Существенные элементы религии

Вопрос 1 Понятие о религии и признаки религии

Есть два основных мировоззрения:

религии и атеизма. Третье часто называемое агностицизм — по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких главнейших мировоззренческих реалий, как бытие Бога и души, бессмертия личности, природы добра и зла, истины и др.

Религию и атеизм целесообразно рассмотреть как две теории бытия (или небытия) Бога, поэтому  к ним должны быть два основных научных требования.

1. необходимость иметь факты, которые бы подтверждали теорию.

2. указать реальные пути опытной (экспериментальной) проверки ее основных положений и выводов.

Только теория, удовлетворяющая этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.

Религии предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, ангелов и демонов, особых сверхъестественных сил и т. д.

Чтобы убедиться в этом, достаточно указать на жизнь святых – например, русского святого Иоанна Кронштадского († 1908 г.).

Жизнью преподобного Амвросия Оптинского († 1891 г.), его прозорливость, чудеса, святость и мудрость привлекали к нему всю Русь.

Наряду с бесчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

 

Что предлагает атеизм?

1. он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. Все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить или не верить, но не знать.

2. он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога — путь религиозный. Иного способа просто не существует.

Религия - явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее подавляющую часть населения, оказывается мало понятным для очень многих людей.

Причина в том, что религию оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни.

Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия.

Религия имеет две стороны:

внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю

внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой:

в философском плане — мировоззрение, включающее в себя ряд конкретных положений (истин), без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и подобные псевдорелигиозные явления, хотя и содержащие в себе отдельные элементы религии, но в действительности оказывающиеся лишь продуктами ее распада, деградации, извращения;

в общественно-практическом выражении организацию с определенной структурой управления (церковь), правилами жизни своих последователей, культом.

С внутренней стороны религия — это особая духовная жизнь, открывающая человеку мир вечной Божественной красоты, скрытый в душе человеческой.

Происхождение слова «религия» (от лат. religio совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение…).

Цицерон - производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Западный христианский писатель и оратор Лактанций († 330 г.) - от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом.

Блаженный Августин († 430 г.) - от глагола reeligere, т. е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Существенные элементы религии.

1. Вера в личного Бога,   что он является Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствует в мире.

Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях:

монотеистических (вера в единого Бога),

политеистических (вера во многих богов),

дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое),

анимистических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).

Учение о том, что Бог безличен не является религиозным (нет такого учения в буддизме)

По христианскому учению, «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), Он наш Отец (Мф. 6, 8-9), «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

2. Религия включает в себя не только веру в наличие мирового разума. Но и ищет связи с Богом, почитает. Боится, ищет его любви. Убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом и совершенной, вечной с Ним жизни -аксиома религиозного учения, нее и сама религия получила свое название.

Возможность и необходимость духовного единения человека с Богом предполагает в религии, с одной стороны, веру в Откровение Бога, с другой — естественность со стороны человека праведной жизни, соответствующей догматам и заповедям религии. В христианстве такая жизнь называется верой, под которой подразумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особый духовно-нравственный характер всего строя жизни верующего.

3. Учение о загробном, посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим большее — учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не только души), благодаря чему его земная жизнь и деятельность приобретает особенно ответственный характер и полноценный смысл.

4. Вера в бытие мира сверхъестественного: ангелов и демонов (бесов), вступая в духовный контакт с которыми (своими честными, или, напротив, безнравственными поступками), человек в большой степени определяет свою жизнь. Любая религия верит в сверхъестественный мир, даже Моисей видел Бога сзади, видел так, как Он ему являлся (куст, спина, 3 ангела-мужи), но сущность Бога не видима (Антропоморфизм Библии).

5. Культ, то есть совокупность всех ее богослужебно-обрядовых норм. Культ – элемент почитания Господа бога. Культ – богослужения. Принимающие организационные формы, возникновение органазации.

Есть еще целый ряд элементов, присущих каждой религии (ее догматическое и нравственное учение, аскетические принципы и правила жизни и др.); все они органически и логически связаны с указанными основными.

 Сущность религии

Если с внешней стороны каждая религия предстает как определенная организация (церковь) с догматами, конкретными нравственными требованиями, правилами, различными священнодействиями (культом), то изнутри для истинно верующего она открывает особый духовный мир, Бога, и настолько бесконечно богатое многообразие духовных переживаний, что другому человеку словами передать его невозможно.

«Тайны религии, — писал священник Павел Флоренский, — это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово…»

С. Н. Булгаков († 1944 г.) о невыразимости сокровенной тайны религии: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом».

На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально встретился с Божеством, религиозный опыт - ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление об опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью… Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай… —наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование.

Апостол Павел сказал об этом словами древнего пророка Исаии:

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Но все подобные свидетельства останутся «внешними», ничего не говорящими для слуха тех, которые сами ни разу не прикоснулись к миру таинственной Божественной красоты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: