Период политических реформ

Общественная структура древней Японии базировалась на системе родовых групп, или «удзи», как их называли. С естественным ростом населения система «удзи» постепенно распадалась, вследствие чего общественный строй пережил ряд коренных изменений. Перемены в общественном строе неизбежно должны были повести к соответствующим изменениям и в политической организации страны. При таких обстоятельствах на арену национальной истории выступил принц Сёотоку — принц-регент Императрицы Суйко (592—628). Взяв бразды правления в свои руки, он японизировал буддизм и провел в жизнь ряд важнейших государственных реформ. Его политическая деятельность была направлена на государство, как основу всей жизни. Он настоятельно требовал оказывать благоговейное почитание богам. В своей конституции, состоящей из семнадцати пунктов, он дал наставление народу быть благоразумным и повиноваться указам Императора; он говорил, что в стране не может быть двух монархов, и народ не может верно служить двум государям. Далее, он указывал, что все верноподданные Императора должны жертвовать своими личными интересами во имя общественного и народного блага. Так он разъяснял народу, в чем должно заключаться его служение Тэнноо. Разъяснил он и основной принцип общественной жизни, подчеркивая значение мира, согласия и повиновения. В то же время он создавал и совершенствовал различные системы и значительно поднял в стране культуру и образование.

Под его руководством японская цивилизация быстро продвинулась вперед. Не отклоняясь от своего основного направления — благоговейного почитания богов — принц Сёотоку искренне покровительствовал буддизму, строил такие колоссальные буддийские храмы, как Ситэнноо-дзи (в Осака) и Хоорюу-дзи (около Нара), сооружал статуи буддийских божеств и предавался чтению буддийских сутр. Говорят, что к концу царствования Императрицы Суйко в стране имелось не менее сорока шести буддийских храмов с 1300 монахов и монахинь. Строители храмов: плотники, черепичные мастера, ваятели буддийских статуй и художники в большом числе прибывали из Чоосэн (Кореи); поэтому архитектура, скульптура, литье металлов, живопись, вышивка и прочие искусства и ремесла делали заметные успехи. Описываемая эпоха известна, как век Суйко или период Асука. Здания храма Хоорюу-дзи и находящиеся там буддийские изображения и статуи представляют собою художественные произведения периода Асука. Храм Хоорюу-дзи делится на два храма — восточный и западный. Западный храм состоит из семи сооружений: южных ворот, средних ворот, главного алтаря, пятиэтажной пагоды, зала для проповедей, колокольни и хранилища сутр. Восточный же храм имеет в своем центре Юмэдоно и состоит из многих зданий. Все эти здания, бесподобной красоты, на фоне горы Икома, представляют собой панораму, поистине вызывающую искреннее восхищение. В этих зданиях хранятся многие образцовые произведения скульптуры, живописи и прикладных искусств, и атмосфера их насыщена очарованием художественного творчества и полна неуловимой, неиссякаемой прелести высшей гармонии. Художественная архитектура этих построек и хранящиеся в них сокровища являются произведениями искусства не только Чоосэн, Северного и Южного Китая, но, в известной, хотя и меньшей степени, отражают художественные тенденции более далеких стран: Гайдары, Индии, Персии (Ирана) и даже Восточной Римской Империи.

Спустя двадцать с лишним лет после смерти принца Сёотоку, к власти пришел принц Нака-но-Ооэ, которому удалось провести политические реформы в более широком масштабе. Он начал свою деятельность с низвержения рода Сога, который в то время пользовался незаслуженным авторитетом. Таким образом, централизовав политическую власть, он закрепил ее за Императорским Домом. Тогда впервые в истории Японии было объявлено название эры, или «нэнгоо». Первый год Тайка (название первой эры) соответствовал 645 году христианской эры. С того времени вся земля и весь народ, как государственная территория и подданные (граждане), оказались в непосредственном ведении Императорского Двора. Все подданные мужского и женского пола, старше шести лет от роду, наделялись равными участками земли, которые они могли обрабатывать до своей смерти, после чего земля снова переходила к государству. Принц Нака-но-Ооэ, некогда восшедший на престол, после смерти был назван Императором Тэнчи (он царствовал с 661 г. по 671 г.). Будучи

Императором, он никогда не ослаблял своих усилий и успешно завершал все свои реформы. Он начал работу по составлению Свода Законов о труде, который ему не удалось довести до конца при жизни, но который был закончен в царствование 12-го Императора Момму Тэнноо (697—707). Ныне этот Свод Законов известен под названием Тайхоо Рицурёо, или Кодекс Тайхоо. Под «рёо» в термине «рицурёо» понимаются различные правила, определяющие государственную организацию, а «рицу» означает уголовный кодекс.

Согласно «рёо», т. е. правил, центральные органы власти обслуживались должностными лицами двух категорий — сингикан и дайдзёокан. К сингикан относились те официальные лица, обязанностью которых было служение Аматэрасу-Оомиками и прочим богам неба и земли. Следует отметить, как весьма типичное явление японского государственного порядка, то обстоятельство, что эти священнослужители по своему положению стояли выше представителей административной власти. Дайдзёокан был высшим исполнительным органом по политическим и административным делам. Он состоял из восьми департаментов: Накацукаса (центрального), Сикибу (церемониального), Дзибу (гражданского и дипломатического), Мимбу (внутренних дел и общественных работ), Хёобу (военного), Гёобу (уголовного), Оокура (финансового), Кунай (по делам Императорского Двора). Что касается правительственных органов на местах, то в каждой провинции был губернатор, а в каждом округе — свой начальник; Кюусюу же пользовался самоуправлениеми, система которого именовалась Дазаифу (генерал-губернаторство). Что касается народного образования, то оно давалось в Дайгаку, или в государственном университете, находившемся в столице, а также в Кокугаку, т. е. в провинциальных средних учебных заведениях. Военную силу составляли эфу (гвардия) в столице, гундан (армия) в провинциях, а в более важных стратегических пунктах западной Японии стояла пограничная стража — «сэки-мори». Солдаты вербовались рекрутским набором. В «рицу», т. е. уголовном кодексе, наказания подразделялись на пять степеней, именно: бичевание, битье палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.

ЭПОХА НАРА

В древней Японии каждый Император, как правило, переносил столицу на новое место, где и строил себе дворец. По мере того как народная жизнь развивалась и усложнялась, этот обычай становился все более и более неудобным, пока, наконец, в третий год эры Вадоо (710 г. после Р. Х.) Гэммёо Тэнноо, 43-ья Императрица (707—715), не установила постоянной резиденции Двора и правительства в провинции Ямато, назвав её Хэйдзёо-кёо. Эта столица называлась также Нара. Начиная с этого достопамятного года, на протяжении семи поколений, в течение более семидесяти лет, почти все Императоры жили в Нара, почему этот период обычно именуется эпохой Нара.

Характерным явлением для периода Нара было широкое распространение буддизма. Из всех Императоров этой эпохи, Сёому Тэнноо (724— 749), 45-ый Император, более чем кто-либо другой, был восторженным поклонником и защитником буддизма. Он дал указ о сооружении в каждой провинции Кокубун-дзи, т. е. провинциального храма; в Нара же он повелел построить колоссальное здание — храм Тоодай-дзи для отлитой по его желанию статуи Будды Вайрокана. Это и есть знаменитый Нара-Дайбуцу (Великий Будда). Император Сёому мотивировал столь открытую поддержку буддизма, главным образом, своей заботой о безопасности государства, о благосостоянии и спокойствии народа. Что же касается провинциальных храмов, то они, несомненно, содействовали культурному развитию провинций. Супруга Императора Сёому, Императрица Коо-мёо, такая же искренняя последовательница буддизма, как и он сам, организовала различные филантропические учреждения для оказания помощи сиротам и беднякам и руководила ими. В то время между Японией и Китаем (при династии Тан) поддерживались живейшие сношения. Между этими странами происходил постоянный обмен официальными миссиями, и буддийские священнослужители пересекали море в обоих направлениях. Многие буддийские секты, процветавшие одновременно, соперничали между собой на почве своих отличительных особенностей. Тем не менее, все они принадлежали к занесенному извне буддизму (чужеземному вероучению) — аристократическому или городскому. Определение «занесенный» указывает на то, что буддизм был перенесен в Японию из Чоосэн (Кореи) и Китая. «Аристократическим» же он называется потому, что он получил распространение благодаря покровительству Императорского Дома, и многие его последователи принадлежали к высшим слоям общества. Название «городской» было дано буддизму вследствие того, что все храмы были построены или в больших городах или близ них.

Соприкосновение с Китаем значительно подняло национальное самосознание японского народа в эпоху Нара. В царствование Императрицы Гэммёо появились на свет «Кодзики» (Летопись старинных дел) и «Фу-доки» (Описание топографии и культуры провинций), а при Императоре Гэнсёо (715—724) были составлены «Нихонсёки» (название часто сокращаемое в «Нихонги» — «История Японии», написанная в китайском стиле). «Кодзики» и «Нихонсёки» являются наиболее ценными источниками сведений и вдохновений для тех, кто желает понять высокое происхождение и родословную Императорского Дома и изучить основы государственного устройства Японии. «Фудоки» же были географическим описанием, проливающим свет на состояние страны в те отдаленные времена.

Японцы в этот период восприняли и усвоили китайскую цивилизацию с изумительной проницательностью. Они изучили китайскую литературу и с удивительной легкостью писали по-китайски и прозу, и стихи в соответствующем эпохе стиле. Наиболее известными знатоками классической литературы были Киби-но-Макиби и Абэ-но-Накамаро. В то же время многие японские поэты писали поэмы на своем родном языке. Эти поэмы назывались «вака», буквально «японские поэмы», в противоположность китайским поэмам. Одним из таких поэтов был Каки-номото-Хитомаро, расцвет поэзии которого относится к царствованию Императрицы Дзитоо (686—697) и Императора Момму (697—707). Эпоха Нара представлена такими выдающимися поэтами, как Ямабэ-но-Акахито, Яманоуэ-но-Окура, Оотомо-но-Якамочи и Оотомо-но-Саканоуэ-но-Ирацумэ. Их произведения можно найти в Маннёосюу, т. е. в «Собрании десяти тысяч страниц», которое является антологией, включающей 4 516 поэм разного размера, написанных в период от царствования Императора Нинтоку (310—399) до Императора Дзюннин (758—764). Общий тон этих поэм характеризуется простотой, икренностью и силой экспрессии; стиль их свободный и возвышенный; они выражают естественные, непритворные переживания и чувства или же искренние благочестивые мысли. Читающие эту антологию не могут не испытывать волнения того, кто прислушивается «к задушевному излиянию древнего японского народа, дающего свободу своим сокровеннейшим мыслям и чувствам, своим звучным голосом, разносящимся по небу и земле». «Маннёосюу», без сомнения, одна из величайших сокровищниц японской литературы. Особенно придает ей историческую и антикварную ценность то, что она была составлена 1200 лет тому назад.

Вместе с возрастающей популярностью и процветанием буддизма сильно шагнули вперед искусства и ремесла. Многие великолепные образцы церковной архитектуры, буддийской скульптуры, литья металлов, живописи, вышивки, лакированных изделий, процветавших в те времена, до сих пор находятся в полной сохранности. В истории искусства Японии эта эпоха называется веком Тэмнёо. В пределах храма Тоодай-дзи в Нара имеется здание, известное под названием Сёосооин, в котором хранится около 3000 предметов, исключительных по своим достоинствам. Среди них имеются реликвии Императора Сёому и различные произведения искусства века Тэмнёо: буддийская утварь, оружие, музыкальные инструменты, зеркала и т. п. Ни в какой другой сокровищнице нет такой второй коллекции предметов старинного японского искусства. Тот факт, что Сёосооин запечатан по Императорскому указу, объясняет, почему все его сокровища так прекрасно сохранились на протяжении 1200 лет.

ЭПОХА ХЭЙАН

В эпоху Нара значение буддизма стало так велико, и отношения между государственной и религиозной жизнью страны настолько осложнились, что к концу эпохи начали обнаруживаться признаки внутреннего разложения. Чтобы очистить государственную и религиозную деятельность от язв, которые их разрушали, и вдохнуть свежие силы в национальную жизнь, Камму Тэнноо, 50-ый Император (789—806), избрал для своей новой столицы место, ныне называемое городом Киото, и дал ему наименование Хэйан-кёо. Это произошло в тринадцатом году Энряку (794). Термин же «эпоха Хэйан» относится к фактам, происходившим приблизительно на 400 лет позже достопамятного события.

Первый или ранний период эпохи Хэйан характеризуется усиленным значением Императорского Дома. Внутри страны народ ликовал по поводу покорения и усмирения эзо (предки нынешних айну), владевших до этого времени северными провинциями. За границей же японский национальный престиж возрос вследствие того, что государство Боккай (занимавшее часть обширной территории, ныне называемой Маньчжуго) обратилось в данника Японии. Государственные реформы были завершены и буддизм дал таких прославленных священнослужителей, как Сай-чоо (его посмертное имя Дэнгёо Дайси) и Куукай (его посмертное имя Кообоо Дайси). Сайчоо основал в Японии секту «Тэн дай», а Куукай — секту «Сингон».

При этом следует особо отметить, что оба эти служителя культа не ограничились простым перенесением в Японию своих сект из Китая (при династии Тан), но и японизировали их. Они старались обратить буддизм в государственную, национальную религию, полагая в основу своих усилий обеспечение неприкосновенности и процветания народа. Требуя почитания Будды и упования на него, они в то же время побуждали к поклонению национальным божествам. Правда, идея об объединении и слиянии синтоо и буддизма появилась еще до Сайчоо и Куукай, но в эпоху Хэйан постепенно приобрела силу та мысль, что синтоистские и буддийские боги, по существу, одни и те же. Таким образом, японская национальная склонность к почитанию богов согласовалась еще глубже, чем прежде, с буддизмом, споспешествуя развитию цивилизации. Как и в эпоху Нара, китайская литература оставалась доступной народу и ревностно изучалась, так что прославились многие знаменитые ученые, сведущие в китайских классиках. Китайская литература преподавалась не только в правительственных учебных заведениях — Дайгаку (столичный университет) и в Кокугаку (провинциальные колледжи), — но и в многочисленных частных школах, учреждениях для сыновей аристократических семей.

За этой славной для Императорского Дома эпохой последовал период власти Фудзивара. В царствование Монтоку Тэнноо, 55-го Императора (850—858), Фудзивара-но-Иосифуса, потомок Фудзивара-но-Каматари, был дайдзёо-дайдзин т. е. премьер-министром. При следующем Императоре, Сэйва Тэнноо (858—876), он достиг высокого поста регента Короны. При Императоре Уда (887—897) Мотоцунэ, приемный сын Иосифуса, стал «камнаку» (высшим советником Императора). Все эти высокие должности сделали род Фудзивара чрезвычайно могущественным, столь могущественным, что Император Уда попытался даже ослабить его власть, предоставив высший государственный пост Сугавара-но-Мичизанэ. Однако, в царствование Императора Дайго (897—930) Фудзивара-но-Токи-хира возвел на Мичизанэ ложные обвинения, в результате чего Мичиза-нэ был смещен на низший пост в Кюусюу. С этого времени влияние рода Фудзивара с каждым годом все усиливалось, пока в лице Мичинага, стоявшего во главе клана, его могущество не достигло своего зенита.

Между тем, сама Императорская Фамилия выдвинула из своей среды многих мудрых Императоров и разумных Императриц. Так, мудрость и прозорливость Императора Камму, основателя столицы Хэйан-кёо, или Киото, доказаны более чем достаточно его незабываемыми деяниями. Императтор Сага (809—823) был талантливым писателем-прозаиком и поэтом, а также искусным каллиграфом. Супруга же его, известная Императрица Данрин, была преданной буддисткой. Жизнь ее полна подвигов милосердия и благотворительности. Столь же преданной буддизму была супруга Императора Дзюнна (823—833); она также отдавала много времени и сил филантропической работе. Император Дайго был настолько проникнут состраданием к людям, что часто в холодные зимние ночи лишал себя одежды в знак полного сочувствия беднякам. Его царствование дало многих великих ученых, знатоков японской и китайской литературы, и было исключительно богато произведениями художественной литературы. Этот замечательный век вообще известен как «Энги», или «Век просвещения». Царствование Императора Мураками (946—967), также стремившегося создать хорошее управление, известно под названием «эпохи Тэнряку».

Начало расцвета японской национальной литературы относится к эпохе Энги-Тэнряку, когда среди избранных слоев общества проявился большой интерес к японским произведениям. По указу Императора Дайго, Ки-но-Цураюки и другие поэты отобрали значительное число старых и новых поэм и составили из них сборник «Кокинвакасюу» (Собрание старых и новых японских поэм). Этот сборник считается самой выдающейся антологией японских стихов после «Маннёосюу».

Приблизительно в царствование Императора Ичидзео (986—1011) при Императорском Дворе собралось блестящее созвездие талантливых красавиц, включавшее многих писательниц, среди которых были Сэйсёона-гон, написавшая свою серию рассказов под названием «Макура-но-Со-оси», и Мурасаки Сикибу, автор романа «Гэндзи-Моногатари». Искусство и ремесла того периода отличались большой изысканностью и были типично японскими. Вследствие сооружения большого числа буддийских храмов, архитектура, скульптура и живопись сильно подвинулись вперед. Хоо-оо-доо, или «Зал Феникса» — одно из великолепнейших зданий; оно составляет часть храма Бёодооин, построенного Фудзивара-но-Иоримичи в Удзи (близ Киото). В храме находится статуя Будды Амита-ба — творение рук скульптора Дзёочоо; стенная же живопись, украшающая внутренность зала, была исполнена Такума Тамэнари. Статуя Будды и стенные фрески — произведения, полные аристократического изящества и изысканной утонченности.

Жизнь высших классов общества в те дни была веселой и роскошной. Знать владела обширными земельными угодьями и занимала высокие должности при дворе и на государственной службе. Представители ее вели широкий образ жизни и жили в роскоши и полном довольствии; по утрам они выезжали в великолепных экипажах полюбоваться прелестными цветами, а по вечерам восхищались лунным светом, катаясь в красивых лодках по реке. Они увлекались поэзией, оркестровой музыкой, пением и танцами, литературными и художественными турнирами, а также играми «кэмари» (отбрасывание мяча ногами, но не футбол) и «го» (игра на «гобане» черными и белыми камешками). Они жили во дворцах и пользовались всеми преимуществами и удовольствиями, которые могли доставить им их знатное происхождение и богатство.

Резкой противоположностью веселой столичной жизни была жизнь провинции, управление которой постепенно приходило в упадок. Появились частные землевладения, называемые «сёоэн», число которых неизменно возрастало. Провинциальные чиновники были падки до денежных взяток и, стремясь к улучшению личных благ, взимали непомерные налоги с населения, вынуждая его, таким образом, оставлять родные места и вести жизнь бездомных бродяг. Разбойники появились всюду, а местные всемогущие вожди держали войска исключительно для охраны себя и своих владений. С течением времени эти провинциальные начальники вместе со своей кликой примкнули к тем Тайра, Минамото и Фудзива-ра, которые были высланы из столицы в провинцию. Это, в свою очередь, привело к тому, что названные семьи, как наследственный военный класс «букэ», заняли высшее общественное положение в стране. Непрестанное возвышение военного класса было в последующие годы причиной частых беспорядков в провинциях. Подобное положение, естественно, создавало многие общественные затруднения, предвещавшие, как оказалось, годы длительной междоусобицы.

Император Госандзёо (1068—1072) пришел к убеждению, что все общественное зло и государственные неурядицы, в конечном итоге, были следствием захвата государственной и административной власти регентами и советниками Трона из рода Фудзивара. Поэтому, пытаясь ослабить их власть и значение, он взял бразды правления в свои руки и стал лично управлять страной. С этой же целью он урегулировал «сёоэн» (систему частного землевладения), создал свой штат придворных государственных чиновников, для которых был примером умеренности и бережливости; он провел в жизнь и другие, не менее важные реформы. Его преемник, Император Сиракава (1072—1086), следуя его примеру, также старался ослабить систему регентства и института советников и сохранить за собой решающий голос в делах государственного управления, даже после своего отречения от трона. Он создал форму правления, получившую название «инсэй», т. е. «правление отрекшегося Императора». В «инсэй» было много нежелательных сторон, и это, в конце концов, породило те междоусобные войны, которые происходили в периоды Хоогэн и Хэйдзи. Во время этих войн молодой отпрыск военной касты Тайра-но-Киёмори прославился похвальными подвигами доблести. Он неоднократно выдвигался при Дворе и на государственной службе, и достиг поста дайдзёо-дайдзин, т. е. премьер-министра. Все члены рода Тайра занимали высокие или видные государственные должности, в то время как другие аристократические фамилии оставались в тени. Этот период, никем не оспаривавшегося возвышения рода Тайра, продолжался около 20 лет. Все Тайра отличались таким тщеславием и жили в такой роскоши, что возбудили к себе зависть и ненависть со стороны всей нации, от высших до низших слоев ее, и, наконец, были свергнуты Минамото-но-Иоритомо.

ЭПОХА КАМАКУРА

Минамото-но-Иоритомо обосновался в Камакура и с помощью военных вождей положил начало правлению, которое продолжалось почти 700 лет. Его младший брат Иосицунэ проявил замечательный военный талант и совершил непревзойденные подвиги в войне, которая привела к падению рода Тайра. Впрочем, некоторые из действий Иосицунэ были признаны самочинными и совершенными против воли и приказаний Иоритомо. Именно этими действиями он и вызвал против себя сильный гнев своего старшего брата, а поэтому вынужден был бежать и скрываться. В те дни было много скрывавшихся приверженцев клана Тайра, и Иоритомо, под предлогом преследования и поимки Иосицунэ и его сторонников, получил от Императорского Двора в первый год Бундзи (1185) разрешение учредить повсеместно в стране должности «сюго» (охранников) и «дзитоо» (начальников районов); на должности «дзитоо» он назначал членов своей семьи. «Сюго», или охранники, занимались, главным образом, военными делами или выполняли полицейские обязанности, а «дзитоо», или начальники районов, заведывали землями и сбором поземельного налога, уплачиваемого рисом. С этого времени вся политическая власть фактически перешла в руки Иоритомо. В пятом году Бундзи (1189) Иосицунэ покончил жизнь самоубийством, вследствие чего в стране воцарилось полное успокоение.

Тремя годами позже, т. е. в третьем году Кэнкюу (1192), Иоритомо был назначен сэйитайсёогуном, или генералиссимусом, которому вменялось в обязанность покорение восточных варваров. Как раз в это время он и основал Бакуфу (дословно «лагерное управление»), или управление сёогуна в Камакура. Преемниками Иоритомо на посту генералиссимуса были его сыновья Иорииэ и Санэтомо. Но Санэтомо был убит своим племянником Кугёо, и власть Минамото, представителей военного сословия, внезапно окончилась. Влияние клана Минамото продолжалось 28 лет; в течение этого периода три представителя из рода Минамото, один за другим, наследовали высшую военную власть в стране.

После низвержения клана Минамото (или Гэндзи, как их для краткости называли) должностные лица в Камакура пригласили на пост сёогуна Фудзивара-но-Иорицунэ из Киото, но фактическое управление страной находилось в руках Хоодзёо Иоситоки. Однако, господство военного класса было несовместимо с национальной политикой Японии. Экс-Император Готоба, в продолжение долгого времени лелеявший мысль восстановить политическое значение Императорского Дома, послал карательную экспедицию против Иоситоки. Исход этой борьбы с силами Камакура оказался плачевным для Императорской стороны и, наоборот, только укрепил власть и положение Иоситоки. После его смерти сын его Ясутоки управлял государством как сиккэн, или регент. При нем был составлен сборник правил «Дзёоэй-сикимоку», ставший основой для всех законоположений и руководством для военного класса в области государственного управления. Токиёри, внук Ясутоки, человек очень скромный, также приложил много усилий для урегулирования порядка в стране.

Военные семьи составили новый класс, или слой общества. В связи с этим культура эпохи Камакура, в отличие от аристократической культуры периода Хэйан, была простой, непосредственной и грубой. Начнем хотя бы с буддизма. Мы видели, что в предшествовавшие периоды большинство буддийских сект были школами этого заимствованного религиозного учения. В эпоху же Камакура, впервые в истории буддизма, было отмечено появление чисто японских буддийских сект: «дзёодо-сюу», основанной Гэнкуу (Хоонэн), и «дзёодо-синсюу», основателем которой был Синран, и «хоккэ-сюу»; основателем последней был Ничирэн. Учение этих сект легко воспринималось и осуществлялось, и все три были широко известны и имели везде своих последователей. Однако, нельзя забывать и заимствованный из Китая, при династии Сун, «зэн-буддизм». «Ринзай-сюу», учение одной из сект «зэн», было привезено в Японию священником Эйсай, а учение «соотоо-сюу», другой значительной секты «зэн-буддизма», привез Доогэн. «Зэн-буддизм» (название, происшедшее от санскритского слова «дхяна») внушает своим последователям стремление к духовному прозрению (сатори) путем самодисциплины и самосовершенствования. Это учение сильно содействовало нравственной и духовной культуре воинов.

Что касается области литературы, то поэзия на родном языке была столь же популярна, как и прежде. Император Готоба (1185—1198), Фуд-зивара-но-Сюнзэй, Фудзивара-но-Тэйка, священник Сайгёо и Минамото-но-Санэтомо (третий сёогун в Камакура) были наиболее прославленными поэтами своего времени. Тогда же появилась новая форма литературы, исключительно в мужском духе: военный рассказ, повествующий о превратностях судьбы военных вождей в пору междоусобных войн. Так, «Хо-огэн-Моногатари», «Хэйдзи-Моногатари», «Гэннэй-Сэйсуйки» и «Хэй-кэ-Моногатари» — исторические повествования о междоусобных столкновениях в эпоху Хоогэн и Хэйдзи, описывающие соперничество и борьбу Минамото и Тайра, возвышение, процветание и падение рода Тайра. Изящные и прикладные искусства были освобождены от традиционных форм и получили возможность быстрого и свободного развития. Наибольший прогресс был заметен в скульптуре, и такие ваятели, как Ункэй, Танкэй и Кайкэй создали подлинные шедевры, исполненны художественной силы и выразительности. В искусстве производства оружия и военного снаряжения огромные успехи были достигнуты мастерами, изготовлявшими шлемы и латы (каччуу) и прекрасные непроницаемые брони. Такие знаменитые мастера мечей и сабель, как Оказаки Масамунэ, появились только в эпоху Камакура.

Воины этой эпохи отличались грубоватой простотой, мужестом, доблестью, преданностью, сыновней почтительностью, верностью и постоянством. Они чутко реагировали на позорящие репутацию действия, развивали в себе рыцарскую доблесть и дорожили своим добрым именем больше жизни. Они придерживались строгих и практических взглядов на жизнь, жили в скромных домах, развлекались играми, расчитанны-ми на развитие смелости, военной ловкости, упражнялись в искусстве атаки и оброны, тренировали себя в физической выносливости и моральной стойкости. Таким образом, твердость национального духа японского народа была взрощена и укреплена в колыбели «бусидоо» (путь воина). В то время, когда воинский дух военного сословия достиг наивысшего расцвета, правители Китая из династии Юань отправили экспедицию в Японию, находившуюся тогда под регентством Хоодзёо Токимунэ. Династия Юань была монгольского происхождения. Монгольская Империя была основана Чингис-Ханом (1162—1227), который, покорив многие азиатские страны, распространил на них свой неоспоримый суверенитет. Его внук Кублай-Хан (1216—1294), основатель династии Юань в Китае, пожелал распространить свой сюзеренитет на Японские острова и предъявил о том требование Японии, где царствовал тогда Император Камэяма (1259—1274). Регент Токимунэ решительно отказался обсуждать это требование или отвечать на него; все же последующие монгольские миссии по его приказу изгонялись из страны. На 11-ом году Бунъэй (1274), т. е. в царствование Императора Гоуда (1274—1287), правительство Юань отправило военную экспедицию, включавшую и корейские (Коораи) части, в порт Хаката (Фукуока), на Кюусюу. Японские войска сражались храбро и прогнали врага. Вскоре после этого Токимунэ проявил непоко-лебмую решимость всей нации: он обезглавил участников вновь прибывшей монгольской миссии и разработал план похода против врага с континента. Поэтому, когда в четвертом году Кооан (1281) монгольские полчища, численностью в 100000 человек, стали угрожать берегам Чику-зэн и Хизэн, он принял на себя командование японскими войсками, которые, воодушевленные этим, уничтожили нападавших. Разразившаяся же в это время сильнейшая буря потопила весь монгольский флот. Весь народ, радуясь победе, благодарил богов за их покровительство и назвал бурю «камикадзе» (ветер, посланный богами).

Нападение монголов было самым большим испытанием, которое пришлось пережить японской нации. Экс-Император Камэяма молился богам, прося их быть милостивыми к нему и дать ему возможность пожертвовать своей жизнью во имя спасения страны от надвигавшегося бедствия. В то же время Хоодзёо Токимунэ, все его офицеры и солдаты единодушно, как один человек, выступили на защиту Империи против превосходящих сил врага. Так, общими усилиями, было сохранено достоинство Японии, и престиж ее возрос. Однако, кампания Кооан (названнал по эпохе, во время которой она произошла) привела финансы Баку-фу, или сёогуната, в состояние крайнего расстройства, в результате чего род Хоодзёо утратил и силу, и влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: