Тема 2. Этнокультурное образование в дошкольных учреждениях

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1 Факультет Декоративно-прикладного творчества Хореографический Культурологический
2 Направление подготовки НХК
3 Наименование дисциплины Теория и методика этнокультурного образования
4 Курс(ы) обучения III курс
  ФИО преподавателя Бушуева Татьяна Николаевна
  Способ обратной связи с педагогом bushueva.tn@mail.ru
5 Дополнительные материалы (файлы, ссылки на ресурсы и т.п.) Интернет-источники: 1. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Междунар. научно-практ. конф. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 590 с. 2. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 440 с. 3. Этнокультурное образование в школах Удмуртии: социологический очерк: монография. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. — 212 с. 4. Поликультурное и этнокультурное образование в Томской области: опыт, практики преподавания, перспективы развития // Материалы III межрег. Науч.-практ. конф. – Томск: ОГБУ «Региональный центр развития образования», 2012 – 188 с. 5. Наследники традиций: опыт этнокультурного образования: сборник статей.– Вологда: ВИРО, 2017. – 128 с.
6 Срок предоставления выполненного задания До аттестации

Инструкция для студентов по выполнению заданий

Подготовка к практическим занятиям

По расписанию практических занятий необходимо выполнить задание, представленное ниже.   В случае затруднения при выполнении задания Вы можете обратиться к преподавателю за консультацией, используя тот способ связи, который указан в таблице.

Задание №1 

1. Выберите наиболее соответствующий Вашим интересам вопрос из темы «Роль и место этнохудожественного образования в современном мировом культурно-образовательном пространстве». 

2. Подберите и изучите соответствующий этому вопросу материал из сборников, прилагаемых к курсу, либо других, доступных Вам источников.

3. Подготовьте доклад в формате Word по изученному вопросу.

4. В заключении доклада дайте свою интерпретацию  положениям по рассматриваемому Вами вопросу.

Тема 1. Роль и место этнохудожественного образования в современном мировом культурно-образовательном пространстве.

  Основные международные нормативные акты ЮНЕСКО и других организаций по проблемам сохранения и развития культурного наследия народов мира с использованием современных образовательных структур и информационных технологий. «Рекомендация о сохранении фольклора» (ЮНЕСКО, 1989 г.) Программа ЮНЕСКО «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества» (2000 г.). Конвенция о сохранении нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО, 2003 г.). Повышение внимания к образованию как фактору сохранения и развития традиций художественной народной культуры в современном российском обществе. Закон Российской Федерации «Об образовании» как основа развития образования в области художественной культуры русского и других народов России.

Актуальные задачи этнохудожественного образования, вытекающие из Указа Президента РФ «О патриотическом воспитании» и других основополагающих документов. Правовые основы этнохудожественного образования, отраженные в Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992). Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2003 годы». Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе» (2001). Задачи развития этнохудожественного образования в «Концепции художественного образования в РФ», утвержденной Министерством культуры РФ и Министерством образования РФ в 2002 г. Развитие этнохудожественного образования в России как один из факторов сохранения отечественного культурно-исторического и национальнокультурного наследия, а также преодоления острых современных проблем в духовно-нравственной жизни нашего общества. Вклад различных типов образовательных учреждений в развитие этнохудожественного образования.

Общая характеристика преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние специальные и высшие учебные заведения – послевузовское образование».

Современные концепции образования на основе национально-культурных традиций И.Ф. Гончарова, Т.И. Гончаровой, Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, Т.И. Баклановой и др. Концепция поликультурного образования ученых Пятигорского лингвистического университета. Опыт этнохудожественного образования в Москве и Санкт-Петербурге, в различных регионах и республиках России (например, в Белгородском, Вологодском, Краснодарском, Нижегородском, Новосибирском, Тамбовском, Тверском и др. регионах; в республиках Алтай, Башкирия, Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан и др.).

 

Задание №2

 

1. Выберите наиболее соответствующий Вашим интересам вопрос из темы «Этнокультурное образование в дошкольных образовательных организациях».

2. Подберите и изучите соответствующий этому вопросу материал из сборников, прилагаемых к курсу, либо других, доступных Вам источников.

3. Подготовьте доклад  по теме.

4. В заключении доклада дайте свою интерпретацию  положениям по рассматриваемому Вами вопросу.

 

Тема 2. Этнокультурное образование в дошкольных учреждениях

Психологические особенности художественного восприятия и художественно-творческой де ятельности дошкольников. Отечественные и зарубежные программы и методики художественного образования дошкольников на основе национально-культурных традиций.

Роль и место этнохудожественной культуры в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений. Возможности этнохудожественного образования детей на занятиях по музыке, изобразительному искусству, развитию речи, развивающим играм и др. (на материале работ Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сольниковой, Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой и др.). Особенности преподавания народной художественной культуры дошкольникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений (на материалах, например, комплексов интегрированных программ для дошкольников «Сказочная страна» и «Кто на свете всех милее?», разработанных под научным руководством Т.И. Баклановой педагогами экспериментальных площадок Московского комитета образования). Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания дошкольников в разновозрастных группах. Игровые основы этнохудожественного образования дошкольников. Роль народных игрушек и игр в формировании личности детей дошкольного возраста.

Педагогический потенциал системы этнохудожественного воспитания и развития личности на основе русских народных сказок. Современные методы сказкотерапии, их использование в работе с детьми дошкольного возраста. Роль русских народных сказок, пословиц, поговорок и пестушек в развитии речи и художественно-образного мышления дошкольников, в формировании их представлений о времени, пространстве, движении, энергии и др.

Музыкальное воспитание на основе русских народных песен и произведений для детей русских композиторов-классиков. Методы музыкотерапии в работе с дошкольниками. Дыхательная терапия с использованием русских народных духовых музыкальных инструментов и свистулек.

Роль русского декоративно-прикладного творчества и произведений русских художников на занятиях изобразительным искусством.

Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в системе этнохудожественного образования дошкольников. Использование образов и произведений народного художественного творчества в духовно-нравственном, экологическом и физическом воспитании дошкольников.

Роль наставников и семьи в приобщении дошкольников к русскому народному творчеству, к традиционным ценностям и идеалам русской культуры. Роль практического психолога в диагностике эффективности этнохудожественного образования дошкольников.

Методика разработки этнохудожественной образовательной программы для дошкольников. Методика подготовки и проведения занятий по этнохудожественной дисциплине в дошкольном учреждении (на основе типовой или авторской программы).

 

Задание №3 

1. Выберите наиболее соответствующий Вашим интересам вопрос из темы 7 «Дополнительное  этнокультурное образование».  

2. Подберите и изучите соответствующий этому вопросу материал из прилагаемых к курсу источников, либо других доступных Вам источников.

3. Подготовьте доклад в формате Word по изученному вопросу.

4. В заключении доклада дайте свою интерпретацию  положениям по рассматриваемому Вами вопросу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: