Урок 3. 1 Доверяй, но проверяй!
Цель:
- знакомство учащихся с проблемой достоверности информации в Интернете, критериями оценки достоверности информации и надежности сайтов.
Упражнение 1. От правды к вымыслу
Задача: знакомство с механизмами искажения информации в реальной жизни и в Интернете.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: Данное упражнение позволяет проследить на собственном опыте, как информация претерпевает изменение из-за многократного пересказа и представить, как это происходит в Интернете.
Ведущий, прежде чем начать упражнение, проводит небольшой опрос:
• Можно ли верить любой информации в Интернете?
• Меняется ли со временем информация после попадания в Интернет?
• Сталкивались ли участники с искаженной информацией в Сети, и были ли у них из-за этого какие-либо неприятности?
Далее ведущий объявляет, что сейчас школьники примут участие в небольшом эксперименте, чтобы понаблюдать, как субъективное мнение может влиять на информацию.
Ведущий выбирает пятерых добровольцев: четырех из них просит выйти за дверь, а одного - оставляет в классе. Остальные участники являются зрителями. Их задача — внимательно наблюдать и подмечать все изменения, которые будут происходить.
|
|
Ведущий зачитывает добровольцу, оставшемуся в классе, историю: «Марина ждала тебя и не дождалась. Очень огорчилась и просила передать, что она сейчас идет на стадион решать вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, которое получим уже в этом году. Должна вернуться к обеду, но если ее не будет к 15 часам, то игру нужно начинать без нее. А самое главное, объявите, что в расписании второй команды нужно сделать изменения, так как тренер заболел, а руководитель первой группы уходит на занятия».
Задача этого добровольца — очень внимательно слушать текст, стараясь запоминать все до мельчайших подробностей. Далее из-за двери вызывается один из участников — и тот, кто запоминал историю, пересказывает ее ему. Затем вызывается из-за двери следующий участник, он слушает пересказ того, кто зашел в класс перед ним. И так далее до тех пор, пока история не будет пересказана последнему участнику, а он, в свою очередь, рассказывает все, что запомнил, всему классу. Далее ведущий вновь зачитывает историю, и все участники перечисляют и обсуждают изменения, которые произошли в тексте после всех пересказов.
Обсуждение:
• Сильно ли изменился смысл истории в результате пересказа? Удалось ли его сохранить?
• В каких случаях подобное может случиться с информацией в Интернете?
• Чем похожи и чем отличаются механизмы искажения информации в реальной жизни и в Интернете?
|
|
•Как в Интернете можно проверить, объективная перед вами информация или же это чье-то субъективное мнение?
Упражнение 2. Как отличить фэйк в Интернете?
Задачи:
• знакомство с понятием «фэйк» в Интернете;
• демонстрация необходимости оценивать достоверность информации;
• выявление критериев оценки информации.
Необходимые материалы: проектор, видеоролики №3-4.
Процедура проведения: Данное упражнение-дискуссия позволяет выявить способы, на которые школьники ориентируются при оценке информации на предмет ее правдивости и достоверности. (В основном они оценивают информацию, ориентируясь на личные представления о мире). В процессе упражнения отчетливо видно, что эти представления различаются, и субъективная оценка не всегда помогает отделить правду ото лжи. Ведущий, опираясь на информацию, знакомит участников с понятием «фэйк» в Интернете. Он приводит в пример историю, которая обрела популярность благодаря Интернету и в которую поверило большое количество людей. После этого ведущий обсуждает с участниками, приходилось ли им когда-либо сталкиваться с фэйками в Интернете.
Информация для ведущего: Фэйк («фейк» от англ. «fake» — подделка) имеет множество значений. В широком смысле слова так называется любая подделка, выдаваемая за настоящую вещь. В журналистике появился новый жанр — фэйковые новости. Эти новости попадают на суд читателей с легкой руки редакторов, чтобы намеренно ввести читателей (а заодно и СМИ) в заблуждение, подать ту или иную серьезную новость в сатирическом ключе или просто пошутить.
Приведем пример подобного распространения информации:
«В Интернете настоящий бум вызвала новость о том, что на российской ферме «Сокобловский» (Sokoblovsky), находящейся вблизи Краснодара, разводят необычных животных — карманных жирафиков. На официальном сайте фермы написано: «Карманные жирафы очень милые и забавные создания, не требующие специального ухода и обращения. Без вашего внимания они просто увядают на глазах и даже могут умереть от тоски. Обнимайте и целуйте их каждый день — от Вас не убудет, а жирафику будет приятно! Размер: высота взрослого карманного жирафика 76 см, а детеныша — 15 см. Вес: здоровый взрослый жирафик весит не более 4,5 кг, но Вы вполне сможете откормить его и до 5,44 кг. Питание: дистиллированная вода и листья карликовых деревьев бонсай».
В доказательство приведенных «фактов» создатели сайта установили в одном стойле веб-камеру, благодаря которой якобы можно было в реальном времени наблюдать за одним из жирафиков. Миллионы пользователей по всему миру поверили в эту информацию».
Урок завершается просмотром шуточных видеороликов №3-4.
Обсуждение:
• В каких случаях определить фэйковые новости и степень достоверности информации было проще, а в каких труднее? Почему?
• Почему фейковые новости трудно отличить от настоящих новостей? В чем заключается трудность оценки?
• Помогли ли критерии, на которые вы опирались при оценке сайтов, определить степень достоверности информации?
• Какие еще признаки могут помочь определить достоверность информации?
Упражнение 3. Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете
Необходимые материалы: проектор, Памятка № 3.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: Участникам предлагается посмотреть видеоролик №5 - «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете».
Обсуждение
• Какие основные способы оценки информации вы узнали сегодня?
• Как можно обезопасить себя от недостоверной информации в Сети?
Подводя итоги:
Рекомендации
1. Относись критично к любой информации в Интернете.
2. Красиво сделанный дизайн сайта — еще не повод верить всему, что на нем написано.
|
|
3. Если ты что-то узнал в Сети, найди источник информации, узнай, кто ее автор.
4. Задумайся, какова позиция автора сайта, на котором ты нашел информацию. Спроси себя: что тебе хотят доказать и во что заставить поверить?
5. Задумайся, единственная ли это возможная точка зрения. Какие мнения или идеи отсутствуют на сайте?
6. Следуй правилу трех источников: прежде чем поверить в какой-либо факт, проверь еще как минимум два других источника информации.
7. Будь осторожен, используя факты, которые ты еще не проверил.
Использованная литература:
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1. Лекции — М.: Google, 2013. — С. 88-90
ДЛЯ ЗАМЕТОК