Литературный этюд записывается как сценарий – с помощью ремарок и диалога. В «немом» этюде диалог отсутствует. Поэтому главной формой записи становится развернутая ремарка.
Сценарий часто называют зримой прозой - ведь он рассчитан на воплощение на экране. Поэтому так важно стремиться в записи к точному описанию действий, деталей, проработки нюансов пластики персонажей, их мимики - к зрительной и пластической выразительности.
Существует несколько требований к сценарной записи при выполнении задания «немой этюд».
Первое требование: действие записывается в настоящем времени, на наших глазах.
Чтобы проза получилась «зримой», надо постоянно помнить, что изображение на экране существует в форме кадров и планов.
Второе требование: описание каждого нового плана начинается с новой строки.
Напомним, что кадр - это изображение, ограниченное рамками экрана.
Кадр как бы вырезает из изображаемой действительности нужный автору и интересный зрителю кусок.
План – это степень приближенности камеры к снимаемому предмету или человеку. Планы различаются по крупности — соответственно масштабу изображения человеческой фигуры:
|
|
- дальний — небольшая человеческая фигура в широко развернутой окружающей среде;
- общий — человек во весь рост;
- средний — персонаж показан по колени или по пояс;
- крупный — голова человека, возможно, включая грудь;
- сверхкрупный — часть лица и фигуры человека.
Этюд должен быть записан хорошим литературным языком, с эпитетами, сравнениями, метафорами, но только в том случае, если они усиливают кинематографическую сущность этюда или дают дополнительный материал для оператора, актера, режиссера.
Совет: не пишите о том, что невозможно показать на экране.
Основные ошибки
Написав первый вариант этюда, проверьте себя, не совершили ли вы следующих ошибок:
- ваша история не соответствует объему этюда;
- замысел неинтересный, мелкий по содержанию;
- немота ваших персонажей неорганична, выбранная ситуация невозможна без диалога;
- конфликт не разработан, в этюде нет драматического напряжения – скорей всего перед вами лирическая зарисовка;
- этюд строится на внешних эффектных действиях, не связанных идейным содержанием;
- излишняя детализация (действий, жестов, мимики, предметов);
- прямолинейность, тенденциозность истории, назидательность позиции автора;
- идея не нашла воплощения в драматургическом решении – идея сама по себе, а материал сам по себе.
Известные драматурги и педагоги сценарного мастерства не случайно сравнивали немой этюд с гаммами, которые надо играть виртуозно (И.Маневич) или сольфеджио (Е.Габрилович), без знания которого не может состояться музыкант. Работая над литературным этюдом и его вариантами, студенты постигают основные драматургические законы, по которым строятся сцены и эпизоды сценария, наконец, без знания которых невозможно создать полноценное кинопроизведение.
От простого – к сложному, от малого – к большому.
Успеха вам!