Вопросы для размышления

1. Можно ли сказать, что конфликт всегда негативен? Может ли конфликт способствовать улучшению взаимоотношений?

2. Почему конфликты неизбежное явление? Какие типы конфликтов вы знаете? Каковы основные стратегии конфликтного поведения?

3. Что вы знаете о социальных ролях? Как они влияют на поведение людей? Охарактеризуйте понятие ролевого конфликта.

4. Чем завершение конфликта отличается от его разрешения? По каким признакам можно определить, что конфликт разрешен?

5. «Ваше поведение в конфликте – главный показатель вашего человеческого достоинства». Прокомментируйте данное утверждение.

6. Какие причины могут инициировать конфликтное поведение преподавателя и студента?

7. «Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе» (Пьер Буаст). Ответить добром на зло, простить непростительное – трудно. Мы с удовольствием читаем подобные истории, но когда это же требуется от нас, наши гнев, боль, страх, ненависть, жажда мести не дают нам сделать шаг к прощению. Мы продолжаем жить с болью в душе, приспосабливаемся к ней, но не прощаем. Почему так происходит?

Задание 1. Творческая работа «Анализ конфликтной ситуации».

План работы.

1. Определить конфликтогены.

2. Определить, в чем суть конфликта.

3. Кто является участником конфликтной ситуации?

4. Каковы эмоциональные взаимоотношения сторон?

5. Описать возможные способы решения конфликтной ситуации?

6. Доказать оптимальный способ решения конфликтной ситуации.

Задание 2. Проанализируйте конфликтные ситуации.

Группа делится на несколько микрогрупп, которые обсуждают свою позицию, вырабатывают аргументы в защиту своей точки зрения.

1. Представим себе клинику, которая специализируется по пересадке донорского сердца. Неожиданно поступает донорский материал, необходимо срочно принять решение, кому должно быть пересажено сердце. На очереди находятся пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа его весьма перспективна; молодая беременная девушка; молодая симпатичная женщина, пользующаяся исключительной любовью со стороны сотрудников; врач той же больницы; мать двоих детей, недавно похоронившая мужа, погибшего в автокатастрофе. Мнения врачей разделились: ситуация у всех критическая, кому отдать предпочтение?

2. В комнате общежития многолюдно. К Виктору пришли друзья, они болтают, девушки на кухне готовят ужин. Дмитрий, сосед Виктора, сидит за столом и пишет реферат, который завтра нужно непременно сдать. Дмитрий ненадолго выходит. Когда он возвращается, то видит, что на реферате стоит сковорода с картошкой. Каков выход из создавшейся ситуации?

3. Лену как добросовестную, успевающую студентку назначили старостой группой. Она контактная, доброжелательная и дорожит хорошим отношением к ней студентов. Вместе с тем некоторые ребята из группы часто обращаются к ней с просьбами не ставить пропуск за отсутствие на лекциях. Как ей быть?

Задание 3. Деловая игра «Супружеский конфликт».

Цель игры: познакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа.

Участники игры.

1. Муж – работник бюджетной сферы, вынужденный постоянно искать дополнительный заработок, так как основной зарплаты на со­держание семьи не хватает.

2. Жена – также работница бюджетной сферы, вынужденная постоянно отпрашиваться с работы, так как в основном ей одной прихо­дится вести все домашнее хозяйство: стирать, готовить, ходить за по­купками, отводить и приводить двоих детей в детский сад и т. д.

Игровая ситуация. Муж приходит позднее обычного домой. Се­годня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и обижена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску.

Порядок проведения игры.

1. Распределить студентов по парам с соответствующими ролями: «муж» – «жена» (желательно, чтобы в каждую пару входили девушка и юноша).

2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предшествовавшие конфликту.

3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои варианты решения конфликтной ситуации.

4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаи­моприемлемое решение конфликта и подробно его описывают.

5. Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причины его возникновения и другие возможные варианты ре­шения данного конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: