Обработка результатов и интерпретация

Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.

 

 Конфликт и его структура

Конфликт — это столкнове­ние противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению.

Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.. Выделяются следующие основные типы конфликтогенов:

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессии;

3) проявление эгоизма.

Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с други­ми людьми избежать конфликтогенов, следует:

1) помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт;

2) проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши сло­ва, действия и поступки.

Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно раз­решить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта:

конфликтная ситуация + инцидент — конфликт,

где конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент — это стече­ние обстоятельств (искры), которые являются поводом для конф­ликта; конфликт — это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1. Соперничество

2. Сотрудничество

3. Компромисс

4. Избегание

5. Приспособление

Правила поведения в конфликтах

В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. Ознакомимся с некоторыми правилами:

1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен (переполнен отрицательными эмоциями), договориться с ним трудно, а зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взры­ва» рекомендуется вести себя спокойно и  уверенно.

2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами.

3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.

5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разре­шению возникшей проблемы и свои варианты решения.

6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо».

7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий.

8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.

9. Ничего не надо доказывать.

10. Замолчите первым.

11. Не характеризуйте состояние оппонента.

12. Независимо от результата разрешения противоречия старай­тесь не разрушать отношения.

Домашнее задание. Определите свою стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации

Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО–поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

РЕДКО – 1 балл.





ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:
1) Угрожаю или дерусь.
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3) Ищу компромиссы.
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5) Избегаю противника.
6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8) Иду на компромисс.
9) Сдаюсь.
10) Меняю тему…
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14) Предлагаю мир.
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
















Бланк ответа

  № вопроса баллы № вопроса баллы № вопроса баллы Сумма
А 1   6   11    
Б 2   7   12    
В 3   8   13    
Г 4   9   14    
Д 5   10   15    

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: