Древнерусское искусство

СЛОВАРЬ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Курс

Ведение:

Автолитография - (от греч. Autos - сам, lithos - камень и graphO - пишу, рисую). Один из способов исполнения художественной литографии, при котором художник работает непосредственно на самом камне, и произведение графики, исполненное этим способом, называется автолитографией.

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Алла прима (от итал. alla prima — «в первый момент») — разновидность техники масляной живописи (так же используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в отличие от более традиционного метода рисования, предусматривающего нанесение красок слой за слоем и ожидание пока очередной слой высохнет.

АКВАТИ́НТА (итал. acquatinta от acqua — "вода" и tinta — "краска") — техника гравюры на металле, в отличие от офорта или резцовой гравюры позволяющая работать не линией и штрихом, а пятном, создавая тональные переходы, наподобие акварели или заливки тушью, отсюда название.

АНИМАЛИ́СТ (франц. animalier от лат. animalis — "животное, зверь") — художник, изображающий животных. Отсюда — анималистический жанр в рисунке, живописи, скульптуре.

Архитектоника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.

Авантитул, (от фр. avant — перед + лат. titulus — надпись, почетное звание, правовое основание) — первая страница блока издания, расположенная перед титульным листом; один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, используемых при оформлении издания.

БАРЕЛЬЕ́Ф (франц. bas-relief, букв. — низкий рельеф) — скульптурное изображение на плоскости, части к-рого выступают над ней не б. чем на половину своего объема.

БИЕННА́ЛЕ (итал. biennale — "двухгодичный") — художественная выставка, фестиваль, собрание, проводимые регулярно раз в два года.

Бистр (Франц. bistre) - прозрачная коричневая краска с желтоватым оттенком. Приготовлена из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Широко употреблялась европейскими художниками XV-XVIII вв. для рисования кистью и пером. С конца XVIII в. вместо бистра все чаще используются сепия и тушь. В настоящее время бистр употребляется исключительно редко.

БУ́КВИЦА -В искусстве книги и книжной графики: заглавная буква, то же, что литера или инициал в западноевропейских манускриптах, иллюминированных рукописях

Вернисаж (франц. vernissage, буквально — покрытие лаком), торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры и искусства и т.п.).

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Горельеф (франц. haut-rélief, от haut — высокий и relief — рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные Г. часто использовались в архитектуре.

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

ДИЗА́ЙН (англ. Design — "проектирование, определение функции предмета" от лат. Designare — "определять назначение, обозначать") — творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов.

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.

Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало раздела в рукописной либо печатной книге. Обычно заставка находится вверху страницы и отделяется от текста белым полем.

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — рисунок или любое изображение, помещ. в книге в целях пояснения или дополнения текста.

ИНИЦИА́Л (лат. initialis — "начальный") — начальная, заглавная буква строки рукописи — манускрипта, кодекса или книги. Пишется крупнее других. Инициалы появились в поздней античности.

Каранда́ш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения.

Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

КОНЦО́ВКА — в искусстве книжной графики — небольшая изобразительная или орнаментальная композиция, миниатюра или виньетка, завершающая главу либо колонку текста (сравн. заставка; инициал).

Корпусная живопись -письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру.

Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид художественной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву[1] или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

КУНСТКАМЕРА (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714

КАРАНДА́ШНАЯ МАНЕ́РА — техника гравюры на металле, родственная офорту, сочетающая приемы травления и механического гравирования.

Лессировка - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

ЛИНОГРАВЮ́РА (от лат. linum — "лён, льняное полотно" и oleum — "масло"; см. гравюра) — разновидность гравирования, относящаяся к виду гравюры высокой печати.

ЛИТОГРА́ФИЯ (от греч. lithos — "камень" и grapho — "пишу, черчу") — разновидность печатной графики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати.

ЛАВИ́С (франц. lavis — размывка) — один из видов гравюры на металле (родств. офорту), при к-ром рис. наносится кистью, смоченной в кислоте, непосредственно на медную пластину; при печатании краска заполняет образовавшиеся вытравленные углубления.

МАРИ́НА (от франц. marine, итал. marina, лат. marinus — морской) — тип пейзажа, изображающего морской вид.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

МОНОТИ́ПИЯ (от греч. monos — "один" и typos — "отпечаток") — разновидность искусства печатной графики, не являющаяся гравюрой.

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pastaтесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастозность -(от итальянского pastoso - тестообразный) качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски. Придает поверхности рельефность, иногда значительную, часто сохраняющую форму, приданную ей кистью или мастихином; в наиболее выпуклых местах дает блики. Позволяет усилить эмоциональную выразительность произведений, особенно убедительно передать материальную насыщенность предметного мира, раскрыть пластические возможности самой красочной массы.

Резерваж (Франц. reservage, от лат. reservaге - сберегать, сохранять) - одна из разновидностей углубленной гравюры на металле способом травления. На металлической доске выполняют рисунок пером или кистью специальными чернилами, содержащими сахар и клей, растворенный в воде. Затем рисунок покрывают кислотоупорным лаком, а доску погружают в воду.

СЕ́ПИЯ (греч. sepia — "каракатица, головоногий моллюск") — коричневая краска, которую в древности добывали из "чернильного мешочка" морского моллюска. Позднее — любая краска коричневого оттенка.

Скансен также называют музеи под открытым небом вообще.

Смальта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — может означать ярко-синюю краску, полученную из кремневой кислоты и кобальта[1][2]; или цветное искусственное стекло[1],

Соус (Франц. sause) - материал для рисования, разновидность пастели. Выпускается в виде цилиндрических палочек в оловянной обертке. Состоит из мягкого черного порошка (угля или сажи) с небольшой примесью слабоклеящих веществ.

ТЕ́МПЕРА (итал. tempera, от лат. temperare — "умерять, смягчать, смешивать в надлежащем соотношении") — краски, связующим веществом которых являются различные эмульсии.

Факси́миле (от лат. fac simile «делай подобное») — воспроизведение всякого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.

ФАКТУ́РА — способ изложения музыкального материала, т. е. совокупность технологических средств, применяемых в музыке (мелодика, аккорды, фигурации, подголоски и т. д.).

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

ЭКСЛИБРИС (от лат. ex libris – из книг), книжный знак – печатный бумажный ярлык, обычно наклеиваемый и иным образом наносимый на внутреннюю поверхность книжного переплета или обложки.

ЭКСПОНЕ́НТ (лат. exponens — "выставляющий"; см. экспозиция) — автор произведения искусства или его владелец, предоставляющий это произведение на выставку, в музей, галерею.

ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю), техника живописи красками, замешенными на воске, которые накладывались и закреплялись при помощи нагревания.

Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

 

Первобытное искусство:

Аними́зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (греч. anthropomorphisis — "очеловечивание") — очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных (см. также представление богов в человеческом образе).

Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики.

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней

Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир).

Мобильное искусство -этот термин обычно употребляется для обозначения легко перемещаемых и сравнительно небольших предметов искусства и различных изделий, имеющих художественную ценность, таких, например, как орнаментированные изделия из кости и рога, различные статуэтки, каменные плитки и гальки с рельефами, гравированными и живописными изображениями и т. п.

Мезоли́т (средний каменный век, др.-греч. μέσος — средний и λίθος — камень) — период между палеолитом и неолитом, с вариантами датировок от XV до VI тысяч лет до нашей эры.

Неоли́т (греч. νέος — новый, λίθος — камень) — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время.

Палеоли́т (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад)[1][2][3] до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.[2][3][4].

Первобытное искусство, -искусство эпохи первобытнообщинного строя. П. и. возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа.

Синкретизм (συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое.

 

Древний Египет:

АЛТА́РЬ (лат. ara, altaria от altus — "высокий") — возвышение для жертвоприношений умершим, героям, богам. Чем выше от земли, тем ближе к небу. Поэтому алтарь — символ присутствия Бога или воссоединения с ним.

АТРИБУ́Т (лат. at-tributum — "приданое, присовокупленное, предназначенное, наделенное") — признак, качество, свойство, предмет, сопровождающий какое-либо явление.

Бальзамирование (Быт. L, 2, 26). — Искусство бальзамирования известно было с самых древних времен. Евреи заимствовали бальзамирование от египтян. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водою, поэтому египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения.

БИЛИ́НГВА (от лат. bis — "дважды" и lingua — "язык") — текст, воспроизведенный на двух языках (трилингва — на трех языках).

ГИПОСТИ́ЛЬ (греч. hypostylos — "подколенный" от hypo — "под" и stylos — "колонна, опора") — в архитектурезал, помещение, перекрытие которого поддерживается множеством часто поставленных колонн.

Демотика - форма древнеегипетской письменности.

ЗООМОРФИЗМ - наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов.

Иератика- одна из форм письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке.

Инкруста́ция (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

КАНО́ПЫ (греч. kanope, от назв. города Каноп) — ритуальные сосуды Древнего Египта, предназначавшиеся для хранения внутренностей мумифицированных умерших — людей и священных животных.

Кенотаф (греч. kenotáphion, от kenos — пустой и táphos — могила), погребальный памятник.

Копты - египтяне исповедующие христианство

МАСТА́БА (арабск. mastaba — "скамья") — позднейшее арабское название древних египетских захоронений, в основном гробниц додинастического периода (3000—2800 гг. до н. э.) и Древнего Царства (2800—2250 гг. до н. э.).

Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.

Ном, номос (др.-греч. νομός, лат. nomus) — греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода и также применяемое в науке к более древним эпохам истории Египта, когда области государства носили название септ, спат, сепат.

Оси́рис (Ози́рис) (егип. wsjr, др.-греч. Ὄσιρις, лат. Osiris) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Палетка (от франц. palette — пластинка, планка), начерченная на прозрачной бумаге, стекле или целлулоидной пластинке сетка линий, образующих квадраты известных размеров, при помощи которых определяется площадь участков на плане или карте.

Пектораль (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина.

 

Пилон -Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).

ПА́НДУС (франц. pente douce — "скат отлогий", или "спуск спокойный") — в архитектуре — наклонная поверхность без ступеней, заменяющая лестницу. Пандусы использовали для устройства подъезда колесниц, экипажей к главному входу здания, расположенному на возвышении цоколя или в бельэтаже (сравн. аппарель; рампа).

САРКОФА́Г (греч. sarkophagos — "пожиратель мяса"; sarkos — "мясо, плоть") — гроб, ящик для тела покойного из дерева, мрамора, гранита.

УШЕБТИ — в Древнем Египте магические фигурки в виде мумий или людей с кирками и мотыгами. При погребении помещались вместе с усопшим: по верованиям древних они должны были замещать умершего на работах в загробных полях Осириса.

У́РЕЙ (лат. uraeus, из греч. oureus — "страж") — эмблема египетских фараонов, изображение кобры на головной повязке — немесе (см. т. 1, цв. ил. 6). Священная змея символизировала богиню Уаджет, покровительницу Нижнего Египта (см. т. 3, рис. 611), поэтому вместе с коршуномолицетворением богини Нехбетзмея входила в титулатуру фараонов и украшала двойную корону Верхнего и Нижнего Египта.

Фронтальность - изображение человека, здания или предмета соответственно лицом, фасадом или передней плоскостью, прямо обращенными к зрителю.

 

Древнее двуречье:

Адорант (от лат. «восхищающийся, молящийся») — в Междуречье фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.

Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств.

ГРИФОН — вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее силу и бдительность. Изображался с головой и крыльями орла и телом льва, поэтому обладал качествами и царя зверей, и царя птиц.

Гильгамеш, полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3-м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Г.

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

И́штар — в аккадской мифологии — богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется с пятницей.

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Мардук, бог-покровитель города Вавилона, после 18 века до н. э. верховное божество вавилонского пантеона.

Сте́ла (греч. στήλη, stēlē) — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. Не стоит путать с обелиском - по большей части столбом или конусообразной колонной.

ШЕ́ДУ (аккадск. Šedu; др.-евр. šedim — "дух, демон") — в мифологии и искусстве ближневосточных народов — демон, дух-охранитель ворот.

Эгейский мир:

Дромос, крытый коридор, ведущий в погребальную камеру под курганом; проход в склеп, вырезанный в материковом грунте или скале. Имеет горизонтальное или наклонное направление, иногда устроен в виде лестницы.

КАМА́РЕС (греч. kamares — "пещера, свод") — разновидность древнегреческих расписных керамических сосудов архаического среднеминойского периода (2200—1600 гг. до н. э.; см. крито-микенское искусство).

МЕ́ГАРОН (греч. megaron — "большой зал") — тип древнегреческого жилого дома в архаическую эпоху 3—2 тыс. до н. э. (см. крито-микенское искусство). Представляет собой прямоугольное помещение с очагом в центре и отверстием для дыма в потолке (см. авла; атриум).

Толос -древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны.

ТОРЕ́ВТИКА — искусный в рельефной работе по металлу, от τορεύω — вырезываю, чеканю) — родовое понятие для иск-в рельефной обработки худож. изделий из металла.

 

Искусство XX века

Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально-юридической точки зрения А. характеризуется тем, что глава государства — монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом); он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Ампир (от франц. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.).

АТЕЛЬЕ - мастерская у занимающихся искусством или художественым ремеслом

Аркадия — самая центральная область в Пелопоннесе, вероятно, получила своё название, приписываемое преданием Аркаду, сыну Зевса и Каллисто, от медведей, которые в древности водились на её возвышенностях.

Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.

Абстрактное искусство- абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

Артефакт (от лат. Artefactum — искусственно сделанное) (биол.), процесс или образование, несвойственные организму в норме и вызываемые самим методом его исследования. В микроскопии (в т. ч. электронной) к А. относят, например, образования, появляющиеся в тканях или клетках в ходе обработки препарата (заливки, изготовления срезов, фиксации, окраски), его исследования в условиях вакуума, бомбардировки электронами и т. Д

ART INFORMEL -стиль живописи поиск новых путей создания образов не пребегая к узнаваемым формам

Барокко (предположительно: от португ. perola barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 — середины 18 вв. Более широкое понимание Б. включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры

БИСКВИТ - непокрытый глазурью фарфор.Бисквит выполняли настольныескульптурные группы к дворцовым сервизам в Германии

Бодегон - (от исп. Bodegon - съестная лавка, трактир, погребок) традиционный жанр испанской живописи, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей и с элементами бытовой сцены и натюрморта.

Биеннале - международная выставка изобразительного искусства, кинофестиваль илимузыкальный конкурс, проходящие каждые два года.

Валёр (франц. valeur), в живописи и графике оттенок, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени. Применительно к колориту в живописи термин "В." служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.

Веду́та (итал.veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в ВенецииXVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Вернисаж (франц. vernissage, буквально — покрытие лаком), торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры и искусства и т.п.). Ведёт своё название от возникшего у художников Франции обычая покрывать картины лаком накануне открытия выставки для публики.

Вортицизм (англ. Vorticism) - течение в изобразительном искусстве начала XX столетия в Англии, близкое к футуризму.

ВИДЕО-АРТ - форма постмодернизма 1960-х годов, ориентированная на созданиепредметов художественного творчества посредством:
- использования визуальных и аудиовизуальных средств;
- применения телевизионной техники, лазерных и голографических технологий иэффектов.

ГАЛАНТНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА -европейский стиль музыки.Термин первоначально служил для обозначения салонно-аристократичной поэзии,тяготеющей к малым формам и выдержанной тонах

ГЕОРГИАНСКИЙ СТИЛЬ -общее название различных стадий классицизма в архитектурепериода царствования в великобритании

ГИПЕРРЕАЛИЗМ - течения в современном искусстве (живописи и скульптуре) 1990—2000-х годов.

ГРАФФИТИ - магические и бытовые надписи на стенах зданий,металлическиских изделий,сосудах.

Десюдепо́рт — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.

Дади́зм, — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г

ДИВИЗИОНИЗМ- в живописи письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.

Жирандоль -настенный фигурный подсвечник для нескольких свеч.

Инфант - в Испании и Португалии титул принцев королевского дома; женский род — инфанта.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Инсталля́ция — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Капри́чос — серия офортовФрансиско Гойя (закончена к 1799), является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.

Караваджизм - система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в.К. свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов.

Карту́ш — лепное или графическое украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

Киворий - первоначально — сосуд для питья; в христианских храмах — дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. К. позже стали называть и саму алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную.

Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

КАМЕРА-ОБСКУРА -простейший вид устройства позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Карте́ль — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

КОНСОЛЬ -французкая мебель столик 2)тип опоры с одним жестко закрепленным концом при втором свободном конце

Кракелю́р — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.

Клуазонизм — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную

Куби́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

КУБОФУТУРИ́ЗМ — специфич. направление в рус. живописи 1-й пол. 1910-х гг. Представляет собой сочетание приемов франц. кубизма (геометризация и расчленение реального объема, сдвиг формы) и итал. футуризма (совмещение точек зрения, умножение контуров, хаотич. вторжение в композицию обрывков текста, предельная деформация фигур).

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО -авангардиское направление в современной пластике,основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся установок.

КОНСТРУКТИЗМ -направление в советском искусстве.В архитектуре,оформительском и театрально-декорационном искусствах,в плакате и искусстве книги.
 Концептуа́льное иску́сство, — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

Ламбреке́н — декоративная драпировка верхней части проёма окна, двери или алькова в виде короткой горизонтальной занавески во всю ширину карниза. Часто выполняется из плотной плиссированной ткани, может иметь дополнительные декоративные элементы в виде кистей, воланов, ритмически расположенных вырезов, например, в виде зубцов.

МАРИНА -картина,изображающая морской вид,раздел пейзажного жанра

Манса́рда — жилое помещение чердачного типа, образуемое на последнем этаже дома с мансардной крышей.

Маскаро́н (фр. mascaron, итал.mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.

Моде́рн — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются:

  • отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий,
  • интерес к новым технологиям (наиболее ярко это проявилось в архитектуре),
  • расцвет прикладного искусства

Модерни́зм — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - Художников этого направления прежде всего интересовали серьезные проблемы бытия, а также поиски, связанные с областью духовного

Минимали́зм — художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. В теории искусства обычно рассматривается как реакция на художественные формы абстрактного экспрессионизма, а также на связанные с ним дискурс, институции и идеологии. Искусство минимал-арта обычно включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

Неоимпрессионизм — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г.Суть её заключалась в том, что краска наносилась на холст раздельными точками чистого цвета в расчёте на то, что на некотором расстоянии они оптически смешаются в глазах зрителя и дадут нужный тон.

Одалиска (от тур. odalık — «горничная, рабыня, служанка») — женщина, состоящая в гареме султана

Ормушль -орнаментальная форма,сочетающая мотивы гратеска

Отель- это городской,отдельно стоящий,богатый частый дом.

Орфизм -направление во французской живописи 1910-х гг.. пытаясь выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей, очень скоро перешли к абстрактному формотворчеству.

Оп- Арт- неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства

Органическая архитектура -течение архитектурной мысли. В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт.

Пастораль - литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни.

Парадиз-1) парк или сад 2) верхняя галерея в театре

Постимпрессиони́зм — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации

Пури́зм — преувеличенное стремление к чистоте литературного языка, к изгнанию из него всяких посторонних элементов. Сознание, что язык есть органическое целое, служащее живым выразителем народного миросозерцания и, в свою очередь, оказывающее на мысль значительное влияние, ведет естественным образом к заботе о том, чтобы развитие языка протекало свободно от внешних, случайных влияний и чтобы в наличный состав его не входили чуждые и ненужные ему примеси.

Поп-Арт - направление в изобразительном искусстве, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Парижская школа - условное название интернационального круга художников.

Прецизионизм — направление характерное для американской живописи 30-х годов, разновидность магического реализма.

Постмодернизм - состояние современной культуры, включающее в себя философскую парадигму.

Примитивизм -в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам

Пуантилизм - направление в живописи неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

Раскреповка- небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза и пр. Р. применяется главным образом для членения или пластического обогащения фасада здания.

Реали́зм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Рококо -стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером.

Регулярный парк - французский парк, имеющий регулярный геометрически правильный план

Разорванный фронтон - фронтон, прерванный в средней части для устройства украшения

Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Ризалит - выступающая часть здания, идущая во всю его высоту.

Руст - необтесанный камень, употребляемый при рустике

Риджионализм- течение в американской живописи. Движение обращалось к изображению образов и эпизодов из жизни американского среднего Запада

Стиль -совокупность художественных средств характерных для произведений искусства

Сентиментализм - литературное направление

Стаффа́ж — в пейзажной живописи,небольшие фигуры людей и животных изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж получил распространение в 16—17 вв., когда пейзажисты часто включали в свои произведения религиозные и мифологические сцены. Нередко стаффаж вписывался в картины не автором пейзажа, а другим художником.

Салон- литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме

Символизм - европейское литературно-художественное направление

  Синтетизм — художественное течение внутри постимпрессионизма.Синтетизм возник из объединения техник таких различных художественных стилей, как клуазонизм и символизм и развивался в направлении, противоположном пуантилизму.

Супремати́зм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. Супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника)

Сюрреали́зм — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Сецессион -название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 — начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.

Фестон- зубчатая кайма по краям штор, по поддону платья

Фовизм — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века.

Футури́зм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.

Функционализм- направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме

Хепенинг -направление в модернистском искусстве

Шинуазери - использование мотивов и стилистических приемов средневеково китайского искусства

Эдикула -в архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опивающийся на подножие и увенчанная фронтоном

Экспрессиони́зм — течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905—1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Энвайронмент - вид абстрактного искусства, произведения которого представляют собой обширные пространственные композиции, охватывающие зрителя имитирующие его реальное оружие 




Древнерусское искусство

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).

АПО́КРИФ (греч. apokryphos — "тайный, сокровенный") — сокровенная книга, содержащая тайные учения, эзотерические знания, доступные только жрецам и Посвященным.

АКА́ФИСТ (греч. akathistos от а — "не" и kathizo — "сажусь") — христианское песнопение, исполняемое в храме всеми присутствующими стоя. Первоначальный текст такого песнопения был написан между 627 и 677 гг. и посвящен чудотворной иконе Богоматери Одигитрии, избавившей Константинополь, столицу Византии, от нашествия персов, и хранившейся во Влахернском храме

А́ссист (лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Барабан - венчающая часть здания, имеющая, как правило, цилиндрическую, а иногда многогранную форму, несущая на себе купол и возвышающаяся над основой, более широкой частью здания, воздвигается обычно над сводами купольной церкви или мечети.

Басма (тюрк. байса, пайцза, букв. — отпечаток[1]) — один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок.

ВОСЬМЕРИ́К (см. восемь) — в архитектуре славян — сооружение или его часть, представляющие собой в плане восьмигранник (см. т. 8, рис. 369). Такой тип композиции сложился при постройке церквей из деревянных бревен; восьмиугольное основание, возводимое прямо от земли, без фундамента, в отличие от квадратного сруба (см. венец; изба), создает бо́льшее пространство интерьера, а конструкция оказывается более прочной.

ГРАФЬЯ. Заглубленный контурный рисунок, процарапанный по левкасу или штукатурке (для предстоящей монументальной росписи, рисованной имитации кирпичной кладки или каменных блоков; разметка мозаичного мощения пола и т. п.).

Жити́йная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития.

Закома́ра (от др. русского комара — свод)[1] — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Исиха́зм (от греч. ἡσυχία — «покой, безмолвие») — древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма и заключающая в себе обширный, оригинальный комплекс представлений о человеке, его сознании и деятельности

ИЗВО́Д (от везу, везти) — в древнерусском искусствесвод, список, канонический образец для написания иконы или фрески на тот или иной сюжет.

ИНОКО́ПОТЬ, И́НОКОПЬ (ср.-греч. inakopos — "иной, отдельный") — технический прием древнерусской иконописи, штриховая прорисовка в доли́чном письме, например складок одежд. То же, что шраффировка, пробела́, придающие форме объемность. Инокопь следует отличать от золотой ассистки, имеющей иной, символический смысл.

КОКО́ШНИК — 1) Декоративный эл-т, обычно в венчающей части здания или завершающий портал, оконный наличник и имеющий полуциркульную, трехчастную (трехцентровую), килевидную (полукруглую с внешним заострением над серединой дуги) или треугольную форму.

Кио́т, (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.

Кант (Kant) Иммануил (1724-1804). Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: