Модуль 2. Методическое обеспечение психологического отбора

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

 

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Профориентация и профотбор»

 

Для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения

 

По специальности/направлению Психология

 

 

Белавина О.В.

старший преподаватель

кафедры педагогической антропологии, фамилистики и гендерологии

 

 

 

Санкт-Петербург

2010



Вопросы к итоговому контролю знаний (экзамену)

В каждый билет входит один теоретический вопрос и одна практическая задача. Ниже приводятся теоретические вопросы и описание практических задач.

Теоретические вопросы к экзамену:

1. История профотбора. Развитие общества и динамика профессий.

2. Профотбор. Основные цели и задачи.

3. Система профориентационной работы. Основные задачи и методы проведения.

4. Выбор профориентационных критериев: мотивация, интеллект, личные качества.

5. Классификации профессий в системе профотбора.

6. Методы изучения профессий.

7. Профессиограмма. Структура. Методы разработки.

8. Качественные, статистические и критериальные нормативы профессиограмм.

9. Виды профессиональных отборов.

10. Методы, используемые в профотборе. Общая классификация.

11. Активные методы в профотборе.

12. Экспертные методы в профотборе.

13. Сущность психологического отбора.

14. Профессиональные способности. Структура и уровни развития.

15. Профпригодность – частичная и полная. Компенсация.

16. Индивидуальный стиль деятельности.

17. Потенциал интеллектуального и личностного развития, прогнозирование профессиональной обучаемости.

18. Проблемы первичного и вторичного профотборов.

19. Мотивы выбора профессии, их роль в профессиональном становлении личности.

20. Концепция профессионально важных качеств (ПВК) в системе профотбора.

21. Методы диагностики интеллектуальных характеристик профессиональных особенностей.

22. Интеллектуальные профили профессиональных способностей (тест Амтхауэра).

23. ПВК операторских профессий. Методы и методики отбора.

24. Методы диагностики личностных особенностей в целях профотбора.

25. Методы изучения профессиональных установок и мотивации.

26. Методы изучения социального интеллекта в целях профотбора.

27. Методы изучения социальной перцепции и социальных установок в целях профотбора.

28. Связь социального интеллекта и социальных установок с коммуникативной успешностью.

29. Диагностика адаптивности и стрессоустойчивости личности в целях профотбора.

30. Коммуникативные способности. Диагностика и прогнозирование особенностей профессионального взаимодействия.

Второй вопрос в билете – профориентационная задача. Требуется провести анализ данных тестирования учащихся 9-х классов гимназии с углубленным изучением 2-х иностранных языков (время тестирования: май-месяц). Использованные тесты: Амтхауэр, Гилфорд-Салливен, Кеттелл, Фидлер, Розенцвейг, Тулуз-Перон, Люшер, Торренс, Гилфорд.

Пример карточки с данными для анализа:

№1

 

Александра Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амтхауэр

 

Гилфорд-Салливен

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1

2

3

4

 

 

9

12

10

11

7

6

8

10

11

 

10

6

6

1

 

 

Кеттелл

 

A

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

4

1

6

5

3

8

6

9

9

5

10

5

7

6

8

2

Фидлер

 

 

Люшер

 

MPCд

MPCл

LPCд

LPCл

CОд

CОл

ASOд

ASOл

 

СО

ВК

 

5,9

5,8

4,3

2,6

4,4

4,8

12,8

17,2

-15

-10

0,94

0,31

 

16

2

 

Розенцвейг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

I

M

O-D

E-D

N-P

GCR

E'

I'

M'

E

I

M

e

i

m

43,8

27,1

29,2

29,2

33,3

37,5

78,6

3,5

0

3,5

3,5

3

1,5

3,5

3,5

2

Тулуз-Пьерон

 

Торренс

 

Гилфорд

 

 

Скорость

Внимат.

 

Т1

Т2

Т3

То

 

Gi1

Gi2

Gi3

Gi4

 

 

63,8

0,88

 

10

13,5

14

37,5

 

14

5

5

7

 

 

Вопросы для решения задачи по профориентации:

1. Рекомендуете ли Вы ученику продолжить обучение в гимназии и в каком, математическом или гуманитарном классе?

2. Рекомендуете ли Вы ему другой вариант продолжения обучения и какой именно (колледж, техникум, школа) и с какой специализацией?

3. Задатки каких профессиональных способностей у ученика имеются, какой вуз и специальность Вы ему порекомендуете?

4. Возникнут ли у него учебные проблемы в старших классах и чем они могут быть вызваны? Что следует в целях профилактики порекомендовать подростку и родителям?

5. Легко ли подросток адаптируется к новым условиям учебы и в новом коллективе? Какие рекомендации следует дать подростку и родителям для оптимизации процесса адаптации?

6. Обретет ли подросток друзей?



Список основной и дополнительной литературы к модулям

МОДУЛЬ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

Литература:

Основная:

1. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века). Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2007.

3. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие. /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2006.

5. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. СПб., 2002.

Дополнительная:

1. Белавина О.В. Консультирование в сфере трудоустройства безработной молодежи Вестник СПбГИПСР, 2005, с. 91-94.

2. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. – СПб., 1997.

3. Русалинова А.А. Проблемы промышленной социальной психологии. СПб., 2009.

4. Тейлор Ф. У. Научная организация труда. / В кн.: Управление – это наука и искусство. – М., 1992.

5. Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии, 1990, №5. С. 72-81.

6. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб., 2005.

7. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб., 2005.

8. Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М., 1992.

 

МОДУЛЬ 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Литература:

Основная:

1. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

2. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие. / Под ред. К.М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.

3. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. – Тест Тулуз-Пьерона. СПб., 2007.

4. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. СПб., 2002.

5. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. СПб., 2001.

Дополнительная:

1. Белавина О.В. Влияние личностных особенностей на становление профессиональных установок. // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: СПб университет МВД России, СПб акмеологическая академия, 2007. С. 28-30.

2. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994.

3. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2004.

4. Управление по результатам: пер. с финск./Общ.ред. Я.А. Лейманна. – М.: «Прогресс», 1993.

5. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб., 2005.

6. Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М., 1992.

 

Основная учебная и научная литература, общий список

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2007.

2. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие. /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2006.

4. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. СПб., 2002.

 

Дополнительная учебная и научная литература, общий список

1. Белавина О.В. Влияние личностных особенностей на становление профессиональных установок. // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: СПб университет МВД России, СПб акмеологическая академия, 2007. С. 28-30.

2. Белавина О.В. Консультирование в сфере трудоустройства безработной молодежи Вестник СПбГИПСР, 2005, с. 91-94.

3. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. – СПб., 1997.

4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994.

5. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века). Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983.

6. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие. / Под ред. К.М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.

7. Русалинова А.А. Проблемы промышленной социальной психологии. СПб., 2009.

8. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2004.

9. Тейлор Ф. У. Научная организация труда. / В кн.: Управление – это наука и искусство. – М., 1992.

10. Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии, 1990, №5. С. 72-81.

11. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб., 2005.

12. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. – Тест Тулуз-Пьерона. СПб., 2007.

13. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб., 2005.

14. Ясюкова Л.А. Система отбора и расстановки руководящих кадров. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М., 1992.

15. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. СПб., 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: