Тема: «Жизнь, достойная человека»

 

Этот вопрос является одним из ведущих вопросов для молодёжи. Они со­вершают восхождение к высокому уровню обобщения, уходя от правил, норм, ре­комендаций, наставлений, и теперь образ жизни как таковой станет повелевать их выбором и характером поведения. Поэтому данную тему надо основательно разра­ботать и хорошо продумать методику групповой беседы.

Чтобы тема не пугала учащихся, можно начать с простого вопроса: «Что есть жизнь, достойная собаки? Коровы? Тигра? Комара?»

Такой веселый вопрос психологически раскрепостит учащихся и поможет вой­ти в беседу не очень активным.

Ответом, вероятно, станет такое: «Достойное животное - то, которому уда­лось реализовать биологическую программу своего рода или вида».

Так как учащиеся уже знают, что суть человека в его социальных отношениях, то понятно, что они станут искать «достойную» жизнь в её социальном устройстве.

Истина - первое основание достойной жизни. Истина - это объективные за­кономерности жизни, существующие вне воли и сознания человека. Зная об этих свершающихся закономерных явлениях, человек свободен в выстраивании своей жизни. Истина дает ему свободу. Приведем примеры жизненного выбора человека, когда он опирался на знаемые закономерности. Классическим примером тому слу­жит несвободный малыш, протянувший руку к огню.

Второе основание достойной жизни - Добро. Добро - не сундук с накоплен­ными предметами. Это есть всё то, что составляет благо для другого. Созидая благо, друг для друга, люди обеспечивают себе защищенность в обществе: они имеют продукты, жилье, одежду, транспорт и прочее благодаря тому, что включены в со­зидательный процесс производства материальных благ и духовных ценностей. Та­кая «забота» друг о друге и составляет защищенность. Классическим примером Добра можно считать закон «Не убий» как главное благо для живущих людей, за­щищенных этим законом.

Третье основание - Красота. Это гармоничное сочетание формы и содержа­ния в её уникальном варианте. Красота пленяет, поражает, возвышает. Жизнь, на­полненная красотой, приносит наслаждение. Наслаждение помогает человеку лю­бить жизнь, а значит, дорожить жизнью. Примеров тому множество.

Основы достойной жизни потому и являются основами, что, наделяя челове­ка свободой, обеспечивая защищенностью, вовлекая в наслаждение, позволяют ему раскрываться полностью, творить и реализовать свое «Я».

Проверим представления о практическом воплощении Добра, Истины и Кра­соты в жизни рядового человека нашего общества. Создадим три рабочие группы, которые распишут один день человека, живущего достойной жизнью. Первая группа получит фрагмент дня - «Утро»; вторая группа станет рассматривать «День»; тре­тья группа - «Вечер». Они нарисуют жизнь, построенную на основе Добра, Истины и Красоты. Выступления этих групп пусть начинаются со слов «Наш герой...»

После свободного обсуждения представленных картин достойной жизни Че­ловека проводим рефлексию на основе такого вопроса: «Что я думал, когда шло обсуждение достойной жизни?»

Общий вывод кураторского часа:

 Открытие основ достойной человека жизни предполагает, что каждый человек принимает эти основы и выстраивает свою жизнь на основе Истины, Добра и Красоты. Именно несоблюдение этих основ ка­кой-то частью человечества создает дисгармонию и напряженность в обществе.

Тема: «Смысл жизни»

 

В ходе своей жизни, в период взросления человек вдруг задает себе вопрос: зачем я родился?.. Иначе: в чем смысл моей жизни?

Прежде чем обратиться к философии за ответом, поставим перед собой этот вопрос «здесь и сейчас» и, не боясь показаться глупым (принимаем любой ответ), произнесем то, что родится в нашей голове...

Поочередный обмен мнениями, инструментованный безусловным уважением к любому высказыванию.

Учащимся будет интересно узнать, что человечество по-разному решало этот вопрос. Представим веер смыслов:

· смысл жизни в выполнении заветов Бога;

· смысл жизни в труде;

· смысл жизни в самой жизни;

· смысл жизни в том, чтобы оставить после себя добрый след;

· смысл жизни в поисках смысла;

· смысл жизни - оставаться человеком в любых обстоятельствах.

Почему человечество так упорно ищет для себя ответ на этот вопрос, не же­лая жить без смысла - бессмысленно?

Представим себе, как меняется характер жизни в зависимости от смысла жизни.

Для этого обозначим условно избранный человеком смысл жизни и нарисуем картину его жизни.

· Если мой смысл в том, чтобы оставить след на Земле после себя, то....

· Если смысл моей жизни в труде, то...

· Если я избираю смыслом жизни совершенствование жизни, то...

· Если смысл жизни в том, чтобы оставаться человеком в любых ситуациях жизни, то...

Предположим, что смыслом жизни становятся квазиценности (ложные ценно­сти). Посмотрим и в этом случае, какой будет зависимость от смысла содержания жизни:

· Если смысл жизни в богатстве, то...

· Если смысл жизни в карьере, то...

· Если смысл жизни в славе, то...

· Если смысл жизни в покое, то...

Проведем свободный обмен мнениями по поводу услышанного.

Отметим, что и эпизоды жизни обусловлены смыслом нашей жизни. В качестве иллюстрации приведем пример из жизни узников концлагеря в годы Отечественной войны. Фашисты, развлекаясь, приказывали рыть заключенным яму, потом кого-то направляли в эту яму, а вырывших её заставляли засыпать живьем человека. Были сучаи, когда приказ исполнялся, но были и упорные отказы от выполнения, даже в тех случаях, когда сопротивляющегося отправляли в эту яму за неповиновение. Итак, обратимся к простым ситуациям жизни:

· Мне предлагают дешево купить ворованные, очень дорогие вещи. Я...

· Меня уговаривают после рабочего дня остаться и довести дело до конца. Я...

· Мне предлагают прогуляться по магазинам. Я...

· Мне нагрубили. Все советуют: «Ты так же ему ответь...» Я...

· Мне говорят: «Брось ты эти книги! Живи веселее!» Я...

По характеру ответной реакции попробуем определить смысл жизни говорящего.

 

Общий вывод кураторского часа:

Ищи смысл жизни, тогда неприятных неожиданностей у тебя будет меньше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: