Тематика контрольных работ

 

1. Основные подходы к изучению старости.

2. Основные направления научных исследований в социальной геронтологии.

3. Старость как социально-демографическая проблема.

4. Старение населения в России.

5. Геронтолифилия и геронтофобия.

6. Становление социальной геронтологии в России.

7. Социально-психологические проблемы современной России.

8. Социальные теории старения.

9. Социальные проблемы пожилых в современном российском обществе

10. Старость как культурно-психологический феномен.

11. Старость как социальный феномен

12. Позитивные и негативные образы старости в классической и современной художественной литературе

13. СМИ и их влияние на конструирование образа старости

14. Социальные стереотипы к старению и старости

15. Старение женщин и присущие им стереотипы

16. Старение и этническая группа

17. Эйджизм в современном обществе

18. Социально-психологические причины одиночества пожилых людей

19. Социальные аспекты одиночества психически больных пожилых людей

20. Организация досуга пожилых людей как способ решения проблем одиночества

21. Готовность к освоению возраста как основание толерантного к нему отношения

22. Духовная зрелость личности и отношение к смерти

23. Социально-психологические аспекты переживания горя и тяжелых утрат пожилыми людьми

24. Особенности психологической работы с пожилыми людьми по преодолению горя

25. Особенности социально-психологической работы с умирающими и тяжелобольными пожилыми людьми

26. Проблемы эвтаназии в современном обществе

27. Выход на пенсию как «маркерное» событие в жизни человека

28. Аттитюды к выходу на пенсию

29. Социально-экономические причины трудовой мотивации после выхода на «пенсию»

30. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей

31. Социальная мобильность пожилых людей

32. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества

33. Общественная активность пожилых людей: волонтерская деятельность, межпоколенные практики, политические и общественные движения

34. Особенности социально-психологической работы с пожилыми и старыми людьми.

35. Концепция организации -психологической помощи пожилыми людям

36. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми людьми

37. Возрастно-психологическое консультирование;

38. Семейное психологическое консультирование;

39. Профориентационное психологическое консультирование;

40. Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте.

41. Значимые события как метод психологического консультирования пожилых людей

42. Телефон доверия в системе психологической помощи пожилым

43. Социально-психологическая поддержка и помощь пожилым в культурной среде

44. Современные формы оказания институциональной помощи пожилым людям

45. Психологические проблемы в институциональном уходе

46. Региональные социальные стратегии в поддержке пожилых людей

 

Контрольная работа должна содержать план, теоретический и практический (в зависимости от задания) анализ вопроса, список использованной литературы. Объем работы – от 10 до 20 страниц 1,5 интервалом стандартного форматирования.

 

Текущий контроль

Вопросы

1. Назовите предмет и объект изучения социальной геронтологии.

2. Сформулируйте понятия «старости» и «старения». В чем различия данных понятий.

3. Дайте характеристику основным подходам к изучению старости.

4. Дайте характеристику основным этапам развития социальной геронтологии.

5. Назовите отечественных ученых, внесших весомый вклад в развитие социальной геронтологии.

6. Опишите состояние социальной геронтологии на современном этапе развития науки. Какие основные направления исследований можно выделить.

7. Что означает понятие «социальное старение»?

8. В чем особенность рассмотрения старости как социокультурного феномена?

9. Дайте определение понятию «геронтологические стереотипы».

10. Какова роль геронтологической информации в создании образа староста.

11. приведите примеры позитивного и негативного образов старости в классической и современной художественной литературе.

12. Сформулируйте задачи СМИ в контексте создания позитивного образа старости.

13. В чем причины формирования большого количества негативных стереотипов к старости и старению.

14. Какие тенденции встречаются при концептуализации возрастной дискриминации, или эйджизма?

15. Каковы особенности эйджизма в социальной и психологической работе с пожилыми людьми?

16. Дайте определение понятия «одиночество»

17. Назовите теории, объясняющие проблему одиночества.

18. Каковы специфические особенности переживания чувства одиночества в пожилом возрасте.

19. Существует ли взаимосвязь между личностными особенностями пожилого человека и способом переживания одиночества? Если «да», то дайте качественную оценку этой взаимосвязи.

20. Раскройте содержание понятия «готовность к собственному старению»

21. Назовите факторы, влияющие на формирование готовности к старости.

22. Дайте характеристику типологии людей по отношению к собственному старению.

23. Охарактеризуйте психологические особенности переживания пожилым человеком мыслей о смерти.

24. В чем заключается специфика психологической работы с умирающими пожилыми людьми?

25. Сформулируйте понятие «эвтаназии». Что такое «активна эвтаназии» и «пассивная эвтаназии».

26. Сформулируйте понятие «хоспис». Дайте характеристику развития хосписной системы на Западе и в России.

27. Расскажите о роли социально-психологической поддержки в адаптации к пенсионному возрасту.

28. Перечислите факторы, влияющие на адаптацию с статусу «пенсионер».

29. Дайте характеристику аттитюдов к пенсионному возрасту. Раскройте механизмы формирования стереотипов в адрес пенсионеров.

30. Раскройте психологическое значение общественной активности пенсионеров для адаптации к возрастным изменениям.

31. Охарактеризуйте основные подходы к организации социально-психологической помощи в адрес пожилых и старых людей.

32. Каковы качества профессиональной пригодности к работе с пожилыми людьми.

33. В чем заключаются профессиональные и личностные проблемы социальных работников и психологов, работающих с пожилыми людьми?

34. Дайте характеристику наиболее распространенным направлениям психологической помощи пожилым людям.

35. В чем заключается сложность профориентационного консультирования с пожилыми людьми?

36. Назовите психологические способы активизации личностного потенциала в работе с пожилыми людьми.

37. Перечислите основные принципы организации социально-психологической помощи пожилым людям.

38. Каковы особенности психологического консультирования пожилых по «телефону доверия».

39. Дайте характеристику современным практикам межпоколенного взаимодействия.

40. Приведите исторические примеры существования межпоколенного взаимодействия в России.

41. В чем заключается главная задача межпоколенного взаимодействия с позиции психологической практики?

42. Каковы реальные перспективы развития практик взаимодействия поколений в России? Обоснуйте ответ.

43. Какова роль институционального подхода в решении проблем пожилых людей.

44. В чем сходства и различия институционального подхода к проблемам старости и старения в России и других государствах?

 

Вопросы к экзамену

1. Социальная геронтология. Основные понятия и подходы.

2. Старость в социальном контексте. Подходы к изучению старости.

3. История развития социальной геронтологии.

4. Развитие социальной геронтологии в России.

5. Современные проблемы социальной геронтологии.

6. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.

7. Старость как социальный феномен

8. Механизмы создания образа старости

9. Влияние геронтологической информации на конструирование социально-психологического образа старости.

10. Социальные стереотипы и аттитюды к старению и старости

11. Социально-психологические причины одиночества пожилых людей

12. Социально-психологические особенности отношения человека к собственному старению.

13. Роль личности в формировании психосоциального статуса старого человека.

14. Социально-психологические особенности отношения пожилого человека к смерти.

15. Особенности психологической работы с умирающими.

16. Социально-психологические проблемы адаптации к статусу «пенсионер».

17. Психологические особенности личности «пенсионера» как определенной социальной группы.

18. Социально-психологические проблемы социализации пожилых людей.

19. Социальная активность в старости. Формы социализации: социальная активность, образование пожилых.

20. Особенности социально-психологической работы с пожилыми и старыми людьми

21. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми и старыми людьми.

22. Основные направления социально-психологической помощи старым людям.

23. Стимулирующие стратегии в работе с пожилыми людьми.

24. Практики межпоколенного взаимодействия.

25. Семейная помощь как вид социально-психологической работы с пожилыми людьми.

26. Институциональные формы поддержки пожилых людей

27. Региональные программы и проекты оказания социально-психологической помощи пожилым людям в Тверской области.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: