Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие УИЗ находится в ведении РФ. Это означает, что принятие законов, которые регулируют исполнение наказаний, находятся в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Субъекты Федерации не вправе принимать законы, которые регламентируют исполнение отбывания наказания. Основным законодательным актом, который регулирует исполнение и отбывание наказания, является УИК, принятый 8.1.1997.
- Отдельные нормы УИ содержаться в законе 23.7.1993 г. № 5473-1 «об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы».
- ФЗ от 15.7.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
- ФЗ от 4.6.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В ч.2 ст.2 УИК определен предмет правового регулирования данной отрасли права. В нем устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний. УИЗ регламентирует исполнение всех наказаний из УК, а именно:
1) Штраф;
2) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
|
|
3) Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
4) Обязательные работы;
5) Исправительные работы;
6) Ограничение по воинской службе;
7) Ограничение свободы;
8) Арест в виде содержания в дисциплинарной воинской части;
9) Лишение свободы на определенный срок;
10) Пожизненное лишение свободы.
Кроме исполнения и отбывания наказания УИЗ регламентирует применение других мер уголовно-правового характера. Это осуществление контроля за поведением лиц, осужденных условно (ст.187-190). В меньшей степени урегулировано применение мер медицинского характера (с.118).не нашло свое отражение в УИК и других ФЗ исполнение принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних осужденных. УИЗ регламентирует применение основных средств исполнения осужденных. К числу таких относится:
1) Установление порядка исполнения и отбывания наказания;
2) Воспитательная работа;
3) Общественно-полезный труд;
4) Общеобразовательное обучение;
5) Профессиональная подготовка.
Порядок участия органов государственной власти и МСУ в исправлении осужденных частично закреплен в ст. 23, 41, 43 УИК. Порядок освобождения от наказания и порядок оказания помощи освобождаемым лицам урегулирован гл.21, 22 УИК, однако эти нормы устанавливают обязанность по оказанию помощи лишь для администрации учреждений и органа, исполняющих наказание. Оказание помощи освобожденным от отбывания наказания в трудовом и бытовом устройстве со стороны государственных органов должно регулироваться отдельными ФЗ, которые до сих пор не приняты.
|
|
III. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора являются составной частью правовой системы РФ.
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Все международные договоры делятся на 2 вида:
1) Двусторонние – посвящены в основном урегулированию вопросов правовой помощи по уголовным делам, либо передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются.
В таких договорах имеются нормы об обращении с иностранцами, привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории РФ, либо об отдельных условиях исполнения наказания в отношении лиц, которые передаются в нашу страну для отбывания наказания
- Многосторонние (соглашения, конвенции) – как правило, заключаются в рамках международных универсальных (ООН), либо, например, региональных (Совет Европы) организаций. К числу таких договоров следует отнести: Международный пакт о гражданских и политических правах ООН – 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Существует также несколько международных актов, которые содержат основные и общеобязательные для всех государств нормы и принципы, которые состоят как из общих положений, так и определенных рекомендаций. Они применяются очень широко в УИЗ в случае наличия необходимых экономических и социальных возможностей. В их число следует включить целый комплекс минимальных стандартов ООН, например, минимальные стандартные правила обращения с заключенными – 1955 г., или минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила – 1985 г.), минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением – 1990 г.
Особое место в числе международных актов занимают новые европейские пенитенциальные правила, которые ранее действовали в 1987 г. 11.01.2006 г. Кабинетом министров Совета Европы утверждена новая редакция указанного акта, в которой основными началами являлась отражение условий отбывания наказания в западноевропейских странах. В указанных правилах также закреплены несколько норм, несоблюдение которых может быть истолковано как нарушение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Указанные нарушения могут стать предметом разбирательств в Европейском суде по правам человека.