В) Реформа центрального управления

 

В начале царствования Петра I продолжали функционировать прежние органы центральной государственной власти и управления, в частности Боярская дума, однако уже в конце столетия ситуация стала кардинально меняться. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия царя, в 1704 г. на смену ей пришел Кабинет его величества, который возглавил кабинет-секретарь царя Алексей Васильевич Макаров, а в 1708 г. Ближняя канцелярия была преобразована в Консилию министров.

Окончательно Петр похоронил Боярскую думу в феврале 1711 г., когда перед своим отъездом в Прутский поход учредил «для отлучек наших» высший исполнительный, законодательный и судебный орган страны — Правительствующий сенат, «которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». Поначалу членами Сената стали девять человек, представлявшие на паритетных началах интересы аристократии, провинциального дворянства и купечества: М.В. Долгоруков, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, Г.А. Племянников, Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, М.М. Самарин, В.А. Апухтин и Н.П. Мельницкий. Однако затем, в 1717―1720 гг., в процессе создания коллегиальной системы управления, его состав существенно расширился за счет всех президентов только что созданных коллегий. Делопроизводством Сената ведала специальная Сенатская канцелярия, которую возглавил обер-секретарь Анисим Яковлевич Щукин. В том же 1711 г. Петр учредил институт фискалов, главной функцией которых стал негласный надзор за деятельностью всех центральных и губернских учреждений, «дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Во главе этого нового института государственной власти стоял обер-фискал, которым был назначен «дядька» и воспитатель царя Никита Моисеевич Зотов.

В 1721 г. была проведена сенатская реформа, в результате которой:

1) Сенат стал высшим надведомственным государственным учреждением Российской империи;

2) президенты коллегий были исключены из его состава, и отныне членами Сената назначались только высшие сановники империи первых трех классов, установленных «Табелью о рангах».

В январе 1722 гг. при Сенате были введены должность генерал-прокурора и обер-прокурора, которые подчинялись только государю. Главной задачей этих высших должностных лиц, в ведении которых находился внушительный штат прокуроров и фискалов, стал гласный (прокуроры) и тайный (фискалы) надзор за точным исполнением законов и охрана правопорядка. Первым генерал-прокурором Сената, который, по определению Петра, был «оком царевым и стряпчим о делах государственных», стал Павел Иванович Ягужинский.

В 1717―1722 гг. вместо многочисленных государственных и дворцовых приказов и канцелярий были созданы принципиально новые органы центрального отраслевого управления — коллегии, с четким разграничением их функций и компетенций. Первоначально, в 1717―1718 гг., было создано только девять коллегий: Военная (А.Д. Меншиков), Адмиралтейская (Ф.М. Апраксин), Иностранных дел (Г.И. Головкин), Юстиц-коллегия (А.А. Матвеев), Ревизион-коллегия (Я.Ф. Долгорукий), Камер-коллегия (Д.М. Голицын), Коммерц-коллегия (П.А. Толстой), Штатс-контор-коллегия (И.А. Мусин-Пушкин) и Берг-мануфактур-коллегия (Я.В. Брюс). Важнейшими, или «первейшими» считались четыре силовых коллегии — Военная, Адмиралтейств-коллегия, Иностранных дел и Юстиц-коллегия, которые ведали военными, иностранными и судебными делами. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами бюджета — Камер-коллегия, его расходами — Штатс-контор-коллегия и контролем за исполнением бюджета — Ревизион-коллегия. Третья группа коллегий — Коммерц-коллегия и Берг-мануфактур-коллегия — руководили казенной промышленностью и торговлей.

В 1720―1721 гг., коллегиальный статус получил Главный магистрат и Святейший синод Русской православной церкви, или Духовная коллегия, а для управления дворянским землевладением была создана Вотчинная коллегия. Наконец, в 1722 г. Берг-мануфактур-коллегия была поделена на два ведомства: главой Берг-коллегии, которая сконцентрировалась на организации и руководстве горнорудной промышленности, остался Я.В. Брюс, а Мануфактур-коллегию, которая занялась строительством новых казенных мануфактур, возглавил В.Я. Новосильцев.

Первоначально деятельность всех коллегий определялась собственными регламентами, но в 1720 г. был издан «Генеральный регламент», состоящий из 56 глав, который установил единообразное организационное устройство и порядок деятельности всех коллегий. Согласно этому регламенту, каждая коллегия состояла из «присутствия», куда входили президент, вице-президент, четыре советника и четыре асессора, и канцелярии, которая состояла из довольно внушительного и строго регламентированного штата чиновников. Подобно Сенату все решения в каждой коллегии принимались голосованием, при этом ее президент, как и все другие члены «присутствия», обладал только одним голосом.

Таким образом, в 1722 г. была полностью завершена реформа всей системы центрального управления, и вместо громоздкой приказной системы созданы 12 коллегий, которым подчинялась вся губернская, провинциальная и уездная администрация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: