На Христа надейся, но и Макошь не забывай

С первой трети XII века началось ох­лаждение, климат стал изменяться в худшую сторону - наступал малый ледни­ковый период, длившийся до XV века.

На большей части Руси перестаёт расти пшеница, приходится переходить на рожь, считавшуюся прежде сорняком, а потом начинает плохо расти даже рожь. Земли охватили голод и мор, люди пи­тались корой и мхом, массово умирали. Народ роптал. Да ещё князья пытались урвать чужой кусок в междоусобицах.

Понятно, в такой ситуа­ции многим было неважно, какому богу молиться. Моли-лись всем богам сразу в надежде, что они помогут. Рогволодов камень почитали и потом - когда трудные и голодные времена миновали.

Зато в безбожном XX веке проблема Христос или Макошь перестала быть акту-альной: за­мечательный памятник древних времён взор­вали шутки ради...

                                                                                                   http://www.glavtema.ru/

ДВОРИКИ - (Орловские Дворики, Гнилицкие Дворики, Чернореченские дворики) — название населенных пунктов на дороге Горький — Москва, связанное с тем, что до проведения железной дороги (1862 год) на тракте, проходившем здесь через безлюдные места, были специально устроены небольшие ямские станции с постоялыми дворами.

ДВОРКИН АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ - В РПЦ давно уже пролезли агенты влияния западных спецслужб. Некто, «главный спец» по сектам, главный указыватель, кого надо анафемствовать, он бывший хиппи, с 1977 по 1991 г. жил за границей, где и набирался "спецзнаний" в Ватикане (!) и Нью-Йорке. В Россию вы-садился с «десантом» ордена иезуитов в 1991 г. Этот деятель, перечисляя деструк-тивные секты, встроил в их список Учение Живой Этики! Е. И. Рерих передала лю-дям науку Новой Эпохи, данную Великими. Лженаука рушится ("ложь – это не су-ществующее"), поскольку не имеет оснований и направлена, под предлогом "повы-шения комфорта", на уничтожение жизни на Земле. В основе её – человеко-убийство. А новая, истинная наука сразу предупреждает: главное – нравственность, без неё нет науки. Бывший хиппи воюет против Иерархии Света. Но кто он такой? Оказывается, он сын дамы, которая давно и преднамеренно «трудилась» над разрушением русского языка под крышей Института русского языка АН СССР и… Орфографической коми-сии! Именно она в числе других активно насаждала ту самую фонематическую лже-теорию, утверждая: "Все наши главные правила покоятся на одинаковых основаниях. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип письма, когда звук проверяется сильной позицией, называется фонематическим. Этот принцип удобен для русского письма." Проверить на письме... звук – это,  наверное, умеет только автор статьи. Звуки речи просто разные и один не проверяется другим. А буквы на письме – да, проверяются, но согласно морфологическому закону. Фонема же, по утверждению фонематистов, "это ряд позиционно чередующихся звуков" (Из книги С. Л. Рябцевой  "Правда о русском слове, ч.1 "Русский язык".)

Какое-то время я благодаря усилиям мамы еще держался в Ленинском педагогическом институте на филфаке. Потом меня наконец выгнали, я вздохнул с облегчением, тут же сам исключился из комсомола — и это уже было начало конца, потому что такого со-ветская власть не прощала. а потом меня пригласили в отдельный кабинет, где два чело-века в штатском мне сказали: у тебя же лежит приглашение в Израиль, давай уезжай на Запад, иначе повезем тебя на Восток. Это приглашение, тогда оно называ-лось «вызов», мне прислал мой друг, московский хиппи, который уехал в Америку, оно несколько месяцев пролежало в ящике стола, я и забыл про него, и вдруг эти люди мне прямо гово-рят, что мне стоит из страны уехать. И я счел, что, наверное, это знак — на Западе я наконец-то найду настоящую жизнь…                          https://www.pravmir.ru/

    Недоучившийся студент-филолог одного из московских педагогических вузов, Саша Дворкин вдруг решил изучать русский язык и литературу... за океаном, и к тому же во второразрядном университете. Для этого ему пришлось срочно жениться на американке и таким неоригинальным способом воплотить в реальность свою страстную мечту – стать гражданином США.

Но вот незадача: профессия преподавателя русского языка и литературы почему-то перестала интересовать "молодого специалиста" Дворкина. Теперь он решил заняться изучением образа мыслей и поступков царя Ивана Грозного, и даже напи-сал на эту тему диссертацию. На этом Дворкин и завершил "курс наук", о котором он говорит и пишет исключительно в превосходной степени.

Он, например, величает себя "профессором", прекрасно зная о том, что обладатель такого высокого звания должен иметь аттестат установленного образца.

Но это только доверчивым россиянам можно пускать пыль в глаза, рядясь в тогу профессора-"сектоведа". В США же такие шалости всерьез никем не воспринима-ются. Там стать профессором ой как непросто! А грамотешка у "нового американ-ца" на поверку оказалась настолько слабой, что в Америке он оказался никому не нужным. И, вероятно, в поисках заработка Дворкин устраивается на радиостанцию "Свобода" громить порядки и нравы покинутой страны, а заодно осваивать ремесло клеветника и провокатора.

Не следует считать, что А. Дворкин – это некий "самородок", чей антирелигиозный ге-ний раскрылся в 1990-ых годах в России. На самом деле, Дворкин начал свою испол-ненную ненависти деятельность против религиозных движений в Москве в мае 1994 года, после своего "обучения" в имеющем дурную репутацию "Диалог-Центре" в Дании. По названию этой организации можно было бы предположить, что ее роль – это развитие диалога между различными вероисповеданиями. Но истина оказывается совсем другой…

Школа пропаганды, пройденная Дворкиным на радио "Свобода" и обучения в "Диалог - центре", проявляется в стиле ведения той войны, что вот уже более 15-ти лет Александр Леонидович ведет против российских "сектантов"...  https://www.about-dvorkin.ru/

ДВОРНИК

   -                                                                                                          

ТАК ВЫГЛЯДЕЛИ ДВОРНИКИ И ВАХТЁРЫ СТ.-ПЕТЕРБУРГА В 1905 ГОДУ.         #история@detizemlirusskoy

ДВОРНИЦА — хозяйка постоялого двора.

 

 

 

ДВОРОВИК (Дворовой) - добрый дух усадьбы; бог, охраняющий от мора, пожара, грабежа всю живность и все добро во дворе крестьянина. Способствовал обогащению, благосостояния, счастью хлебороба.

ДВОРОВОЙ -  младший брат Домового. Домашний дух, но обитающий во дворе, где ему подвластно всё — и животные, и постройки, и благополучие придомной те-рритории. В деревне живёт в хлеву вместе со скотиной, зачастую рядом с лошадьми. Вот ведь раздолье ему там! Коровки, кони, собачки, курочки!
В городе уж не знаю где, бедолага. Может, в подвале с кошками? Или на крышах с голубями? Есть мнение, что прячется под машинами, поставленными перед домом.

В деревнях дружен с козлами, а в городе ещё и с собаками. Птицы, вольные создания, ему не подчиняются. Почему-то не любит белых кошек, белых собак и сивых лоша-дей. Может, поэтому белые машины во дворах приходится так часто мыть? Как он, бедный, прошлые народные обряды праздники традиции на сегодняшний день при-меряет?

Не простой характер, кстати, имеет. Бывает не слишком дружелюбен к человеку и к его хозяйству дворовому. Может, поэтому у машин пропадают стеклоочистители и другие полезные детали?

 


Интересно, а когда долго машина не заводится, приложил ли к этому делу свою мохнатую ручонку городской Дворовой? Все про него знают, что любит он «про-казить и дурить».

Говорят, чтобы Дворовой был доволен жильцами дома — нельзя во дворе ругаться, выходить из дома с распущенными волосами и нельзя работать ночью.

Да…. Пожалуй, он против некоторых жильцов вашего дома категорически против будет….

А ещё нельзя стоять на мусорной куче… А если вспомнить печальное состояние придомовых мусорных баков, то, пожалуй, остаётся Дворового только пожалеть. А ведь может Дворовой обидеться на вас, уйти и прислать вместо себя Лихого. От того уж вам спасу не будет, не надейтесь!

А между тем, как у любого Малого Бога сил-то у него достаточно, чтобы сделать жизнь у дома спокойной и благополучной. Так, чтобы дети играли и смеялись в род-ном дворе. Чтобы женщины улыбались, а не портили свои каблучки, пробираясь по дворовым ямам. Чтобы мужчины могли спокойно ставить машины, никому не мешая. В силах дворового, как встарь, дать всему вашему двору спокойствие и благополучие, животным здоровье, а людям удовольствие от места, в котором живёшь.                                          http://northernfable.ru/

2.  ДВОРОВОЙ - Встарь строили у нас большие избы с крытым двором. Чтобы зимой не заметало дорожку от ворот к дому да от дома к хлеву делали крытый деревом коридор, да бывало такой широкий, что можно было проехать на санях! Гордостью рачительного хозяина была не только богатая изба, но и чистый да красивый двор.



Дворовой. Автор рисунка Сергей Горбацевич


Должно быть, потому и находилось у нас на дворе место для Дворового, которого ныне многие позабыли. Как живётся им, городским Дворовым в заброшенных дворах, о которых никто не заботится? Думаем, не сладко. Так что вспомните 21 ноября о своём Дворовом да отнесите ему подарочек. А ещё лучше начните заботиться не только о своём доме, но и о месте рядом с ним: хотя бы не оставляйте мусор, лучше же делайте во дворе уборку, сажайте летом цветы и делайте горки да снеговиков зимой.

Мы же поведаем, что знают в народе о Дворовом.


«Видели обычно Дворового небольшим зверьком лаской. Знали, что, какой масти ласка бегает, такой масти надо скотину держать – от других-то пользы не будет. Ласка будет мучить животинку, ездить на ней по ночам, путать гриву, заплетать хвосты, выдёргивать перья, пока совсем не изведёт. Вот в этой семье бурых животных и птиц и держали, и были они чистые, ухоженные и сытые. Как новую скотинку приведут на двор, так обязательно кланяются во все стороны и просят дворового Хозяина взять под своё попечительство, так все мирно и жили».

Из книги «Люди и Духи»

 

Иной раз видят Дворового не лаской, а белой змеёй или ужом. Потому змей не прогоняли со двора, а подкармливали молоком. Если же выгнать со двора Дворового добра не будет! Пусть и тяжёлый характер у дворового Хозяина, а всё же помогает он людям следить за домашним скотом да за порядком на дворе, прогоняет злых духов и незваных гостей, предупреждает о неприятностях. Так что старались водить с этим духом дружбу да не обижать его. https://northernfable.ru/


ДВОРЯНСТВО -  Служилое сословие Дворянское сословие Российской империи сформировалось при Петре I в результате проведенных им реформ.

Прежде существовали два основных вида землевладения — вотчинное, при кото-ром хозяин распоряжался своими землями без всяких условий и передавал их по наслед-ству так, как ему захочется, и поместное, дававшееся за службу, то есть на том усло-вии, что его держатель будет по первому требованию являться на место сбора войск вместе со своими людьми. Однако вне зависимости остатуса  земельного держания служить должны были все — и вотчинники, и помещики.        Портрет Петра I на титульном листе Жалованной грамоты Петру Толстому. 1709 год© РИА «Новости»

В 1701 году так и было объявлено: «С земель служилые всякого чина люди служат служ-бы, а даром землями никто не владеет». В 1714 году Петр окончательно уравнял статус вотчины и поместья, приняв Указ о единонаследии. Таким образом, за высшим сословием была жестко закреплена служеб-ная повинность.

Для того чтобы не позволить дворянству уклоняться от службы, самодержавие пред-писало административной власти осуществлять именные переписи и обязательные смотры, неявка на которые грозила штрафом, конфискацией имений и даже казнью. Также была введена регламентация отпусков, нарушение сроков которых грозило дворянам серьезнейшими последствиями.

Однако престол не ограничивался только принудительными мерами — использо-вались и более тонкие механизмы воздействия на сознание дворянина.

24 января 1722 года была введена Табель о рангах. Теперь вся служба четко подраз-делялась на гражданскую, военную и придворную, в каждой из которых выделялись 14 рангов, или классов. Продвижение с одного ранга на другой зависело от того, насколько ревностно человек служил; любой поднявшийся до VIII класса на стат-ской службе и до XIV на военной получал потомственное дворянство (позднее этот рубеж несколько раз повышался).

В результате дворяне превратились в прямых подданных монарха, обязанных нести регулярную, пожизненную службу императору и Отечеству; служба эта вознагражда-лась жалованьем, а не земельным наделом и осуществлялась на основе личной выслу-ги, путем поэтапного прохождения всех рангов, начиная с солдата или мелкого канн-целяриста. Принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей был упразднен полностью: боярство фактически исчезло, и место дворянина в соци-альной структуре высшего сословия отныне зависело не от его родословной, а от за-нимаемого им чина — а также от милости императора, который собственным име-нем начал возводить придворных в княжеское дос-тоинство, ввел графский и барон-ский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый рус-ский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». И даже после Манифеста о вольности дворянства  сохранялось преимущество служащего дворянина перед неслужащим.

Чин — главный показатель успешной службы и благорасположения монарха — приобрел чрезвычайную значимость и подчинил своему влиянию все социальные сферы существования личности дворянина, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Бюрократическим статусом определялось все: количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и обла-галось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной суборди-нации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами и титулами.

Поскольку при Петре даже в среде дворянства был крайне низкий уровень грамотности, царь объявил получение образования еще одной, помимо службы, неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии и определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». Так государственная служба стала ведущим объектом социального престижа личности и главным сословным достоинством дворянства.

Дворянин и император: служба царю и Отечеству

Петр I. Картина Луи Каравака. Ориентировочно 1716 год©

Смысл государственной службы — обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства — связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания. Среди них важнейшей было представление о монархе как о персонификации власти, самого государства и его растущей внешнеполи­тической силы.

В Воинском уставе, утвержденном Петром в 1716 году, Его Величество был провоз-глашен «Самовла­стным Монархом, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен». Петр упразднил патриаршество и поставил во главе всех церков-ных дел Синод (орган государственного управления, фактически ничем не отлича-ющийся от прочих коллегий). Автор церковной реформы и первый вице-президент Синода, один из идеологов Петра Феофан Прокопович в проповедях называл императора «министром Всевышнего», «державнейшим» посредником нисходящей на народ милости Божьей. Торжественный обряд венчания на царство, непререкаемый авторитет царской власти, режим абсолютизма, ликвидация патриаршества — все эти обстоятельства способствовали сакрализации образа монарха.

Служба монарху сливалась с чувством патриотизма и причастности к победам расши-ряющейся державы. Важнейшим каналом воздействия на сознание не только царского окружения, но и всего высшего сословия, становился личный пример царя. Неслучайно Петр сам, подчиняясь требованиям «всеобщей службы», приносил пользу Отечеству в чине сержанта, бомбардира, капитана, не гнушался роли ученика «образованных политизированных народов» и стал первым православным царем, по-кинувшим пределы России, надеясь, что, «на правителя глядя, и подначальные люди» усвоят те же стремления.

Высочайший авторитет самодержца можно рассматривать и как важнейший меха-низм, обеспечивающий исполнение указов, презрение которых «ничем разнится с изменою». Сам монарх, по своей незыблемой воле принимающий «вечные» и «непо-движные» указы, с установлением абсолютистского правления выступал как единст-венный субъект законотворчества, и в сознании подданных его воля отождествлялась с законом.

22 октября 1721 года в связи с триумфальным окончанием Северной войны Петру I были преподнесены наименования Император, Отец Отечества и Великий. Это ста-ло новым этапом в развитии монархического сознания подданных: оно еще более тесно переплелось с патриотической гордостью за победы государства, возглавляя-емого императором. Императорский титул, уравнявший статус Петра I и высшего властителя Европы — императора Священной Римской империи, демонстрировал качественно иной уровень притязаний морской державы, возникшей на окраинах Восточной Европы. За последующие десятилетия эта имперская идея утвердилась в сознании всего высшего сословия и стала ведущим мотивом деятельности каждого его представителя.

Екатерина II вслед за царем-преобразователем тоже провозгласила незыблемой осно-вой государственной идеи самодержавную власть монарха. Но тон власти и расстав-ляемые ею акценты несколько изменились. Если в эпоху Петра главная мировозрен-ческая ценность беззаветной преданности «Самовласт­ному Монарху» провозглаша-лась через тексты присяг, публичные проповеди и угрозы отсечения головы, то в ека-терининских документах постоянно упоминалось о «природном Нашем человеколю-бии» и «материнских увещеваниях». Императрица запретила «бранные и поносные слова» в официальных бумагах, подтвердила уничтожение Тайной розыскной канце-лярии и принципа «слово и дело» , практически не допустила ни одной смертной казни дворянина, о перспективе «лишения живота» упоминала лишь в назидание и на том месте, где Петр рубил головы, устраивала публичные казни «вредных сочине-ний».

Такой поворот был связан не столько с характером и кругом чтения императрицы, сколько с тем обстоятельством, что перед престолом теперь стояли более сложные задачи. Россия нуждалась в серьезных реформах местного управления, мобилизации ресурсов для войн за выход к Черному морю, инкорпорации присоединенных терри-торий. Престолу необходим был социальный слой деятельных просвещенных офи-церов и чиновников с развитым государственным сознанием. Потому власти необхо-димо было позаботиться об «исправлении нравов» и «подготовке их умов для введе-ния лучших законов».

Ставка при этом делалась непосредственно на политически активную образованную элиту. И когда это сословие окончательно превратилось в правящий класс, костяк бюрократического аппарата и армии, основную интеллектуальную силу империи, своего рода несущую конструкцию всего общественного здания, Екатерина дала дво-рянам в 1785 году Жалованную грамоту, наделившую высшее сословие целым рядом привилегий. Дворянство имело право открывать в губер-ниях и уездах дворянские собрания, «благородных» нельзя было подвергать телес-ным наказаниям. Еще раз подтверждался Манифест о вольности 1762 года, отменяющий обязательный харак-тер дворянской службы государству.

Тем не менее сословное законодательство по-прежнему всячески стимулировало готовность «ревностно служить императору и Отечеству» отточенными за десяти-летия методами социального контроля. Престол воздействовал на честолюбивые стремления подданных «придать большую знать своей карьере»; разжигал сослов-ный гонор «благородного дворянства», имеющего почетное право «знатной службы»; стимулировал конкурентную борьбу за чин, который, навсегда потеснив родовое достоинство, прочно утвердился в общественном сознании как главный показатель места человека в сословной иерархии, источник ощущения причастности к власти и основной критерий оценки человека обществом и даже его самооценки.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: