1. Основные подходы к изучению старости.
2. Основные направления научных исследований в социальной геронтологии.
3. Старость как социально-демографическая проблема.
4. Старение населения в России.
5. Геронтолифилия и геронтофобия.
6. Становление социальной геронтологии в России.
7. Социально-психологические проблемы современной России.
8. Социальные теории старения.
9. Социальные проблемы пожилых в современном российском обществе
10. Старость как культурно-психологический феномен.
11. Старость как социальный феномен
12. Позитивные и негативные образы старости в классической и современной художественной литературе
13. СМИ и их влияние на конструирование образа старости
14. Социальные стереотипы к старению и старости
15. Старение женщин и присущие им стереотипы
16. Старение и этническая группа
17. Эйджизм в современном обществе
18. Социально-психологические причины одиночества пожилых людей
19. Социальные аспекты одиночества психически больных пожилых людей
20. Организация досуга пожилых людей как способ решения проблем одиночества
21. Готовность к освоению возраста как основание толерантного к нему отношения
22. Духовная зрелость личности и отношение к смерти
23. Социально-психологические аспекты переживания горя и тяжелых утрат пожилыми людьми
24. Особенности психологической работы с пожилыми людьми по преодолению горя
25. Особенности социально-психологической работы с умирающими и тяжелобольными пожилыми людьми
26. Проблемы эвтаназии в современном обществе
27. Выход на пенсию как «маркерное» событие в жизни человека
28. Аттитюды к выходу на пенсию
29. Социально-экономические причины трудовой мотивации после выхода на «пенсию»
30. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей
31. Социальная мобильность пожилых людей
32. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества
33. Общественная активность пожилых людей: волонтерская деятельность, межпоколенные практики, политические и общественные движения
34. Особенности социально-психологической работы с пожилыми и старыми людьми.
35. Концепция организации -психологической помощи пожилыми людям
36. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми людьми
37. Возрастно-психологическое консультирование;
38. Семейное психологическое консультирование;
39. Профориентационное психологическое консультирование;
40. Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте.
41. Значимые события как метод психологического консультирования пожилых людей
42. Телефон доверия в системе психологической помощи пожилым
43. Социально-психологическая поддержка и помощь пожилым в культурной среде
44. Современные формы оказания институциональной помощи пожилым людям
45. Психологические проблемы в институциональном уходе
46. Региональные социальные стратегии в поддержке пожилых людей
Контрольная работа должна содержать план, теоретический и практический (в зависимости от задания) анализ вопроса, список использованной литературы. Объем работы – от 10 до 20 страниц 1,5 интервалом стандартного форматирования.
Текущий контроль
Вопросы
1. Назовите предмет и объект изучения социальной геронтологии.
2. Сформулируйте понятия «старости» и «старения». В чем различия данных понятий.
3. Дайте характеристику основным подходам к изучению старости.
4. Дайте характеристику основным этапам развития социальной геронтологии.
5. Назовите отечественных ученых, внесших весомый вклад в развитие социальной геронтологии.
6. Опишите состояние социальной геронтологии на современном этапе развития науки. Какие основные направления исследований можно выделить.
7. Что означает понятие «социальное старение»?
8. В чем особенность рассмотрения старости как социокультурного феномена?
9. Дайте определение понятию «геронтологические стереотипы».
10. Какова роль геронтологической информации в создании образа староста.
11. приведите примеры позитивного и негативного образов старости в классической и современной художественной литературе.
12. Сформулируйте задачи СМИ в контексте создания позитивного образа старости.
13. В чем причины формирования большого количества негативных стереотипов к старости и старению.
14. Какие тенденции встречаются при концептуализации возрастной дискриминации, или эйджизма?
15. Каковы особенности эйджизма в социальной и психологической работе с пожилыми людьми?
16. Дайте определение понятия «одиночество»
17. Назовите теории, объясняющие проблему одиночества.
18. Каковы специфические особенности переживания чувства одиночества в пожилом возрасте.
19. Существует ли взаимосвязь между личностными особенностями пожилого человека и способом переживания одиночества? Если «да», то дайте качественную оценку этой взаимосвязи.
20. Раскройте содержание понятия «готовность к собственному старению»
21. Назовите факторы, влияющие на формирование готовности к старости.
22. Дайте характеристику типологии людей по отношению к собственному старению.
23. Охарактеризуйте психологические особенности переживания пожилым человеком мыслей о смерти.
24. В чем заключается специфика психологической работы с умирающими пожилыми людьми?
25. Сформулируйте понятие «эвтаназии». Что такое «активна эвтаназии» и «пассивная эвтаназии».
26. Сформулируйте понятие «хоспис». Дайте характеристику развития хосписной системы на Западе и в России.
27. Расскажите о роли социально-психологической поддержки в адаптации к пенсионному возрасту.
28. Перечислите факторы, влияющие на адаптацию с статусу «пенсионер».
29. Дайте характеристику аттитюдов к пенсионному возрасту. Раскройте механизмы формирования стереотипов в адрес пенсионеров.
30. Раскройте психологическое значение общественной активности пенсионеров для адаптации к возрастным изменениям.
31. Охарактеризуйте основные подходы к организации социально-психологической помощи в адрес пожилых и старых людей.
32. Каковы качества профессиональной пригодности к работе с пожилыми людьми.
33. В чем заключаются профессиональные и личностные проблемы социальных работников и психологов, работающих с пожилыми людьми?
34. Дайте характеристику наиболее распространенным направлениям психологической помощи пожилым людям.
35. В чем заключается сложность профориентационного консультирования с пожилыми людьми?
36. Назовите психологические способы активизации личностного потенциала в работе с пожилыми людьми.
37. Перечислите основные принципы организации социально-психологической помощи пожилым людям.
38. Каковы особенности психологического консультирования пожилых по «телефону доверия».
39. Дайте характеристику современным практикам межпоколенного взаимодействия.
40. Приведите исторические примеры существования межпоколенного взаимодействия в России.
41. В чем заключается главная задача межпоколенного взаимодействия с позиции психологической практики?
42. Каковы реальные перспективы развития практик взаимодействия поколений в России? Обоснуйте ответ.
43. Какова роль институционального подхода в решении проблем пожилых людей.
44. В чем сходства и различия институционального подхода к проблемам старости и старения в России и других государствах?
Вопросы к экзамену
1. Социальная геронтология. Основные понятия и подходы.
2. Старость в социальном контексте. Подходы к изучению старости.
3. История развития социальной геронтологии.
4. Развитие социальной геронтологии в России.
5. Современные проблемы социальной геронтологии.
6. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.
7. Старость как социальный феномен
8. Механизмы создания образа старости
9. Влияние геронтологической информации на конструирование социально-психологического образа старости.
10. Социальные стереотипы и аттитюды к старению и старости
11. Социально-психологические причины одиночества пожилых людей
12. Социально-психологические особенности отношения человека к собственному старению.
13. Роль личности в формировании психосоциального статуса старого человека.
14. Социально-психологические особенности отношения пожилого человека к смерти.
15. Особенности психологической работы с умирающими.
16. Социально-психологические проблемы адаптации к статусу «пенсионер».
17. Психологические особенности личности «пенсионера» как определенной социальной группы.
18. Социально-психологические проблемы социализации пожилых людей.
19. Социальная активность в старости. Формы социализации: социальная активность, образование пожилых.
20. Особенности социально-психологической работы с пожилыми и старыми людьми
21. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми и старыми людьми.
22. Основные направления социально-психологической помощи старым людям.
23. Стимулирующие стратегии в работе с пожилыми людьми.
24. Практики межпоколенного взаимодействия.
25. Семейная помощь как вид социально-психологической работы с пожилыми людьми.
26. Институциональные формы поддержки пожилых людей
27. Региональные программы и проекты оказания социально-психологической помощи пожилым людям в Тверской области.