Психолого-педагогический анализ занятия – это процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления занятия, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата занятия и соответствия последнего его триединой (образовательной, развивающей, воспитательной) цели. Умение осуществлять психолого-педагогический анализ выступает обязательным и неотъемлемым элементом профессиональной культуры педагога и является важнейшим средством стимулирования и творчества преподавателя в процессе самообразования, эффективным способом индивидуальной методической работы и именно оно лежит в основе обобщения и в определенной степени распространения передового и инновационного педагогического опыта.
В зависимости от места психолого-педагогического анализа занятия в профессиональной деятельности преподавателя выделяют текущий, предварительный и итоговый виды анализа.
Текущий анализ аудиторного занятия состоит в умении преподавателя по ходу занятия анализировать конкретную обстановку и принимать правильные педагогические решения одновременно с ведением занятия. Способность к текущему анализу занятия является проявлением высшего уровня профессиональной рефлексии. Для достижения этого уровня требуется регулярно проводить предварительный анализ (во время подготовки к занятию) и итоговый анализ уже проведенного занятия.
|
|
Предварительный анализ происходит на этапе подготовки к занятию при подборе учебного материала, адекватного целям занятия. Он позволяет преподавателю прогнозировать деятельность студентов во время предполагаемого занятия и их поведение на основных этапах занятия, а также их реакцию на учебный материал.
Итоговый анализ заключается в сопоставлении плана занятия с его реализацией. Он помогает выявить не только достоинства и недостатки занятия, но и осознать те факты, влияние которых не было учтено при подготовке к нему.
Составление письменного анализа занятия требует от магистранта соединения результатов текущего и итогового анализа. Основная цель этой работы – развитие собственной наблюдательности и рефлексии. Необходимо, чтобы магистрант научился руководствоваться в своей работе, в оценке ее успешности или неуспешности, в выборе необходимых корректировок не только эмоциональным переживанием успешности или неуспешности, но и пониманием того, что и почему достигает цели, а какие усилия оказываются неэффективными. Никакая цель не будет достигнута, если преподавателю не удалось вовлечь студентов в совместную деятельность, поскольку аудиторное занятие – это прежде всего совместная деятельность студента и преподавателя.
|
|
Анализ основных элементов аудиторного занятия проводится в соответствии со структурой занятия и основными критериями.
Анализ целеполагания:
– полнота и комплексность определения целей занятия;
– правильность и обособленность определения образовательных, воспитательных, развивающих задач занятия, их связь с заданиями темы;
– формулировка и доведение целей до обучаемых;
– оценка реальности выполнения задач на данном занятии;
– оценки дифференцирования задач работы в зависимости от уровня подготовленности студентов.
Анализ структуры занятия:
– характеристика типа занятия (его обоснование);
– обоснование места данного занятия в системе занятий темы;
– логическая последовательность и взаимозависимость структурных компонентов занятия (восприятие, осознание, применение, обобщение и систематизация усвоенного);
– целесообразность и оптимальность распределения времени между компонентами занятия;
– дидактическая завершенность каждого структурного этапа занятия.
Анализ содержания учебного материала:
– соответствие содержания занятия ФГОСу, программе, целям занятия;
– научный уровень излагаемого на занятии материала;
– генерализация содержания на основных идеях занятия (концентрация внимания на основных фактах, понятиях, закономерностях, законах в содержании материала);
– полнота, достоверность, доступность усваиваемого учебного материала;
– логика развертывания содержания учебного материала, связи между блоками содержания учебного материала;
– развивающее влияние учебного материала;
– воспитательная направленность содержания занятия.
Анализ деятельности преподавателя на занятии:
– виды и характер деятельности преподавателя на занятии (организационный, развивающий, информационный, аналитический и др.);
– содержательность, доступность, логичность изложения преподавателем учебного материала на занятии; информационная емкость занятия;
– соотношение заданий репродуктивного и творческого характера, адресуемых обучаемым; характер деятельности обучаемых, организуемой преподавателем;
– уровень требовательности преподавателя, психологический контакт со студентами, характер общения и сотрудничества;
– анализ развивающей деятельности преподавателя (стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование профессиональных компетенций, развитие индивидуальных способностей);
– речь преподавателя на занятии (словарный запас, точность и языковая правильность, выразительность и образность, работа по семантике новых терминов и понятий, дикция, эмоциональная окрашенность речи);
– педагогическая целесообразность использования инновационных технологий обучения;
– рефлексивная деятельность преподавателя.
Анализ методов и методических приемов обучения:
– обоснованность и правильность выбора метода и методических приемов (их соответствие содержанию, целям занятия, уровню сформированности учебной деятельности студентов);
– разнообразие методов, используемых преподавателем на занятии, их комплексность, эффективность;
– методы и формы закрепления знаний и умений студентов (первичное, понятийное, итоговое закрепление), их эффективность; методы контроля знаний и умений студентов; уровня сформированности профессиональных компетенций, их корректировка; методическая целесообразность применяемых методов и форм контроля (устный, письменный, практический, индивидуальный, групповой, фронтальный, тестовый, зачеты).
Анализ деятельности студентов на занятии:
– общая оценка деятельности обучаемых на занятии; их активность, интерес, внимание, результативность на разных этапах образовательного процесса;
|
|
– целесообразность и эффективность применяемых видов деятельности;
– самостоятельная познавательная деятельность студентов на занятии, характеристика ее эффективности;
– проявление на занятии общенаучных, специальных и интеллектуальных умений и навыков, их результативность;
– эффективность используемых форм деятельности студентов (индивидуальных, групповых, фронтальных).
Анализ занятия завершается научно обоснованными выводами и рекомендациями, которые должны быть результатом научно обоснованного анализа, аргументированы, доказательны, конкретны и убедительны.
Приложение № 1