1. Анализ возможностей выхода на рынок с помощью модели 5 сил Портера: «существующая конкурентная среда – возможности поставщиков – возможности покупателей – возможности выхода на рынок новых игроков – возможности распространения товаров-заменителей».
2. Виды рыночной информации и наиболее востребованные типы задач, решаемые с помощью исследований рынка. Источники информации.
3. Задачи описания, объяснения и прогнозирования и соответствующие требования к исследованиям. Исследования, направленные на выявление проблем. Исследования, направленные на поиск решения проблем.
4. Организация сбора информации и общие принципы проведения исследований поведения потребителей. Планирование исследования и логика его реализации. Примеры.
5. Разработка программы проведения исследования рынка. Принципы формулировки исследовательской проблемы. Концептуализация проблемы и определение исследовательских задач. Примеры.
6. Выделение объекта и предмета исследования. Формулирование цели исследования. Разработка представления об изучаемом фрагменте реальности. Примеры.
|
|
7. Определение исследуемой совокупности. Понятие выборки и подходы к ее конструированию.
8. Методы сбора информации, используемые в исследованиях рынка. Практика получения информации в социальных науках. «Качественный» и «количественный» подходы к получению информации – сравнительный анализ познавательных возможностей при решении задач.
9. Проблемы измерения, возникающие в маркетинговых исследованиях. Понятие уровня измерения и шкалирования. Классификация шкал.
10. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Функции вопроса. Критерии оценки вопроса. Требования к словесной формулировке вопроса. Виды вопросов. Примеры.
11. Понятие внутренней неоднородности рынка. Роль маркетинговых исследований в выделении целевых сегментов. Социальная теория как источник новых сведений о потребителях.
12. Возможные основания сегментации потребителей: социальные характеристики и психографические характеристики как основа сегментирования. Определение целевых сегментов.
13. Анализ работы конкурентов; анализ деятельности компании: выявление возможностей и анализ перспектив развития имеющегося продуктового портфеля.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Контрольное задание для студентов заочного отделения предусматривает решение всех нижеперечисленных задач (можно в рукописном варианте).
Задача №1.
Фирма, обеспечивающая 30% продаж на региональном рынке новых электронных систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), провела исследования с целью определения прогнозных значений по уровню спроса и степени насыщенности рынка. Данные обследования приведены в таблице. Насыщенность рынка выражена отношением (в%) числа фактически установленных систем к общему числу потенциальных пользователей новой продукции (для соответствующего года).
|
|
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Количество установленных систем в штуках | 67 | 269 | 1806 | 4600 | 11655 |
Степень насыщенности рынка в % | 0,08 | 0,33 | 2,08 | 5,61 | 14,39 |
Задание:
- Охарактеризуйте динамику спроса на рынке новых систем ОПС.
- Рассчитайте объем производства продукции фирмы в следующем году если она планирует обеспечить 40% продаж на данном региональном рынке?
Задача №2. Дайте развернутое обоснование выбора целевого сегмента на рынке средства антикоррозийной обработки кузовов легковых автомобилей, если имеются следующие данные:
- Уровень рентабельности продукции по: сегменту А – 17%, сегменту Б – 5%, сегменту В – 9%.
- Объем предложения на рынке составляет 95% от объема спроса, или 1540000 штук в год, при этом в структуре спроса на сегмент А приходится 25% общего объема, на сегмент Б-40% и сегмент В-35%, в структуре предложения соответственно 50, 30 и 20%.
- Экспертная оценка изменений в состоянии спроса представлена в таблице:
Параметры | Экспертная оценка |
Благоприятные факторы расширения сегмента А | -3 |
Благоприятные факторы расширения сегмента Б | +2 |
Благоприятные факторы расширения сегмента В | +3 |
Неблагоприятные факторы для сегмента А | +5 |
Неблагоприятные факторы для сегмента Б | -5 |
Неблагоприятные факторы для сегмента В | 0 |
Задачи №3. Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом году составил 54 млн.штук при емкости рынка в этом сегменте 1980 млн.штук. Предполагается, что в текущем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 3%, доля фирмы на 5 %.
Во втором сегменте доля фирмы в прошлом году составляла 4%, объем продаж – 75 млн.штук. Предполагается, что емкость рынка в текущем году возрастет на 11%, при этом доля фирмы в этом сегменте вырастет до 8%.
В третьем сегменте емкость рынка составляет 45млн.штук. доля фирмы – 12%. Изменений емкости рынка не предвидится, а объем продаж фирмы сократиться на 1 млн.штук.
Определить совокупный объем продаж фирмы в текущем году при вышеуказанных условиях.