Анализ аудиторного занятия

Психолого-педагогический анализ занятия – это про­цесс его распознавания, направленный на раскрытие сущ­ности и механизма осуществления занятия, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата занятия и соответствия последнего его триеди­ной (образовательной, развивающей, воспитательной) цели. Умение осуществлять психолого-педагогический анализ выступает обязательным и неотъемлемым элементом про­фессиональной культуры педагога и является важнейшим средством стимулирования и творчества преподавателя в процессе самообразования, эффективным способом инди­видуальной методической работы и именно оно лежит в ос­нове обобщения и в определенной степени распространения передового и инновационного педагогического опыта.

В зависимости от места психолого-педагогического анализа занятия в профессиональной деятельности препо­давателя выделяют текущий, предварительный и итоговый виды анализа.

Текущий анализ аудиторного занятия состоит в уме­нии преподавателя по ходу занятия анализировать конкрет­ную обстановку и принимать правильные педагогические решения одновременно с ведением занятия. Способность к текущему анализу занятия является проявлением высшего уровня профессиональной рефлексии. Для достижения это­го уровня требуется регулярно проводить предварительный анализ (во время подготовки к занятию) и итоговый анализ уже проведенного занятия.

Предварительный анализ происходит на этапе подго­товки к занятию при подборе учебного материала, адекват­ного целям занятия. Он позволяет преподавателю прогно­зировать деятельность студентов во время предполагаемого занятия и их поведение на основных этапах занятия, а также их реакцию на учебный материал.

Итоговый анализ заключается в сопоставлении плана занятия с его реализацией. Он помогает выявить не только достоинства и недостатки занятия, но и осознать те факты, влияние которых не было учтено при подготовке к нему.

Составление письменного анализа занятия требует от магистранта соединения результатов текущего и итого­вого анализа. Основная цель этой работы – развитие соб­ственной наблюдательности и рефлексии. Необходимо, чтобы магистрант научился руководствоваться в своей ра­боте, в оценке ее успешности или неуспешности, в выбо­ре необходимых корректировок не только эмоциональным переживанием успешности или неуспешности, но и пони­манием того, что и почему достигает цели, а какие усилия оказываются неэффективными. Никакая цель не будет до­стигнута, если преподавателю не удалось вовлечь студен­тов в совместную деятельность, поскольку аудиторное за­нятие – это прежде всего совместная деятельность студента и преподавателя.

Анализ основных элементов аудиторного занятия про­водится в соответствии со структурой занятия и основными критериями.

Анализ целеполагания:

– полнота и комплексность определения целей занятия;

– правильность и обособленность определения обра­зовательных, воспитательных, развивающих задач занятия, их связь с заданиями темы;

– формулировка и доведение целей до обучаемых;

– оценка реальности выполнения задач на данном занятии;

– оценки дифференцирования задач работы в зависи­мости от уровня подготовленности студентов.

Анализ структуры занятия:

– характеристика типа занятия (его обоснование);

– обоснование места данного занятия в системе заня­тий темы;

– логическая последовательность и взаимозависимость структурных компонентов занятия (восприятие, осознание, применение, обобщение и систематизация усвоенного);

– целесообразность и оптимальность распределения времени между компонентами занятия;

– дидактическая завершенность каждого структурного этапа занятия.

Анализ содержания учебного материала:

– соответствие содержания занятия ФГОСу, программе, целям занятия;

– научный уровень излагаемого на занятии материала;

– генерализация содержания на основных идеях заня­тия (концентрация внимания на основных фактах, поняти­ях, закономерностях, законах в содержании материала);

– полнота, достоверность, доступность усваиваемого учебного материала;

– логика развертывания содержания учебного матери­ала, связи между блоками содержания учебного материала;

– развивающее влияние учебного материала;

– воспитательная направленность содержания занятия.

Анализ деятельности преподавателя на занятии:

– виды и характер деятельности преподавателя на занятии (организационный, развивающий, информационный, аналитический и др.);

– содержательность, доступность, логичность изложе­ния преподавателем учебного материала на занятии; инфор­мационная емкость занятия;

– соотношение заданий репродуктивного и творческо­го характера, адресуемых обучаемым; характер деятельно­сти обучаемых, организуемой преподавателем;

– уровень требовательности преподавателя, психоло­гический контакт со студентами, характер общения и со­трудничества;

– анализ развивающей деятельности преподавателя (стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование профессиональных компетенций, развитие индивидуальных способностей);

– речь преподавателя на занятии (словарный запас, точность и языковая правильность, выразительность и об­разность, работа по семантике новых терминов и понятий, дикция, эмоциональная окрашенность речи);

– педагогическая целесообразность использования ин­новационных технологий обучения;

– рефлексивная деятельность преподавателя.

Анализ методов и методических приемов обучения:

– обоснованность и правильность выбора метода и мето­дических приемов (их соответствие содержанию, целям занятия, уровню сформированности учебной деятельности студентов);

– разнообразие методов, используемых преподавате­лем на занятии, их комплексность, эффективность;

– методы и формы закрепления знаний и умений сту­дентов (первичное, понятийное, итоговое закрепление), их эффективность; методы контроля знаний и умений студентов; уров­ня сформированности профессиональных компетенций, их корректировка; методическая целесообразность применяемых методов и форм контроля (устный, письменный, прак­тический, индивидуальный, групповой, фронтальный, те­стовый, зачеты).

Анализ деятельности студентов на занятии:

– общая оценка деятельности обучаемых на занятии; их активность, интерес, внимание, результативность на раз­ных этапах образовательного процесса;

– целесообразность и эффективность применяемых видов деятельности;

– самостоятельная познавательная деятельность сту­дентов на занятии, характеристика ее эффективности;

– проявление на занятии общенаучных, специальных и интеллектуальных умений и навыков, их результативность;

– эффективность используемых форм деятельности студентов (индивидуальных, групповых, фронтальных).

Анализ занятия завершается научно обоснованными выводами и рекомендациями, которые должны быть резуль­татом научно обоснованного анализа, аргументированы, до­казательны, конкретны и убедительны.

 

Приложение № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: