I. Цели и задачи УИЗ РФ

Тема № 1.

Преобразование основ экономического и политического строя России обусловило необходимость проведения правовой реформы в стране. Одним из слагаемых данной правовой реформы является разработка и принятие законодательства, которое отвечает новым социально-экономическим и политическим ситуациям в стране. Именно с этой целью был принят 1.1.1997 г. Уголовный Кодекс, а с 1.7. 1997 г. Уголовно-Исполнительный Кодекс. Отличие УИК от ранее действующей системы правового регулирования заключается в том, что в нем закреплено исполнение (отбывание) всех наказаний, которые закреплены в ст.44 УК, и иные меры уголовно-правового характера. Принятие УИК позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1.7.1997 г. исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР:

1) Положения о дисциплинарном батальоне вооруженных сил СССР;

2) Исправительно-трудовой кодекс;

3) Положение о порядке и условиях исполнения наказания в РСФСР, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных;

4) Секретные инструкции МВД СССР о порядке исполнения смертной казни и другие НПА министерств и ведомств.

УИК отличается гуманистической направленностью, что немаловажно в условиях построения демократического правового государства. Новейший этап реформы УИЗ и права связан с реализацией Россией рекомендаций Совета Европы, принятых при вступлении в данную организацию в 1996 г. В соответствии с ними с 1.9.1998 г. УИ система МВД России, исполнявшая наказания в отношении подавляющего числа осужденных, была переведена в ведение министерства Юстиции РФ. ФЗ от 8.12.2003 № 161-ФЗ и 162-ФЗ были в значительной степени смягчены санкции за большинство уголовных преступлений, изменены общие начала назначения наказания несовершеннолетним заключенным, усилен механизм защиты прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание.

В марте 2004 г. в рамках реформы органов государственного управления Указом Президента РФ была образована Федеральная Служба Исполнения Наказания (ФСИН). Для повышения прозрачности процесса исполнения наказания служит создание 27.1.2007 г. общественного совета при ФСИНе по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. Общественный Совет призван способствовать сосредоточению усилий общественных объединений международных неправительственных организаций, всех заинтересованных лиц в оказании помощи УИ системы в достижении поставленных перед ней целей и соблюдения порядка обращения с гражданами, отбывающими наказания. За 10 лет исполнения УИК были внесены многие изменения и дополнены положения. На это сказалось выход в свет в новой редакции европейский пенитенциарных правил, которые утверждены Комитетом министров Совета Европы 11.1.2006 г. Выход этих правил обусловлен тем, что в Совет Европы были приняты новые страны восточной Европы. Суть этих правил состоит в том, чтобы не снизить уровень международных требований к национальным тюремным системам, а также модернизировать уголовную и УИ политику.

 

 

I. Цели и задачи УИЗ РФ.

В ст.1 УИК закреплены важнейшие положения УИ политики в РФ о направленности законодательства и практики его применения, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного и его исправление. Согласно ч.1 ст.1 УИК УИЗ имеет свою цель исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Если сравнивать ч.2 ст. 43 УК, в которой определены цели наказания, и ч.1.ст.1 УИК, то они в целом совпадают. В данном случае проявляется единство указанных отраслей законодательства.

Одна из основных задач отрасли права – исправление осужденных. Впервые это понятие закреплено в УИ законе ч.1 ст.9.

1) Под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения. На указанном понятии основываются многие нормы УИКа. Из них вытекают основные средства исправления осужденных (ч.2 с.9), определение степени исправления осужденных (ч. 2 т.56, ч.2 ст. 109, ч.4 с.113).

 

2) Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных исполняется путем применения к этим лицам профилактических мер, предусмотренных УИК (охрана и надзор за осужденными ч.1 ст. 82, оперативно-розыскные мероприятия – ст.84, меры поощрения и взыскания – ст.113 и 115 и т.д., а также проведение с ними воспитательной работы). Чем строже наказание, тем интенсивнее и разнообразнее такого рода меры, применяемые к осужденным в целях предупреждения новы преступлений. Например, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный срок и особенно пожизненное лишение свободы – мера: строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, и более существенное ограничение социальных связей осужденных.

Общее предупреждение как цель УИЗ реализуется довольно опосредованно. В данном случае имеет место психологическое воздействие не только на неустойчивых, но и на правопослушных граждан, поскольку в их сознании, таким образом, реализуется социальная справедливость.

Предусмотренная ч.2 ст.43 УК цель восстановления социальной справедливости перед УИЗ не ставится, т.к. она уже достигнута в процессе назначения наказания.

Цели УИЗ осуществляются путем достижения поставленных перед этой отраслью законодательства задач. Ч2. Ст.1 УИК они сформулированы достаточно четко и конкретно. Включают в себя: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, а также оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении совокупности этих средств в конкретной норме закона. Так, в ч.2 ст.9 УИК закреплены основные средства исправления осужденных:

1) Общественно-полезный труд;

2) Воспитательная работа;

3) Получение общего образования;

4) Профессиональная подготовка;

5) Общественное воздействие на осужденного.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных выражается в определении общих требований и принципов правового статуса осужденных к различным видам наказания. Так, в главе 2 УИК определены основы и правовые положения, основанные на обязанности и правах осужденных, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания (ст. 10-15).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Социальная адаптация этих лиц включает в себя:

1) оказание помощи при освобождении

2) Содействие в трудовом и бытовом устройстве

3) Контроль за этими лицами (ст.180-183)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: