ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
Тема 178. Как последствия грехопадения повлияли на природу людей.
В результате грехопадения человек утратил цельность. Произошло рассогласование его внутренней иерархии: души и тела, и главных сил души (ума, воли и чувств), как между собой, так и относительно самих себя.
Рассогласованность души и тела.
Человек – существо душевно-телесное, душа должна управлять телом.
Тело – хороший слуга, но плохой господин.
В результате грехопадения плоть вышла из под контроля души (душа стала подчиняться потребностям тела).
Пища, отдых, развитие тела начинают становиться целью и смыслом жизни, затмевая Бога.
Для многих летний отпуск – главное событие года.
А что чаще всего желают на день рождения? Так и говорят: главное – это здоровье!
У человека возникают страсти (пример: питание / чревоугодие).
Не нужно быть диетологом, чтобы убедиться, как много не только лишней, а вредной пищи употребляется ради удовольствия.
Рассогласованность трёх сил души между собой.
|
|
Три силы души (ум, воля и чувства) рассогласовались между собой, как лебедь рак и щука из известной басни.
Ум должен управлять волей и чувствами, а своим Руководителем иметь Бога.
Ум – господин души. Яркий пример рассогласования трёх сил души – вечерняя молитва.
Воля противится ей (силы куда-то уходят),
ум переваривает события дня,
чувства уже спят.
Исходя из вышесказанного, задачи у нас следующие:
Подчинить тело душе,
Исцелиться от страстей,
Восстановить иерархию трёх сил души.
Общая последовательность исцеления трёх сил души обычно такова:
Сначала должен исцелиться ум,
Потом требуется исцеление воли,
И только справившись с волей, можно справиться с чувствами.
Тема 182. Страсти.
Страсти – последствия грехопадения, зло, вошедшее в привычку, греховная зависимость, рабство греху.
Их образно называют вожжами в руках дьявола.
Слово "страсть" связано со словом "страдание" (Страсти Христовы – только страдания).
По-гречески страдание – пафос, от него происходит слово патология.
Грехопадение состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога (Быт.3:5).
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их,
откроются глаза ваши,
и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена,
что дерево хорошо для пищи,
и что оно приятно для глаз и вожделенно,
потому что дает знание;
и взяла плодов его и ела;
и дала также мужу своему, и он ел.
Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание – самолюбие.
Любая страсть и грех паразитирует на здоровом состоянии.
|
|
Например, чревоугодие - на необходимости питания.
Без благодати Божьей победить любую страсть невозможно.
Тема 183. Главные страсти и их взаимосвязь.
Древо страстей выглядит так: источник зла – самолюбие («будете как боги»);
от него идут полные его силою три отрасли зла – три его видоизменения:
Сребролюбие,
Славолюбие
И сластолюбие,
и эти 3 рождают уже сначала главные 8, а из них уже бесчисленное множество страстей.
Как в дереве ствол пускает от себя ветви, так образуется и в нас целое дерево страстей…
Главных страстей восемь:
Чревоугодие,
Блуд,
Сребролюбие,
Гнев,
Печаль,
Уныние,
Тщеславие,
Гордость.
Шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей.
От излишества чревоугодия часто происходит блудная похоть, от блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние.
И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой.
Но они рождаются не от шести предыдущих страстей, а, напротив, в эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями.
Они питаются добродетелью, на ней они вырастают.
Выражаются они обычно в фарисействе.
См. таблицу: Греховные страсти: развитие и классификация.
Тема 184. Страсть чревоугодия (1-я из восьми главных страстей).
К проявлениям этой страсти относятся многоядение, пища исключительно ради услаждения, пьянство, курение, наркомания.
Противоположная добродетель: воздержание.
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались
объедением и пьянством
(Лк.21:34).
Обратим внимание, на указанные две страсти.
Пьянство является проявлением и частным случаем страсти чревоугодия, это попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу.
Можно ли по внешним признакам отличить человека страдающего чревоугодием?
Можно, но не точно, так как у человека может быть нарушен обмен веществ;
также существуют разные виды чревоугодия (пьянство, наркомания, курение….);
и чревоугодие – это не только обжорство (чревобесие),
но и сластолюбие (гортанобесие).
См. подробнее: Чревоугодие.
Тема 185. Страсть блуда (2-я из восьми главных страстей).
Эта страсть включает все пороки, связанные с полом;
Это не только блуд, как половая связь вне брака.
Противоположная добродетель – целомудрие.
Блудная страсть усмиряется тремя телесными аскетическими средствами:
Постом,
бдением (сокращением сна с молитвой),
Физическим трудом.
То есть рекомендуется меньше есть (и исключить некоторые виды пищи),
Меньше спать
и больше физически трудиться.
Необходимо также исключить всё, что способствует греховному падению (начиная от нежелательных знакомств и заканчивая провоцирующей информацией и помыслами).
Страсть блуда бывает следствием не только невоздержания, но и тщеславия.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
" По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти ".
См. подробнее: Блуд.
Тема 186. Страсть сребролюбия (3-я из восьми главных страстей).
Существует множество форм проявления этой страсти:
Жадность,
Скупость,
Любостяжание,
Мшелоимство,
Лихоимство,
Скверноприбытчество,
Корыстолюбие...
Во всех её проявлениях есть один общий мотив – любовь к самому процессу обладания (и приобретения), зависимость от него.
Противоположная добродетель – нестяжание.
Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и тщеславии (желании быть признанным, уважаемым).
|
|
См. подробнее: Сребролюбие.
Тема 187. Страсть гнева (4-я из восьми главных страстей).
Разумный гнев дан человеку Богом, как оружие, как сила души для противостояния злу.
В результате грехопадения эта сила души извратилась и обратилась по преимуществу не на собственные пороки, а на других людей.
Гнев в нормальном проявлении должен быть иммунной защитой души, поэтому выражение праведный гнев вполне законно, в отличие от белой зависти и лжи во спасение.
Добродетель, противоположная неправедному гневу – кротость.
Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом.
Если он нападает на грабителей, то он достоин похвалы, но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.
См. подробнее: Гнев.
Тема 188. Страсть печали (5-я из восьми главных страстей).
Печаль бывает богоугодной и богопротивной (2Кор.7:10).
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская производит смерть.
Противоположная печали добродетель – надежда.
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали:
1) от предшествующего гнева;
2) от неисполнения желаний;
3) из-за убытков и потерь;
4) без видимых причин;
5) из-за неразумных забот;
6) из-за страха за свою участь.
См. подробнее: Печаль.
Тема 189. Страсть уныния (6-я из восьми главных страстей).
«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума...» (преподобный Иоанн Лествичник).