Материалы подготовлены руководителем педагогической практики исторического факультета БГУ А. В. Кузнецовой
Образцы отчетной документации
Титульный лист
2. Индивидуальный план работы - Приложение 1
3. Дневник - Приложение 2,3,4 - (только для студентов 4 курса)
4. План-конспект комбинированного зачетного урока -Приложение 5,6
5. Отчет о педагогической практике -Приложение 7,8
6. Характеристика -Приложение – 9
7. Протокол-анализ (самоанализ) зачетного урока (только для студентов 5 курса) – Приложение 10,11
Титульный лист
Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Отчетная документация
по педагогической практике студентки 4 курса
специальности история
Крупской Веры Павловны
в СШ № 4 г. Минска с 27 февраля по 24 марта 2012 г.
Директор СШ Игнатов Игорь Сергеевич
Учитель истории Коненкова Ирина Ивановна
Классный руководитель Боровикова Дина Алексеевна
|
|
Групповой руководитель Серова Анна Петровна
Печать СШ
Минск 2012
Приложение 1
Примерный план
2. Индивидуальный план работы студента-практиканта
Иванова С.П. на период педагогической практики в СШ №170 г. Минска
Дата | Школоведение | Учебная работа | Воспитательная работа |
15.09-20.09 | Общее собрание по педпрактике на истфаке. Посещение СШ №170. Знакомство со школой, учителями и классным руководителем. Изучение Устава школы. Знакомство с классами. | Посещение и анализ уроков учителей-предметников. Определение вместе с методистом и учителем истории 8 «А» класса расписания уроков истории. Подбор методической литературы. | Знакомство с учениками, изучение характера отношений между учениками и учителями. |
22.09-27.09 | Посещение заседания Педагогического совета. Начало самостоятельного ведения занятий | Подбор в библиотеке необходимых учебников и пособий, подбор и изучение наглядных материалов – карт, таблиц и т.д. Разработка конспектов зачётных уроков в 8 и 10 классах на темы: 1. 2. | Знакомство с классами, в которых будут проводиться уроки, с классом, где я буду классным руководителем. Беседа с активом класса, отдельными учащимися. |
29.09-04.10 | Посещение занятий учителя истории, практикантов. Самостоятельное проведение занятий. | Проведение первых уроков в 10 и 8 классах. Проверка контрольных работ учащихся 10-А класса. | Помощь учителю в подготовке классного часа. Проведение политинформации в 10-м классе на тему: |
06.10-11.10 | Посещение уроков и ведение самостоятельных занятий. | Проведение уроков в 10 и 8 классах. Подготовка раздаточного материала к теме «…» | Присутствие на классном часе. Проверка дневников учащихся. |
13.10-18.10 | Помощь учителю в разборе учебного материала. Участие в работе Методического совета. | Проведение уроков в 10 и 8 классах. Проверка тестовых заданий учащихся 8-А класса. | Присутствие на классном часе. Проведение экскурсии в Художественный музей. |
20.10-25.10 | Окончание первого периода практики. | Проведение последних уроков в 1 четверти в 8 и 10 классах на темы: 1. 2. | Помощь учителю в проведении занятий. Принять участие в оформлении отчетной документации по итогам работы класса за 1 четверть |
10.11-15.11 | Начало второго этапа педагогической практики. | Проведение зачетных уроков в 10 и 8 классах на темы: | Присутствие на классном часе. Посещение семьи ученика Петрова. |
17.11-22.11 | Проведение занятий. Подготовка материалов для проведения 2-х заданий по психологии. | Проведение зачетных уроков в 10 и 8 классах на темы: Помощь в подготовке к олимпиаде. | Обсуждение результатов олимпиады. Проведение консультаций школьникам по профориентации. |
24.11-29.11 | Участие в подготовке олимпиады. Написание отчёта по психологии и характеристики классного коллектива. | Проведение уроков в 10 и 8 классах на темы: | Проведение психологических тестов |
01.12-06.12 | Окончание практики. | Проведение зачетных уроков в 8-А классе на темы: Прощание с учениками. | Подготовка и проведение заключительной беседы с учениками на тему: «…». |
|
|
* Примечание: Содержание работы по каждому разделу определяется студентом-практикантом в соответствии с программой и задачами практики по учебной и воспитательной работе. В данном случае приводятся отдельные примеры в целях оказания помощи в составлении индивидуального плана работы.
Приложение 2
Примерная форма дневника
Дневник
педагогической практики студентки 5 курса исторического
факультета специальности история
Крупской Веры Павловны
Далее записывается:
- список учащихся класса, фамилии активистов;
- расписание звонков и расписание уроков учителя истории;
- расписание уроков в прикреплённом классе;
- расписание уроков студента-практиканта.
Затем идут ежедневные записи студента о проделанной работе, наблюдениях и анализ посещённых уроков (воспитательных мероприятий) учителя, а также анализ своих уроков и внеклассных занятий (внеклассных мероприятии).
Дата | Проделанная работа | Наблюдения, выводы |
15.09 | 1. Присутствовала на общем собрании по педагогической практике на истфаке. Познакомили с программой педпрактики, рекомендациями по выполнению заданий по психологии и воспитательной работе. 2. Состоялась беседа с групповым руководителем Ивановой Л.В.. | |
16.09 | 1. Посетила СШ № 170. Состоялась беседа с директором СШ. Познакомились с учителями истории и классным руководителем. 2. Завуч провела экскурсию по школе. Изучали Устава школы. | |
17.09 | 1. Познакомилась с 8 «А» классом. 2. Посетила и проанализировала уроки учителей-предметников (каких?) 3. Вместе с методистом и учителем истории 8 «А» класса наметили расписание моих уроков истории. Занималась подбором методической литературы. |
Приложение 3
Примерная форма дневника
ДНЕВНИК
педагогической деятельности студента курса исторического факультета БГУ
Сведения об учебном заведении
Школа (лицей, гимназия)__________________________
Научно-методическая проблема учебного заведения
Директор школы_
Завуч школы___
Организатор воспитательной работы.
Класс _______________
Классный руководитель
Расписание уроков
Начало урока Конец урока
|
|
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Расписание уроков в прикрепленном классе
Уроки | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Сведения об учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Успеваемость | Выполняемое общественное поручение | Интересы | Участие в кружках, секциях и т. д. |
Далее идут ежедневные записи студента о проделанной работе, наблюдение и анализ посещённых уроков (воспитательных мероприятий) учителя, а также анализ своих уроков и внеклассных занятий (внеклассных мероприятии).
Приложение 4
Примерная форма дневника
Дневник
педагогической практики студентки 5 курса исторического факультета
специальности история Крупской Веры Павловны
В дневнике должна получить отражение вся работа студента-практиканта в школе.
В дневнике должны быть:
- список учащихся класса по форме последней страницы классного журнала с указанием успеваемости учащихся (по итогам полугодия);
- расписание звонков в школе;
- расписание уроков учителя по специальному предмету и по другим предметам в этом классе;
- расписание уроков студентов-практикантов всей группы;
- расписание своих пробных и зачетных уроков;
- график внеклассных мероприятий (своих и товарищей по группе).
Далее идут ежедневные записи студента о проделанной работе, наблюдение и анализ посещённых уроков учителей и студентов-практикантов группы, наблюдение и анализ посещенных воспитательных мероприятий (проводимых как классным руководителем, так и студентами-практикантами);
|
|
- анализ своих уроков и внеклассных занятий по предмету и воспитательных мероприятий с включением отзывов товарищей;
- задание руководителей практики.
Приложение 5
Примерная схема урока
План-конспект
урока истории в VIII классе СШ № 109 г. Минска
Тема:
Цель урока:
Тип урока:
Оборудование:
Ход урока | Работа учителя | Работа учащихся |
1. Организационный момент (1-3 мин). | 1. Проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале. 2 Подготовка оборудования урока 3. Организация рабочего места учащихся. 4. Психологический настрой учащихся на предстоящую работу. | 1. Дежурный называет отсутствующих, 2. Дежурный раздает различный вспомогательный материал 3. Закрывают учебники, открывают атласы и т. д. 4. Отвечают, все ли готовы к занятиям, какое было домашнее задание. |
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (5-7 мин). | 1. Вводное слово: тезисы а, б и т. д. 2. Тема урока, план урока вопросы 1, 2, 3. | 1. Ученики внимательно слушают 2. Записывают в тетради. |
3. Сообщение нового материала (30-35 мин.) | 1. Рассказ учителя: тезисы 1, 2, 3 и т. д. 2. Работа с учебником, чтение, вопросы для беседы: а, б и т. д. 3 Анализ источников, вопросы и задания к документу. | 1. Слушают и записывают в тетради НИФ. НИЛ, НИИ.НИД. 2. Читают самостоятельно, отвечают на вопросы а, б и т. д. 3. Анализируют документ, делают выписки, отвечают на вопросы |
3. Подробно излагается новый материал | ||
4. Разбор материала (осмысливание 3 -5 мин). | 1. Обобщает материал (составляет схемы, диаграммы, разбирает наиболее сложный фрагмент темы; объяснение, вопросы). | 1.Обсуждают и уточняют выполнение проблемно-познавательного задания. 2. Составляют под руководством учителя план, схему изложенного материала. |
5. Закрепление материала (4-6 мин.) | 1. Итоговая предварительная беседа по узловым вопросам урока 2. Работает с хронологическим материалом, выборочное чтение учебника, вопросы и задания: а, б и т. д. | Отвечают на вопросы, используя учебник, вносят дополнения и уточнения в тетради, находят в учебнике необходимые сведения. |
6. Домашнее задание (2 -3 мин). | 1. Записывает на доске номер задания, объясняет, на что обратить внимание при подготовке, какие вопросы и задания учебника выполнить, Какую дополнительную литературу прочитать ( при необходимости). | Ученики записывают в дневники и тетради |
Итог урока: дополнительное объяснение, выставление оценок в журнал и дневники, пожелания.
Приложение 6
Примерная схема комбинированного урока
План-конспект
урока истории в 9 классе СШ № 99 г. Минска
Тема:
Цель урока:
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Ход урока | Работа учителя | Работа учащихся |
1. Организационный момент (1-3 мин). | 1. Проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале. 2 Подготовка оборудования урока 3. Организация рабочего места учащихся. 4. Психологический настрой учащихся на предстоящую работу. | 1. Дежурный называет отсутствующих, 2. Дежурный раздает различный вспомогательный материал 3. Закрывают учебники, открывают атласы и т. д. 4. Отвечают, все ли готовы к занятиям, какое было домашнее задание. |
2. Проверка домашнего задания (10-15 мин). | 1. Индивидуальные задания для 3-4 учеников (письменные за партой или у доски). 2. Развернутая контрольная беседа: вопросы а, б, в и т. д. 3. Проверка выполнения небольших письменных или графических заданий: а) нанести на контурную карту, составить схему и т. д. 4. Индивидуальный вызов учеников к доске и ответы на вопросы: а, б, в и т. д. 5. Проверка выполненного задания у доски. 6. Итоги проверки домашнего задания; оценки, замечания и пожелания. | 1. Занимают первые парты, получаю карточки с заданием или задания у доски. 2. С места отвечают на вопросы, дополняют ответы. 3. Открывают тетради или контурные карты и выполняют задания. 4 Один ученик отвечает у доски, остальные слушают, дополняют. 5. Один ученик дает пояснение написанному на доске, класс слушает и дополняет. 6. Подают дневники для выставления оценок. |
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (3-4 мин). | 1 Вводное слово: тезисы а, б, в. и т. д. 2. Тема урока, план урока (записывает на доске). 3. Вопросы по установлению связи нового материала с усвоенным на предыдущем уроке: а, б, в и т. д. | 1. Ученики слушают. 2. Тему и план урока записывают в тетради. 3. Отвечают индивидуально на вопросы или всем классом. |
4. Сообщение нового материала (15-20 мин). | Подробно излагается новый материал! 1. Изложение материала по плану: а, б, в и т. д 2. Работа по картине. Вопросы для беседы: а, б, в и т. д. 3. Анализ источников. Сущность анализа. Вопросы и задания к документу: а, б, в и т. д. 4. Объяснительное чтение по учебнику или беседа. Вопросы и задания а, б, в и т. д. | 1. Внимательно слушают и делают записи в тетради 2. Рассматривают картину и отвечают на вопросы. 3. Отвечают на вопросы или составляют план документа, вопросы к документу. 4. Читают самостоятельно текст на странице, составляют вопросы по тексту, отвечают на вопросы. |
5. Осмысливание сообщенного (воспринятого) на уроке исторического материала (3-4 мин). | 1. Обобщение материала (разбор наиболее сложного фрагмента темы, объяснение), вопросы и задания: а, б и т. д. | Составляют краткий или развернутый план по рассказу учителя или по тексту учебника; составляют под руководством учителя схему изложенного материала, отвечают на вопросы. Выполняют задания по образцу учителя или самостоятельно |
6. Овладение умениями и навыками (7-10 мин.). | 1. Составляет хронологическую или синхронистическую таблицу, наносят события на контурную карту и т.д. | Выполняют задания по образцу учителя или самостоятельно. |
7. Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков (5-7 мин). | Задания по картине или иллюстрациям в учебнике, но вопросам, поставленным в конце учебника или сформулированным учителем | Выполняют задания письменно или устно. |
8. Закрепление материала (4-6 мин.) | Итоговая предварительная беседа по основным вопросам темы (вызов ученика для рассказа и объяснения важнейших вопросов нового материала, сплошное или выборочное чтение текста в учебнике, работа с хронологическим материалом), краткое резюме учителя. | Рассказывают или читают текст, отвечают на вопросы, используя учебник, находят необходимые сведения в учебнике, работают с хронологическим материалом. |
9. Домашнее задание (1-3 мин). | Формирует содержание задания, записывает его на доске, конкретные задания предлагает для отдельных учеников, указывает, на что обратить внимание. | Ученики записывают в дневники и тетради |
Приложение 7
Примерная схема отчета
Отчёт
о педагогической практике студентки 4 курса исторического факультета
специальности история Крупской Веры Павловны, в СШ № 4
г. Минска с 6 февраля по 18 марта 2011 г.
1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана, особенности практики.
2. Краткая характеристика школы с точки зрения её оформления, оснащённости учебным оборудованием, наличия кабинетов, организации учебно-воспитательного процесса.
3. Количество проведённых уроков. Какого типа уроки проходили
наиболее удачно, какие вызвали затруднения, почему?
4. Как учитывался и использовался передовой опыт работы (элементы проблемного обучения, исследовательские метода работы и др.)? Приведите конкретные примеры. Получили ли удовлетворение от этой работы, какие при этом встретили затруднения?
5. Какие основные дидактические задачи решались в период практики? Какие получены результаты?
6. Проведённые внеклассные занятия по истории: тематический вечер, викторина, учебные экскурсии и т.д. Их краткая характеристика.
7. Какие основные воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным коллективом для их решения?
8. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к учащимся?
9. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики?
10. Практическая помощь, оказанная школе (изготовление наглядных пособий, улучшение оборудования кабинета истории и т.д.)-
11. Общие выводы о практике. Её значение в вашем становлении как педагога (оценка личных умений и навыков, приобретённых к концу педагогической практики). Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
Дата Подпись студента
Приложение 8
Примерная схема отчета
Отчет студента-практиканта
по педагогической практике студента______________ группы ________________факультета______________ в школе № (лицее, гимназии)_________________________ в период с _____________ по ______________
1. Выполнение плана педагогической практики. Какие были отклонения, почему. Что сделано сверх плана. Особенности практики.
2. Какие основные учебно-воспитательные задачи решались в период практики. Какие формы, средства и методы использовались для решения задач.
3. Как реализовался па практике индивидуальный подход к школьникам.
4. Как Вы определяли эффективность воспитательных воздействий на учащихся.
5. Какие умения и навыки учебно-воспитательной работы Вы приобрели в процессе практики.
6. Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как педагога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
Дата Подпись студента
Образец
Приложение 9
Характеристика
студента V курса исторического факультета БГУ