Театральное и музыкальное искусство

 

В середине-второй половине XVIII в. широкое развитие получило театральное искусство. Первый русский профессиональный театр был создан в 1750 г. в Ярославле костромским мещанином Федором Григорьевичем Волковым (1729―1763), который сумел быстро подобрать блестящую плеяду актеров, составивших костяк его театральной труппы: И.А. Дмитревского, Я.Д. Шуйского, А.Г. Попова, Т.И. Троепольскую и других. Да и сам Ф.Г. Волков был не только режиссером своего театра, но и великолепным актером. Первыми постановками ярославского театра стали спектакли по трагедиям А.П. Сумарокова «Хорев», «Сенира», «Синав и Трувор» и «Эсфирь». В 1752 г. по приглашению Елизаветы Петровны Ф.Г. Волков переехал в Петербург, где основал ядро нового актерского коллектива, а в 1756 г. императрица именным указом учредила Российский Государственный театр для представления трагедий и комедий, директором которого стал А.П. Сумароков, а главным режиссером — Ф.Г. Волков.

Наряду с организацией первых профессиональных театров была продолжена давняя традиция создания любительских театральных трупп. В 1750―1770-х гг. были созданы любительские театры при Сухопутном шляхетском корпусе и Академии художеств в Петербурге, которые возглавил выдающийся русский комик Яков Данилович Шумский, при Воспитательном доме в Москве, руководителем которого был Иван Иванович Каллиграф, и при Московском Императорском университете, труппу которого возглавлял известный итальянский актер Карло Локателли.

Постепенно любительские труппы стали сливаться с частными театрами (антрепризами), на базе которых стали возникать новые профессиональные театральные коллективы: московский Российский театр (1779), петербургский театр на Царицыном лугу (Марсовом поле) (1779), Камерный (Большой) театр (1776) и Малый театр (1783) в Москве.

К тому времени относится и создание так называемых крепостных театров в загородных усадьбах и городских особняках столичной знати. В одной только Москве существовало около пятнадцати таких крепостных театров, самым известным из которых был театр графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала великая русская актриса и будущая супруга графа Прасковья Ивановна Ковалева (1768–1803).

В 1770-х гг. зарождается жанр русской национальной оперы (главным образом комической), которая сильно испытала на себе традиции народного песенного фольклора. Таковыми были оперы родоначальников этого нового музыкального жанра — Е.И. Фомина («Ямщик на подставе», «Мельник колдун, обманщик и сват» и «Орфей»), М.А. Матинского («Санкт-Петербургский гостиный двор»), В.А. Пашкевича («Несчастье от кареты», «Скупой» и «Февей») и Д.С. Бортнянского («Празднество сеньора», «Сокол» и «Сын-соперник, или современная Стратоника»).

Наряду с оперной появляется камерная и инструментальная музыка, яркими представителями которой были композиторы Иван Евстафьевич Хавдошкин, ставший автором более ста камерных сочинений для скрипки — «Русские песни с вариациями»; Осип Антонович Козловский  — родоначальник жанра русского романса или полонеза («Гром победы, раздавайся», «Стонет сизый голубочек») и Дмитрий Степанович Бортнянский, создавший первые образцы крупной циклической формы — квинтет (1787) и концертную симфонию (1796), а также придворную Певческую капеллу (1779), капельмейстером которой он был более двадцати лет.

 

 

Глава вторая

Российская империя в XIX в.

 

Тема: Внутренняя политика Александра I (1801―1825)

 

 

План:

 

1. Предварительные замечания.

2. Внутренняя политика в 1801―1812 гг.

3. Внутренняя политика в 1815―1825 гг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: