Конфликты профессионального самоопределения

Самоопределение — это всегда утверждение соб­ственной позиции в проблемной ситуации. Професси­ональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные пла­ны, идеалы), что он есть (свои личностные и физичес­кие свойства), что он может (свои возможности, склон­ности), чего от него ждут коллектив, общество.

Сторонами внутриличностного конфликта самооп­ределения являются различные составляющие струк­туры личности. Можно выделить конфликты, обуслов­ленные следующими факторами: 1) рассогласованием составляющих направленно­сти: противоречиями между социально-профессио­нальными экспектациями и профессиональной дей­ствительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия и др.;  2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетент­ности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении ква­лификации и недостаточной профессиональной актив­ностью и др.;       3 ) противоречием между направленностью лично­сти на достижение успеха, карьеру, высокие мате­риальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, ка­честв, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;                   4) несовпадением представления о своих професси­ональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным»;5) противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и со­циальными ограничениями, обусловленными возра­стом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мо­бильности и отчетливо выраженной возрастной ри­гидностью и др.;

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая — на стадиях профессиона­лизации и мастерства, пятая группа порождает конф­ликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от меж­личностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмо­циональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрес­сивности, тревожности и др.

Преодоление внутриличностных конфликтов про­фессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработ­ки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перс­пективы, усиления «авторства» своей профессио­нальной жизни, определения новых смыслов профес­сиональной деятельности, согласования амбивалент­ных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профес­сии, предупреждения возможных деформаций, кри­зисов и др.

В процессе профессионального становления лич­ности постоянно возникают проблемы самоопределе­ния: при выборе профессионального учебного заведе­ния, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т. п. — и всегда само­определение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.

 

Изучение школьников в целях профориентации

   Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

  Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.

  Ценностные ориентации. Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде; Авторитет в трудовом коллективе; Признание родных, знакомых, друзей; Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа; Применение своих знаний, умений, способностей; Творческий характер труда; Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок; Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Мотивы - зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: