- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.
- Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М.: Изд-во МГУ, 1979.- 344 с.
- Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. - М.: Тривола, 1995.- 480 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация.-М.:Изд-во «Академия»,2005.-496 с.
Вопросы и задания:
1. В чем принципиальное отличие теоретической базы настоящего психолога от знаний и осведомленности «психолога-любителя»?
2. В чем принципиальное отличие ответственности психолога-профессионала от ответственности «психолога-любителя»?
3. В чем недостаток построения «модели специалиста» профконсультанта, предполагающей выделение только значимых для успешной работы профессиональных качеств?
4. В чем заключается главная проблема построения имиджа профконсультанта?
5. Поясните смысл возможного «посредничества» профконсультанта между самоопределяющимся человеком и культурой.
|
|
6. Обязан ли психолог-профконсультант быть интеллигентом?
Задания для самостоятельной работы:
1. Провести технику на самоописание.
На листе бумаги надо написать:
а) 5 способностей, которые развиты наиболее сильно; 5 видов деятельности, которые более всего получаются;
б) 5 способностей, которые наименее развиты; 5 видов деятельности, которые получаются хуже всего;
в) 5 способностей, которыми хотели бы обладать в идеале; 5 видов деятельности, которые хотелось бы качественно, выполнять.
Оценка способностей
№ | Способности, развитые наиболее сильно | Способности наименее развитые | Способности, которыми хочу обладать в идеале |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Оценка видов деятельности
№ | Виды деятельности, развитые наиболее сильно | Виды деятельности наименее развитые | Виды деятельности, которые хочу выполнять качественно |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Ответы на пункты «а» и «б» — это субъективное представление человека о реальном «Я», на пункт «в» — об идеальном «Я».
Необходимо выяснить:
■ Легче ответить на пункт «а», «б» или «в»?
■ К чему ближе то, что написано в пункте «в», - к пункту «а» или «б»?
■ Будет ли выбранная профессия шагом к идеалу?
■ Как вообще связана профессия с тем, что содержит самоописание?
2. Построить «модель специалиста», на основании модели, предложенной А.К.Марковой, которая включает три компонента.
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Барабакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. - М., 1991.
2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация.-М.:Изд-во «Академия»,2005.-496 с.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
5. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.
Занятие № 8.