Стыдъ - студъ - стыдоба

Толковый словарик начинающего психотерапевта

«Словарь названъ толковымъ, потому

что онъ не только переводить одно

слово другим, но толкуетъ, объясняетъ

подробности значения словъ и понятий,

 имъ подчиненныхъ. Слова: живаго

великорускаго языка, указываютъ на

объемъ и направление всего труда».

Владимир Даль

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

  Чувствовать

• ощущать, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами.

• познавать нравствено, внутрено, понимать, сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями.

Умерший чувствовалъ все, что около него делалось, но не могъ подать знака. Чувствовать тепло, холодъ, наружный, или ознобъ и жаръ, въ себе; - боль, резь. За-чувствовалась, увлеклась чувствомъ. Много я перечувствовала! Это я предчувствовалъ. Всю ночь про-чувствовалъ боль. Расчувствовалась и расплакалась.

Чувство

• способность, возможность воспринимать созна­тельно деятельность внешнего мира;

• снаряды для этихъ вначале плоскихъ, телесныхъ впечатлений, чувства, пять чувств: око, ухо, носъ, языкъ и вся кожа, или вообще нервы, дающие и чув­ство боли, наслаждения и пр.

духовное, нравственное, зачатки души челове­ческой, тайникъ, совесть; сознание души, побудка сердца; этого чувства у животных нет. Привести въ чувство, заставить обморочнаго очнуться, придти въ себя, или заставить опомниться нравствено, войти въ себя, раскаяться. Чувства возмущаются, при одной мысли о такомъ зле. Чувства внешния угождаютъ плоти, чувство внутренее возноситъ въ вечность. Чувство совести, стыда, жалости, гнева ипр. безот-четныя движенья души.

Чувствительный человекъ, чулый, весьма вос­приимчивый, впечатлительный; мягкосердый; у кого острыя чувства, или тонкое чувствилище, или нрав-ственое чувство сильно развито.

 

 

Вина и совесть

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

Вина

• начало, причина, источникъ, поводъ, предлогъ;

• провинность, проступокъ, преступление, прегре­шение, грехъ;

• всякий   недозволенный   предосудительный поступокъ.

Вся вина на лице. Чужая вина виноватее. Отъ вины да отъ долгу не отрекайся. Не всякая вина виновата. Онъ виноватъ мне десятью рублями.

Виноватый – сделавший какой-либо проступок; должный, обязанный кому уплатой;

Виниться - признавать за собой вину, сознаваться в ней, просить прощения;быть обвиняему.

 

Как видно из толкования Даля, вина(1,3) довольно сложное и амбивалентное переживание.С одной стороны, вина- это чувство, порождаемое совестью. И одновременно, движущая сила, источник мыслей, предлог для осмысления жизни.. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие, с тем, что считаем достойным и вер­ным в данной ситуации и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гор­дость за себя, если мы себе НЕ ИЗМЕНИЛИ. И вину - если сбились с пути. Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощуще­ния дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тяну­щее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы. Три шага такой работы есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины (3)

• внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны,

• переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается;

• работа раскаяния

 

Если с первыми двумя шагами многие справляются, то третий шаг (3)- работа раскаяния - часто бывает в терапии упущен. Исторически так сложилось, что в нашей стране властвуют установки «ошибаться - это плохо» и «когда-нибудь, когда ты перестанешь оши­баться, ты наконец станешь хорошим». Обнаружить ошибку уже болезненно, поскольку это воспринима­ется как признак неполноценности (см. стыд и само­оценка). Раскаяние - это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг, завершить гештальт. Верующим это работу помогает сделать священ­ник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несу­щественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается. Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека,то что можно теперь сде­лать с ее последствиями?Может быть можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние.

 

А. С. Пушкин «Борис

Царь (входит)    

 

«... Достиг я высшей власти,

 Шестой уж год я царствую спокойно.

 Но счастья нет моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

 Утех любви, но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

 Уж, охладев, скучаем и томимся?..

 Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной —

 Ни власть, ни жизнь меня не веселят

 Предчувствую небесный гром и горе.

 Мне счастья нет.

Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

 Щедротами любовь его снискать —

Но отложил пустое попеченье:

 Живая власть для черни ненавистна.

 Они любить умеют только мертвых —

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

 Бог насылал на землю нашу глад,

 Народ завыл, в мученьях погибая;

 Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

 Пожарный огнь их домы истребил,

 Я выстроил им новые жилища.

 Они ж меня пожаром упрекали!

 Вот черни суд: ищи ж ее любви.

 В семье моей я мнил найти отраду,

 Я дочь мою мнил осчастливить браком —

Как буря, смерть уносит жениха...

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства —

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто не умрет, я всех убийца тайный:

 Я ускорил Феодора кончину,

 Я отравил свою сестру царицу —

Монахиню смиренную... всё я!

 Ах! чувствую: ничто не может нас

 Среди мирских печалей успокоить;

 Ничто, ничто... едина разве совесть.

 Так, здравая, она восторжествует

 Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда — беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

 Как молотком стучит в ушах упрек,

 И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста...»

 

Вина и связанный с ней дискомфорт - довольно рас­пространенная клиентская тема. Поскольку пережи­вать чувство вины неприятно, часть клиентов жела­ют от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов. Они рассказывают ситуацию жалу­ясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и пре­увеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя терапевтов на место своей совести и запрашивая от­пущение грехов. Это терапевтическая ловушка. Задача терапевта - придать работе вины духовный смысл личностного развития (3). Ведь каждый раз при се­рьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть - это внутреннее чутье на правильное (3).

Совесть (Большой Энциклопедический Словарь) - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно форму­лировать для себя нравственные обязанности, требо­вать от себя их выполнения и производить самооцен­ку совершаемых поступков.

В награду мы получаем целостность и душевный по­кой. Если мы начинаем совершать эту работу по «формулированию для себя обязанностей», мы можем об­наружить, что кто-то в нашей жизни эти обязанности для нас уже сформулировал и ждет от нас их выполнения, а также наказывает нас с помощью вины, если мы от них уклоняемся. Это вторая природа чувства вины - интроективная или невротическая (2). Ее суть - переживание себя виноватым без совершения ошибки или без распознавания ее, часто на основа­нии чужого мнения. Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы при­нимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека:

- непосредственного обвинения (например, родительское «Что ж ты, посуду не помыл» с покачиванием головы)

- или интроекта («я опять поздно возвращаюсь (в 40 лет!), мама спать не ляжет, я уже чувствую себя виноватым»).

Стратегия работы с невротической виной - поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне.

Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя ра­боту раскаяния.

Пример из практики

Сертификационная сессия. Работает молодая де­вушка с клиентом, мужчиной 35 лет. Его запрос в том, что он испытывает беспокойство и вину: он недавно женился и очень любит свою жену, но с момента же­нитьбы стал засматриваться на улице на красивых женщин. Терапевт сфокусировался не на раскрытии сути вины: как он себя винит и в чем он именно при j этом виноват, чем это для него важно, что его в этом беспокоит, а на том, откуда он знает, что «нельзя смотреть на красивых женщин» (одна из техник ра­боты с интроектом). Конечно, это привело к некото­рому абсурду. Взрослый мужчина не мог не согласиться, что это глупое правило. Он почувствовал облегчение - временное, поскольку эмоциональные фигуры бес­покойства и вины были упущены. А ведь он говорил о чем-то для себя важном, а не глупом. Что было за его беспокойством? Почему женитьба спровоцировала его дополнительный интерес к женщинам? Может, есть внутреннее ощущение несвободы и протест против него? Может быть, он боялся не устоять и потерять жену? Может, есть с женой какие-то трудности, чего-то он в этих отношениях не получает? В конце сессии мужчина сказал: «Большое спасибо! Мне стало легче, я теперь понял, что смотреть на женщин - это хорошо, и не буду больше себя винить».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:

«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне: son coeur et sa fortune (руку и сердце); но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только по­чувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?., куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей... Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей ма­тери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе... Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтобы оно сбылось как можно позже».

 

 

Стыд и самооценка

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

Стыдъ - студъ - стыдоба.

• чувство или внутреннее сознание предосудитель-наго, уничижения, самоосуждения, раскаянье и смире­нье, нутреная исповедь перед совестью; чувство, кото­рое возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и замыслов разврата,

Стыдъ истинный, стыдъ совести - укоръ, утрызе-нье совести в дурном поступке; ложный стыдъ, стыдъ суетности, тщеславия - досада, негодование на изо-бличенье, на нарушение пустыхъ или превратныхъ светскихъ понятий;

срам, позор, посрамленье, поругание, унижение в гла­зах людей, застыванье крови от унизительнаго, скорб-наго чувства.

Я со стыда сгорелъ. Со стыдомъ уплелся. От стыда никуда глазъ нельзя показать. Умри, коли стыда нетъ! Жили и прожили, а стыда не нажили. Людской стыдъ смехъ, а свой смерть. Чего стыдимся, того и таимся. Девичий стыдъ до порога, а переступила, такъ забы­ла. Мне младещенъке, замужъ сдыднехонъко. Будь ты стыдка, не шали!

Стыд (1,3) - одно из самых тяжело переживаемых человеком состояний. Это генерализованное пере­живание собственной «плохости», недостойности. Физически, человек чувствует как кровь приливает к щекам (покраснение) или, наоборот, отливает от лица (весь белый, безжизненный), тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся, хо­чется убежать, остаться одному, «сквозь землю прова­литься». У стыда может быть три причины (2, 3), его запускающие:

• изменил себе, сделал что-либо предосудительное с точки зрения своих же ценностей; сам себе за это очень не нравишься, сам себе отвратителен, трудно себя за этот поступок простить, в народе говорили «бес попутал»;

• интроект: родители или другие значимые взрослые научили стыдиться ошибок, сильно за них ругали, на­казание не соответствовало проступку; при наказа­нии присутствовала унижающая критика: например, «ты - растяпа, руки-крюки, опять разбил кружку», то есть страдала самоценность человека, и вместо вины («я сделал что-то не так, надо исправить последствия или извиниться») приходил стыд («я - никчемный, никудышний, во мне нет ничего хорошего»);

• вторжение в интимность: кто-то чужой, посто­ронний нечто увидел (например, ворвался в туалет), услышал ваш приватный разговор или вы случайно оказались свидетелем интимности другого.

 

Терапевтическая работа (3) в первом случае сво­диться к признанию вины перед собой, раскаянию и шагами к прощению (см. вину). В случае отравления интроектом, работа состоит  в распознавании и ас­симиляции послания и формировании собственной позиции:

• описать конкретную ситуацию, где есть стыд и внутренний конфликт,

• какое внутреннее послание (правило),

• кто и когда об этом сказал, при каких обстоятель­ствах (если вспоминается),

• с чем сейчас согласен, а с чем нет в рассматривае­мой ситуации,

• определить самому, есть ли вина или что-то стыдное,

• ясно сформулировать собственную позицию (отношение).

 

Пример из практики

Почти все мы получили послание «уступай в транс­порте место старшим». И продолжаем его получать, так как на редком окне в метро мы не увидим надпи­си «Уступайте места пожилым людям и инвалидам». Одна женщина на обучающей группе, где мы проходи­ли тему работы с интроектами, рассказала такую историю:

«Мне 40 лет. Я сидела в метро очень уставшая. Мне было плохо, я начинала заболевать. Вдруг в вагон за­шла женщина, с сумками, очень энергичная, она рас­талкивала всех, ругалась, кричала: «уступите бабушке место, где вас учили, ну и молодежь». Я вскочила, как ошпаренная. Она уселась на мое место, продолжая ру­гаться. Я стояла с ватными ногами, у меня плыли зеле­ные круги перед глазами. Я смотрела на эту «бабушку» и понимала, что ей может лет на пять больше, чем мне; что на ней пахать надо; что я сейчас упаду в об­морок. Я не понимала, что заставило меня вскочить, да еще чувствовать стыд, что я не встала раньше...» Это пример интроекта. Если этот интроект асси­милировать, то есть осознать и внимательно посмо­треть, что в нем есть важного, можно прийти к ин­тересным вещам: к тому, что, в принципе, это призыв к чуткости к людям, которые нас окружают. Исходя из этого, можно уступать место тем, кто выглядит больным или уставшим вне зависимости от возрас­та. Если ты сам плохо себя чувствуешь, то можно дать себе право сидеть и никому не уступать и т.д. Большая ценность этого правила для участницы была в сострадании. Именно это ей дало большой ресурс для развития. Она призналась, что она- христианка и многое в ее жизни определяется ее верой. Это понима­ние и признание права жить в согласии со своими цен­ностями позволило ей гораздо больше брать для себя на этом тренинге.

 

Иногда мы имеем дело с очень ранимыми людьми, у которых в детстве было слишком много стыда и слишком мало принятия и поддержки. Почти любое их публичное действие может вызывать у них поте­рю самоценности и переживание стыда (низкая само­оценка). Сложность терапевтической работы (2, 3) с ними в том, что они верят в то, что они жалкие и недостойные, что их не за что любить. Это послание «застилает им глаза», отравляет их. Они могут ценить других за самые незначительные удачи, но не могут посмотреть на себя «добрым, уважительным взгля­дом». Как будто они смотрят на себя через грязные, черные очки. Здесь мы запасаемся терпением, так как предстоит кропотливая работа по выходу из слияния с этим интроектом (перестать в это верить!) и вос­становлению самоценности (научиться вновь себя уважать и ценить!).

 

Пример из практики

К: Я жалкий, ничтожный (голос становится жест­ким, злым), за что не берешься - все у тебя не полу­чается (сжимается, краснеет, говорит с сильными запинками)...

Т: Ты замечаешь, что ты себя сейчас критикуешь, унижаешь?

К: Нет. Это так привычно, как пластинка. Да, дей­ствительно. Но это правда! Я ничтожество! (опять краснеет и сжимается)...

Т: Какой эффект на тебя производят эти слова? Что с тобой происходит физически?

К: Щеки горят...мне хочется убежать, залезть куда-нибудь и не показываться. Слова трудно подбирать. А внутри опять я себя ругаю, теперь уже за это. Это очень похоже на то, как я вхожу в свое отчаяние!

Т: То есть - внутри тебя есть такой внутренний голос, который почти все время тебя критикует и стыдит, это производит на тебя такой эффект -ты входишь все больше в стыд, ты угнетен, подавлен, становишься отвратителен себе.

К: Да. Я никогда не думал, что я это делаю сам с со­бой!.. Но это же правда!

Т: Можешь представить себя, что когда-нибудь у тебя будет жена, ребенок - сын. У него может слу­читься трудный период в жизни. Он придет к тебе, а ты ему скажешь: «Ты ничтожество! У тебя ничего не получается! Ты жалкий!»

К: Я так ему никогда не скажу! Это же больно!... (улыбается) Я понял про голос.

Т: Давай мы с тобой для начала научимся этого вну­треннего критика замечать. И каждый раз, как ты его заметишь - у тебя будет работа: не верить, что это правда.

К: Хорошо. Это интересно. Хотя я не уверен, что у меня получится.

Т: Проверь сейчас, не говорит ли сейчас за тебя твой критик?

К: Да. Говорит, что я не справлюсь.

Т: Я заметила, что ты сейчас как-то по другому от­реагировал: ты не покраснел и не сжался.

К: Да, и это удивительно. Я чуть сильнее стал, что ли.

Т: Как бы ты мог ответить ему на это замечание? Что было бы правдой, но не унижением?

К: Я не всегда смогу его заметить, я не всегда смогу ему не поверить. Но я могу это делать иногда точно...

 

В этом же случае может помочь работа с ресурсами, то есть с позитивным опытом клиента:

• воспоминаниями и о тех людях, которые обходи­лись справедливо, ценили или принимали,

• реконструкцией и проживанием тех мест, где было спокойно, безопасно, хорошо,

• припоминанием способностей, талантов, успехов, достижений; обсуждение их, смакование и ценение с кем-то Другим, перед лицом Другого (например, с терапевтом),

•  придание других, современных смыслов тому, что было в детстве; позитивный взгляд на свои детские проступки и шалости.

 

Также стыд может испытывать человек, который отошел в некотором поступке от своих нравственных ценностей. Это может рождать глубокое раскаяние, и, вместе с тем, может дать удивительно ясное представ­ление о границах себя, ведь в «грехе» человек получа­ет опыт «переступания черты», переживает себя «не собой» или собой в крайнем проявлении.

Этот сильный опыт может сломить личность, вы­звать отчаяние, потерю верю в себя, а может вызвать «экзистенциальный поворот» (3) в судьбе, раскрыть сущность, дать силы для прорыва.

Н.В. Гоголь «Портрет»:

«...А между тем с этого времени оказалась в харак­тере его ощутительная перемена: он чувствовал не­спокойное, тревожное состояние, которому сам не мог понять причины, и скоро произвел он такой поступок, которого бы никто не мог от него ожидать. С некото­рого времени труды одного из учеников его начали привлекать внимание небольшого круга знатоков и любителей. Отец мой всегда видел в нем талант и ока­зывал ему за то свое особенное расположенье. Вдруг почувствовал он к нему зависть. Всеобщее участие и толки о нем сделались ему невыносимы. Наконец, к довершенью досады, узнает он, что ученику его предло­жили написать картину для вновь отстроенной богатой церкви. Это его взорвало. «Нет, не дам же молокососу восторжествовать! - говорил он. - Рано, брат, вздумал стариков сажать в грязь! Еще, слава богу, есть у меня силы. Вот мы увидим, кто кого скорее посадит в грязь». И прямодушный, честный в душе человек употребил интриги и происки, которыми дотоле всегда гнушался; добился наконец того, что на картину объявлен был конкурс и другие художники могли войти также с сво­ими работами. После чего заперся он в свою комнату и с жаром принялся за кисть. Казалось, все свои силы, всего себя хотел он сюда собрать. И точно, это вышло одно из лучших его произведений. Никто не сомне­вался, чтобы не за ним осталось первенство. Картины были представлены, и все прочие показались пред нею как ночь пред днем. Как вдруг один из присутствовав­ших членов, если не ошибаюсь, духовная особа, сделал замечание, поразившее всех. «В картине художника, точно, есть много таланта, - сказал он, - но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Все взглянул и не могли не убедиться в исти­не сих слов. Отец мой бросился вперед к своей картине, как бы с тем, чтобы поверить самому такое обидное за­мечание, и с ужасом увидел, что он всем почти фигурам придал глаза ростовщика. Они так глядели демонски сокрушительно, что он сам невольно вздрогнул. Карти­на была отвергнута, и он должен был, к неописанной своей досаде, услышать, что первенство осталось за его учеником. Невозможно было описать того бешенства, с которым он возвратился домой. Он чуть не прибил мать мою, разогнал детей, переломал кисти и мольберт, схватил со стены портрет ростовщика, потребовал ножа и велел разложить огонь в камине, намереваясь изрезать его в куски и сжечь...»

Вскоре «... отец мой вдруг почувствовал себя спо­койнее. Точно как будто бы вместе с портретом свали­лась тяжесть с его души. Он сам изумился своему злоб­ному чувству, своей зависти и явной перемене своего характера. Рассмотревши поступок свой, он опеча­лился душою и не без внутренней скорби произнес:

- Нет, это бог наказал меня; картина моя поделом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, что­бы погубить брата. Демонское чувство зависти водило моею кистью, демонское чувство должно было и от­разиться в ней.

Он немедленно отправился искать бывшего ученика своего, обнял его крепко, просил у него прощенья и старался сколько мог загладить пред ним вину свою. Работы его вновь потекли по-прежнему безмятеж­но; но задумчивость стала показываться чаще на его лице. Он больше молился, чаще бывал молчалив и не выражался так резко о людях; самая грубая наруж­ность его характера как-то умягчилась».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: