Как записывать литературный этюд

Литературный этюд записывается как сценарий – с помощью ремарок и диалога. В «немом» этюде диалог отсутствует. Поэтому главной формой записи становится развернутая ремарка.

Сценарий часто называют зримой прозой - ведь он рассчитан на воплощение на экране. Поэтому так важно стремиться в записи к точному описанию действий, деталей, проработки нюансов пластики персонажей, их мимики - к зрительной и пластической выразительности.

Существует несколько требований к сценарной записи при выполнении задания «немой этюд».

Первое требование: действие записывается в настоящем времени, на наших глазах.

Чтобы проза получилась «зримой», надо постоянно помнить, что изображение на экране существует в форме кадров и планов.

Второе требование: описание каждого нового плана начинается с новой строки.

Напомним, что кадр - это изображение, ограниченное рамками экрана.

Кадр как бы вырезает из изображаемой действительности нужный автору и интересный зрителю кусок.

План – это степень приближенности камеры к снимаемому предмету или человеку. Планы различаются по крупности — соответственно масштабу изображения человеческой фигуры:

- дальний — небольшая человеческая фигура в широко развернутой окружающей среде;

- общий — человек во весь рост;

- средний — персонаж показан по колени или по пояс;

- крупный — голова человека, возможно, включая грудь;

- сверхкрупный — часть лица и фигуры человека.

 

Этюд должен быть записан хорошим литературным языком, с эпитетами, сравнениями, метафорами, но только в том случае, если они усиливают кинематографическую сущность этюда или дают дополнительный материал для оператора, актера, режиссера.

Совет: не пишите о том, что невозможно показать на экране.

 

Основные ошибки

Написав первый вариант этюда, проверьте себя, не совершили ли вы следующих ошибок:

- ваша история не соответствует объему этюда;

- замысел неинтересный, мелкий по содержанию;

- немота ваших персонажей неорганична, выбранная ситуация невозможна без диалога;

- конфликт не разработан, в этюде нет драматического напряжения – скорей всего перед вами лирическая зарисовка;

- этюд строится на внешних эффектных действиях, не связанных идейным содержанием;

- излишняя детализация (действий, жестов, мимики, предметов);

- прямолинейность, тенденциозность истории, назидательность позиции автора;

- идея не нашла воплощения в драматургическом решении – идея сама по себе, а материал сам по себе.

 

Известные драматурги и педагоги сценарного мастерства не случайно сравнивали немой этюд с гаммами, которые надо играть виртуозно (И.Маневич) или сольфеджио (Е.Габрилович), без знания которого не может состояться музыкант. Работая над литературным этюдом и его вариантами, студенты постигают основные драматургические законы, по которым строятся сцены и эпизоды сценария, наконец, без знания которых невозможно создать полноценное кинопроизведение.

От простого – к сложному, от малого – к большому.

Успеха вам!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: