Методика №3 – Опросник межличностных отношений (ОМО)

На заключительном этапе нашего исследования, в ходе построения исследования нами было проведен опрос межличностных отношений (приложение №3) среди учащихся, были получены следующие данные:

шкала Включение I:

¾ «Ie – высокое» - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – были получены данные: 12% среди девочек и 15% среди мальчиков, и 23% в полных семья и 11% в неполных семьях;

¾  «Ie – низкое» - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать: – 16,7% девочек и 18% - мальчиков, 23% в полных семья и 15% в неполных;

¾ «Iw – низкое» - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 6,7% девушек и 8% у мальчиков, а также10% в полных семьях и 9% в неполных;

¾ «Iw – высокое» - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним – 36% среди девочек и 23% среди мальчиков, а также 25% в полных семьях и 23,8% в неполных семьях;

2. шкала Контроль С:

¾ «Се – высокое» – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью – 56,7% у мальчиков и 23% у девочек, а также 27% в полных семьях и 32% в неполных;

¾ «Се – низкое» - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 8% среди мальчиков и 16% у девочек, а также 12% в полных семьях и 9% в неполных;

¾ «Cw – высокое» - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 3% среди мальчиков и 11% у девочек, а также 4% в полных семьях и 8% в неполных семьях;

3. шкала Аффект А:

¾ «Aw – низкое» - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 23,3% среди мальчиков и 46% среди девочек, а также 24% в полных семьях и 32%в неполных;

¾ «Ае – высокое» - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 26% у мальчиков и 29% у девочек, а также 49,3% в полных семьях и 23% у неполных семей;

¾ «Ае – низкое» - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 11% среди девочек и 16% среди мальчиков, а также 21% в полных семьях и 34% у неполных семей.

После проведенного исследования был произведен корреляционный анализ полученных данных между методиками и опросниками по всей выборке (n = 60 человек) полученная сумма r = = 0,805856187, по определению сильная корреляционная зависимость, или положительная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями есть зависимость.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к современным социальным условиям. Агрессивное поведение отличается по гендорному признаку, уровень и тип агрессии будет разным в полных и не полных семьях, т.к. семейное воспитание является фактором проявления подобного поведения в этом возрасте, подтвердилась.

 



Заключение

 

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – особенности агрессивного поведения подростков, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы агрессивного поведения в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работыЛевитова Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева, Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др. Широко освещена исследование Л.М. Семенюка.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

Основными положениями, выносимыми на защиту являются:

1. В современных исторических, культурных и социально-экономических условиях агрессия для подростка становится одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением защищенности.

2. Агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к социальным условиям: подростки усваивают агрессивные образцы поведения как социально признаваемые в обыденной жизни, СМИ, в семье и в референтной группе.

3. Агрессивное поведение подростков имеет выраженные тендерные различия. Агрессивное поведение подростков-мальчиков является не только реакцией, обусловленной социальными ожиданиями, но и реакцией на депривацию структурных звеньев самосознания личности, ответственных за имя, половую принадлежность и притязание на признание. У мальчиков-подростков наблюдается большой разброс агрессивных реакций в ситуациях с фрустрацией. С возрастом у подростков-мальчиков наблюдается тенденция к снижению количества агрессивных реакций на ситуации с фрустрацией. Агрессивное поведение подростков-девочек является реакцией, выходящей за пределы социальных ожиданий, а также способом реагирования на депривацию структурных звеньев самосознания, ответственных за половую принадлежность и перспективы развития личности. У подростков-девочек наблюдается общая тенденция реакций с фрустрацией по поводу депривации пола и перспективы развития личности. С возрастом у подростков-девочек наблюдается тенденция к росту количества агрессивных реакций на ситуации с фрустрацией.

Научная новизна исследования заключается в методологическом походе к изучению агрессивного поведения подростков. В настоящем исследовании осуществляется рассмотрение агрессивного поведения подростков в контексте меняющихся культурных, исторических и социально-экономических условий. В то же время агрессивное поведение рассматривается через контекст личностной позиции.

Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования в работе с подростками, а также теоретическая значимость состоит во внедрении результатов исследования в курс возрастной психологии.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: