают прогуляться по магазинам. Я...
· Мне нагрубили. Все советуют: «Ты так же ему ответь...» Я...
· Мне говорят: «Брось ты эти книги! Живи веселее!» Я...
По характеру ответной реакции попробуем определить смысл жизни говорящего.
Общий вывод кураторского часа:
Ищи смысл жизни, тогда неприятных неожиданностей у тебя будет меньше.