Толковый словарик начинающего психотерапевта
«Словарь названъ толковымъ, потому
что онъ не только переводить одно
слово другим, но толкуетъ, объясняетъ
подробности значения словъ и понятий,
имъ подчиненныхъ. Слова: живаго
великорускаго языка, указываютъ на
объемъ и направление всего труда».
Владимир Даль
Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:
Чувствовать
• ощущать, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами.
• познавать нравствено, внутрено, понимать, сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями.
Умерший чувствовалъ все, что около него делалось, но не могъ подать знака. Чувствовать тепло, холодъ, наружный, или ознобъ и жаръ, въ себе; - боль, резь. За-чувствовалась, увлеклась чувствомъ. Много я перечувствовала! Это я предчувствовалъ. Всю ночь про-чувствовалъ боль. Расчувствовалась и расплакалась.
Чувство
• способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира;
• снаряды для этихъ вначале плоскихъ, телесныхъ впечатлений, чувства, пять чувств: око, ухо, носъ, языкъ и вся кожа, или вообще нервы, дающие и чувство боли, наслаждения и пр.
• духовное, нравственное, зачатки души человеческой, тайникъ, совесть; сознание души, побудка сердца; этого чувства у животных нет. Привести въ чувство, заставить обморочнаго очнуться, придти въ себя, или заставить опомниться нравствено, войти въ себя, раскаяться. Чувства возмущаются, при одной мысли о такомъ зле. Чувства внешния угождаютъ плоти, чувство внутренее возноситъ въ вечность. Чувство совести, стыда, жалости, гнева ипр. безот-четныя движенья души.
• Чувствительный человекъ, чулый, весьма восприимчивый, впечатлительный; мягкосердый; у кого острыя чувства, или тонкое чувствилище, или нрав-ственое чувство сильно развито.
Вина и совесть
Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:
Вина
• начало, причина, источникъ, поводъ, предлогъ;
• провинность, проступокъ, преступление, прегрешение, грехъ;
• всякий недозволенный предосудительный поступокъ.
Вся вина на лице. Чужая вина виноватее. Отъ вины да отъ долгу не отрекайся. Не всякая вина виновата. Онъ виноватъ мне десятью рублями.
Виноватый – сделавший какой-либо проступок; должный, обязанный кому уплатой;
Виниться - признавать за собой вину, сознаваться в ней, просить прощения;быть обвиняему.
Как видно из толкования Даля, вина(1,3) довольно сложное и амбивалентное переживание.С одной стороны, вина- это чувство, порождаемое совестью. И одновременно, движущая сила, источник мыслей, предлог для осмысления жизни.. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие, с тем, что считаем достойным и верным в данной ситуации и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гордость за себя, если мы себе НЕ ИЗМЕНИЛИ. И вину - если сбились с пути. Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощущения дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тянущее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы. Три шага такой работы есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины (3)
• внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны,
• переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается;
• работа раскаяния
Если с первыми двумя шагами многие справляются, то третий шаг (3)- работа раскаяния - часто бывает в терапии упущен. Исторически так сложилось, что в нашей стране властвуют установки «ошибаться - это плохо» и «когда-нибудь, когда ты перестанешь ошибаться, ты наконец станешь хорошим». Обнаружить ошибку уже болезненно, поскольку это воспринимается как признак неполноценности (см. стыд и самооценка). Раскаяние - это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг, завершить гештальт. Верующим это работу помогает сделать священник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несущественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается. Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека,то что можно теперь сделать с ее последствиями?Может быть можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние.
А. С. Пушкин «Борис
Царь (входит)
«... Достиг я высшей власти,
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. Не так ли
Мы смолоду влюбляемся и алчем
Утех любви, но только утолим
Сердечный глад мгновенным обладаньем,
Уж, охладев, скучаем и томимся?..
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной —
Ни власть, ни жизнь меня не веселят
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет.
Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна.
Они любить умеют только мертвых —
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви.
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком —
Как буря, смерть уносит жениха...
И тут молва лукаво нарекает
Виновником дочернего вдовства —
Меня, меня, несчастного отца!..
Кто не умрет, я всех убийца тайный:
Я ускорил Феодора кончину,
Я отравил свою сестру царицу —
Монахиню смиренную... всё я!
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста...»
Вина и связанный с ней дискомфорт - довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов. Они рассказывают ситуацию жалуясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и преувеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя терапевтов на место своей совести и запрашивая отпущение грехов. Это терапевтическая ловушка. Задача терапевта - придать работе вины духовный смысл личностного развития (3). Ведь каждый раз при серьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть - это внутреннее чутье на правильное (3).
Совесть (Большой Энциклопедический Словарь) - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В награду мы получаем целостность и душевный покой. Если мы начинаем совершать эту работу по «формулированию для себя обязанностей», мы можем обнаружить, что кто-то в нашей жизни эти обязанности для нас уже сформулировал и ждет от нас их выполнения, а также наказывает нас с помощью вины, если мы от них уклоняемся. Это вторая природа чувства вины - интроективная или невротическая (2). Ее суть - переживание себя виноватым без совершения ошибки или без распознавания ее, часто на основании чужого мнения. Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы принимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека:
- непосредственного обвинения (например, родительское «Что ж ты, посуду не помыл» с покачиванием головы)
- или интроекта («я опять поздно возвращаюсь (в 40 лет!), мама спать не ляжет, я уже чувствую себя виноватым»).
Стратегия работы с невротической виной - поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне.
Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя работу раскаяния.
Пример из практики
Сертификационная сессия. Работает молодая девушка с клиентом, мужчиной 35 лет. Его запрос в том, что он испытывает беспокойство и вину: он недавно женился и очень любит свою жену, но с момента женитьбы стал засматриваться на улице на красивых женщин. Терапевт сфокусировался не на раскрытии сути вины: как он себя винит и в чем он именно при j этом виноват, чем это для него важно, что его в этом беспокоит, а на том, откуда он знает, что «нельзя смотреть на красивых женщин» (одна из техник работы с интроектом). Конечно, это привело к некоторому абсурду. Взрослый мужчина не мог не согласиться, что это глупое правило. Он почувствовал облегчение - временное, поскольку эмоциональные фигуры беспокойства и вины были упущены. А ведь он говорил о чем-то для себя важном, а не глупом. Что было за его беспокойством? Почему женитьба спровоцировала его дополнительный интерес к женщинам? Может, есть внутреннее ощущение несвободы и протест против него? Может быть, он боялся не устоять и потерять жену? Может, есть с женой какие-то трудности, чего-то он в этих отношениях не получает? В конце сессии мужчина сказал: «Большое спасибо! Мне стало легче, я теперь понял, что смотреть на женщин - это хорошо, и не буду больше себя винить».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:
«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне: son coeur et sa fortune (руку и сердце); но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?., куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей... Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе... Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтобы оно сбылось как можно позже».
Стыд и самооценка
Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:
Стыдъ - студъ - стыдоба.
• чувство или внутреннее сознание предосудитель-наго, уничижения, самоосуждения, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью; чувство, которое возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и замыслов разврата,
• Стыдъ истинный, стыдъ совести - укоръ, утрызе-нье совести в дурном поступке; ложный стыдъ, стыдъ суетности, тщеславия - досада, негодование на изо-бличенье, на нарушение пустыхъ или превратныхъ светскихъ понятий;
срам, позор, посрамленье, поругание, унижение в глазах людей, застыванье крови от унизительнаго, скорб-наго чувства.
Я со стыда сгорелъ. Со стыдомъ уплелся. От стыда никуда глазъ нельзя показать. Умри, коли стыда нетъ! Жили и прожили, а стыда не нажили. Людской стыдъ смехъ, а свой смерть. Чего стыдимся, того и таимся. Девичий стыдъ до порога, а переступила, такъ забыла. Мне младещенъке, замужъ сдыднехонъко. Будь ты стыдка, не шали!
Стыд (1,3) - одно из самых тяжело переживаемых человеком состояний. Это генерализованное переживание собственной «плохости», недостойности. Физически, человек чувствует как кровь приливает к щекам (покраснение) или, наоборот, отливает от лица (весь белый, безжизненный), тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся, хочется убежать, остаться одному, «сквозь землю провалиться». У стыда может быть три причины (2, 3), его запускающие:
• изменил себе, сделал что-либо предосудительное с точки зрения своих же ценностей; сам себе за это очень не нравишься, сам себе отвратителен, трудно себя за этот поступок простить, в народе говорили «бес попутал»;
• интроект: родители или другие значимые взрослые научили стыдиться ошибок, сильно за них ругали, наказание не соответствовало проступку; при наказании присутствовала унижающая критика: например, «ты - растяпа, руки-крюки, опять разбил кружку», то есть страдала самоценность человека, и вместо вины («я сделал что-то не так, надо исправить последствия или извиниться») приходил стыд («я - никчемный, никудышний, во мне нет ничего хорошего»);
• вторжение в интимность: кто-то чужой, посторонний нечто увидел (например, ворвался в туалет), услышал ваш приватный разговор или вы случайно оказались свидетелем интимности другого.
Терапевтическая работа (3) в первом случае сводиться к признанию вины перед собой, раскаянию и шагами к прощению (см. вину). В случае отравления интроектом, работа состоит в распознавании и ассимиляции послания и формировании собственной позиции:
• описать конкретную ситуацию, где есть стыд и внутренний конфликт,
• какое внутреннее послание (правило),
• кто и когда об этом сказал, при каких обстоятельствах (если вспоминается),
• с чем сейчас согласен, а с чем нет в рассматриваемой ситуации,
• определить самому, есть ли вина или что-то стыдное,
• ясно сформулировать собственную позицию (отношение).
Пример из практики
Почти все мы получили послание «уступай в транспорте место старшим». И продолжаем его получать, так как на редком окне в метро мы не увидим надписи «Уступайте места пожилым людям и инвалидам». Одна женщина на обучающей группе, где мы проходили тему работы с интроектами, рассказала такую историю:
«Мне 40 лет. Я сидела в метро очень уставшая. Мне было плохо, я начинала заболевать. Вдруг в вагон зашла женщина, с сумками, очень энергичная, она расталкивала всех, ругалась, кричала: «уступите бабушке место, где вас учили, ну и молодежь». Я вскочила, как ошпаренная. Она уселась на мое место, продолжая ругаться. Я стояла с ватными ногами, у меня плыли зеленые круги перед глазами. Я смотрела на эту «бабушку» и понимала, что ей может лет на пять больше, чем мне; что на ней пахать надо; что я сейчас упаду в обморок. Я не понимала, что заставило меня вскочить, да еще чувствовать стыд, что я не встала раньше...» Это пример интроекта. Если этот интроект ассимилировать, то есть осознать и внимательно посмотреть, что в нем есть важного, можно прийти к интересным вещам: к тому, что, в принципе, это призыв к чуткости к людям, которые нас окружают. Исходя из этого, можно уступать место тем, кто выглядит больным или уставшим вне зависимости от возраста. Если ты сам плохо себя чувствуешь, то можно дать себе право сидеть и никому не уступать и т.д. Большая ценность этого правила для участницы была в сострадании. Именно это ей дало большой ресурс для развития. Она призналась, что она- христианка и многое в ее жизни определяется ее верой. Это понимание и признание права жить в согласии со своими ценностями позволило ей гораздо больше брать для себя на этом тренинге.
Иногда мы имеем дело с очень ранимыми людьми, у которых в детстве было слишком много стыда и слишком мало принятия и поддержки. Почти любое их публичное действие может вызывать у них потерю самоценности и переживание стыда (низкая самооценка). Сложность терапевтической работы (2, 3) с ними в том, что они верят в то, что они жалкие и недостойные, что их не за что любить. Это послание «застилает им глаза», отравляет их. Они могут ценить других за самые незначительные удачи, но не могут посмотреть на себя «добрым, уважительным взглядом». Как будто они смотрят на себя через грязные, черные очки. Здесь мы запасаемся терпением, так как предстоит кропотливая работа по выходу из слияния с этим интроектом (перестать в это верить!) и восстановлению самоценности (научиться вновь себя уважать и ценить!).
Пример из практики
К: Я жалкий, ничтожный (голос становится жестким, злым), за что не берешься - все у тебя не получается (сжимается, краснеет, говорит с сильными запинками)...
Т: Ты замечаешь, что ты себя сейчас критикуешь, унижаешь?
К: Нет. Это так привычно, как пластинка. Да, действительно. Но это правда! Я ничтожество! (опять краснеет и сжимается)...
Т: Какой эффект на тебя производят эти слова? Что с тобой происходит физически?
К: Щеки горят...мне хочется убежать, залезть куда-нибудь и не показываться. Слова трудно подбирать. А внутри опять я себя ругаю, теперь уже за это. Это очень похоже на то, как я вхожу в свое отчаяние!
Т: То есть - внутри тебя есть такой внутренний голос, который почти все время тебя критикует и стыдит, это производит на тебя такой эффект -ты входишь все больше в стыд, ты угнетен, подавлен, становишься отвратителен себе.
К: Да. Я никогда не думал, что я это делаю сам с собой!.. Но это же правда!
Т: Можешь представить себя, что когда-нибудь у тебя будет жена, ребенок - сын. У него может случиться трудный период в жизни. Он придет к тебе, а ты ему скажешь: «Ты ничтожество! У тебя ничего не получается! Ты жалкий!»
К: Я так ему никогда не скажу! Это же больно!... (улыбается) Я понял про голос.
Т: Давай мы с тобой для начала научимся этого внутреннего критика замечать. И каждый раз, как ты его заметишь - у тебя будет работа: не верить, что это правда.
К: Хорошо. Это интересно. Хотя я не уверен, что у меня получится.
Т: Проверь сейчас, не говорит ли сейчас за тебя твой критик?
К: Да. Говорит, что я не справлюсь.
Т: Я заметила, что ты сейчас как-то по другому отреагировал: ты не покраснел и не сжался.
К: Да, и это удивительно. Я чуть сильнее стал, что ли.
Т: Как бы ты мог ответить ему на это замечание? Что было бы правдой, но не унижением?
К: Я не всегда смогу его заметить, я не всегда смогу ему не поверить. Но я могу это делать иногда точно...
В этом же случае может помочь работа с ресурсами, то есть с позитивным опытом клиента:
• воспоминаниями и о тех людях, которые обходились справедливо, ценили или принимали,
• реконструкцией и проживанием тех мест, где было спокойно, безопасно, хорошо,
• припоминанием способностей, талантов, успехов, достижений; обсуждение их, смакование и ценение с кем-то Другим, перед лицом Другого (например, с терапевтом),
• придание других, современных смыслов тому, что было в детстве; позитивный взгляд на свои детские проступки и шалости.
Также стыд может испытывать человек, который отошел в некотором поступке от своих нравственных ценностей. Это может рождать глубокое раскаяние, и, вместе с тем, может дать удивительно ясное представление о границах себя, ведь в «грехе» человек получает опыт «переступания черты», переживает себя «не собой» или собой в крайнем проявлении.
Этот сильный опыт может сломить личность, вызвать отчаяние, потерю верю в себя, а может вызвать «экзистенциальный поворот» (3) в судьбе, раскрыть сущность, дать силы для прорыва.
Н.В. Гоголь «Портрет»:
«...А между тем с этого времени оказалась в характере его ощутительная перемена: он чувствовал неспокойное, тревожное состояние, которому сам не мог понять причины, и скоро произвел он такой поступок, которого бы никто не мог от него ожидать. С некоторого времени труды одного из учеников его начали привлекать внимание небольшого круга знатоков и любителей. Отец мой всегда видел в нем талант и оказывал ему за то свое особенное расположенье. Вдруг почувствовал он к нему зависть. Всеобщее участие и толки о нем сделались ему невыносимы. Наконец, к довершенью досады, узнает он, что ученику его предложили написать картину для вновь отстроенной богатой церкви. Это его взорвало. «Нет, не дам же молокососу восторжествовать! - говорил он. - Рано, брат, вздумал стариков сажать в грязь! Еще, слава богу, есть у меня силы. Вот мы увидим, кто кого скорее посадит в грязь». И прямодушный, честный в душе человек употребил интриги и происки, которыми дотоле всегда гнушался; добился наконец того, что на картину объявлен был конкурс и другие художники могли войти также с своими работами. После чего заперся он в свою комнату и с жаром принялся за кисть. Казалось, все свои силы, всего себя хотел он сюда собрать. И точно, это вышло одно из лучших его произведений. Никто не сомневался, чтобы не за ним осталось первенство. Картины были представлены, и все прочие показались пред нею как ночь пред днем. Как вдруг один из присутствовавших членов, если не ошибаюсь, духовная особа, сделал замечание, поразившее всех. «В картине художника, точно, есть много таланта, - сказал он, - но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Все взглянул и не могли не убедиться в истине сих слов. Отец мой бросился вперед к своей картине, как бы с тем, чтобы поверить самому такое обидное замечание, и с ужасом увидел, что он всем почти фигурам придал глаза ростовщика. Они так глядели демонски сокрушительно, что он сам невольно вздрогнул. Картина была отвергнута, и он должен был, к неописанной своей досаде, услышать, что первенство осталось за его учеником. Невозможно было описать того бешенства, с которым он возвратился домой. Он чуть не прибил мать мою, разогнал детей, переломал кисти и мольберт, схватил со стены портрет ростовщика, потребовал ножа и велел разложить огонь в камине, намереваясь изрезать его в куски и сжечь...»
Вскоре «... отец мой вдруг почувствовал себя спокойнее. Точно как будто бы вместе с портретом свалилась тяжесть с его души. Он сам изумился своему злобному чувству, своей зависти и явной перемене своего характера. Рассмотревши поступок свой, он опечалился душою и не без внутренней скорби произнес:
- Нет, это бог наказал меня; картина моя поделом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, чтобы погубить брата. Демонское чувство зависти водило моею кистью, демонское чувство должно было и отразиться в ней.
Он немедленно отправился искать бывшего ученика своего, обнял его крепко, просил у него прощенья и старался сколько мог загладить пред ним вину свою. Работы его вновь потекли по-прежнему безмятежно; но задумчивость стала показываться чаще на его лице. Он больше молился, чаще бывал молчалив и не выражался так резко о людях; самая грубая наружность его характера как-то умягчилась».