Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.
Конфликт и его структура
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению.
Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам.
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.. Выделяются следующие основные типы конфликтогенов:
1) стремление к превосходству;
2) проявление агрессии;
3) проявление эгоизма.
Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов, следует:
1) помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт;
2) проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.
Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта:
конфликтная ситуация + инцидент — конфликт,
где конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент — это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта; конфликт — это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.
Стратегия поведения в конфликтных ситуациях
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.
1. Соперничество
2. Сотрудничество
3. Компромисс
4. Избегание
5. Приспособление
Правила поведения в конфликтах
В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.
Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. Ознакомимся с некоторыми правилами:
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен (переполнен отрицательными эмоциями), договориться с ним трудно, а зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно и уверенно.
2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо».
7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий.
8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
9. Ничего не надо доказывать.
10. Замолчите первым.
11. Не характеризуйте состояние оппонента.
12. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.
Домашнее задание. Определите свою стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО–поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;
РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1) Угрожаю или дерусь.
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3) Ищу компромиссы.
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5) Избегаю противника.
6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8) Иду на компромисс.
9) Сдаюсь.
10) Меняю тему…
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14) Предлагаю мир.
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
Бланк ответа
№ вопроса | баллы | № вопроса | баллы | № вопроса | баллы | Сумма | |
А | 1 | 6 | 11 | ||||
Б | 2 | 7 | 12 | ||||
В | 3 | 8 | 13 | ||||
Г | 4 | 9 | 14 | ||||
Д | 5 | 10 | 15 |
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.