Разумный гнев дан человеку Богом, как оружие, как сила души для противостояния злу

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

Тема 178. Как последствия грехопадения повлияли на природу людей.

В результате грехопадения человек утратил цельность. Произошло рассогласование его внутренней иерархии: души и тела, и главных сил души (ума, воли и чувств), как между собой, так и относительно самих себя.

       Рассогласованность души и тела.

Человек – существо душевно-телесное, душа должна управлять телом.

Тело – хороший слуга, но плохой господин.

В результате грехопадения плоть вышла из под контроля души (душа стала подчиняться потребностям тела).

Пища, отдых, развитие тела начинают становиться целью и смыслом жизни, затмевая Бога.

Для многих летний отпуск – главное событие года.

А что чаще всего желают на день рождения? Так и говорят: главное – это здоровье!

У человека возникают страсти (пример: питание / чревоугодие).

Не нужно быть диетологом, чтобы убедиться, как много не только лишней, а вредной пищи употребляется ради удовольствия.

      Рассогласованность трёх сил души между собой.

Три силы души (ум, воля и чувства) рассогласовались между собой, как лебедь рак и щука из известной басни.

Ум должен управлять волей и чувствами, а своим Руководителем иметь Бога.

Ум – господин души. Яркий пример рассогласования трёх сил души – вечерняя молитва.

Воля противится ей (силы куда-то уходят),

ум переваривает события дня,

чувства уже спят.

Исходя из вышесказанного, задачи у нас следующие:

Подчинить тело душе,

Исцелиться от страстей,

Восстановить иерархию трёх сил души.

Общая последовательность исцеления трёх сил души обычно такова:

Сначала должен исцелиться ум,

Потом требуется исцеление воли,

И только справившись с волей, можно справиться с чувствами.

 

Тема 182. Страсти.

Страсти – последствия грехопадения, зло, вошедшее в привычку, греховная зависимость, рабство греху.

Их образно называют вожжами в руках дьявола.

Слово "страсть" связано со словом "страдание" (Страсти Христовы – только страдания).

По-гречески страдание – пафос, от него происходит слово патология.

Грехопадение состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога (Быт.3:5).

но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их,

откроются глаза ваши,

и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена,

что дерево хорошо для пищи,

и что оно приятно для глаз и вожделенно,

потому что дает знание;

и взяла плодов его и ела;

и дала также мужу своему, и он ел.

Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание – самолюбие.

Любая страсть и грех паразитирует на здоровом состоянии.

Например, чревоугодие - на необходимости питания.

Без благодати Божьей победить любую страсть невозможно.

 

Тема 183. Главные страсти и их взаимосвязь.

Древо страстей выглядит так: источник зла – самолюбиебудете как боги»);

от него идут полные его силою три отрасли зла – три его видоизменения:

Сребролюбие,

Славолюбие

И сластолюбие,

и эти 3 рождают уже сначала главные 8, а из них уже бесчисленное множество страстей.

Как в дереве ствол пускает от себя ветви, так образуется и в нас целое дерево страстей…

Главных страстей восемь:

Чревоугодие,

Блуд,

Сребролюбие,

Гнев,

Печаль,

Уныние,

Тщеславие,

Гордость.

Шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей.

От излишества чревоугодия часто происходит блудная похоть, от блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние.

И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой.

Но они рождаются не от шести предыдущих страстей, а, напротив, в эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями.

Они питаются добродетелью, на ней они вырастают.

Выражаются они обычно в фарисействе.

См. таблицу: Греховные страсти: развитие и классификация.

 

Тема 184. Страсть чревоугодия (1-я из восьми главных страстей).

К проявлениям этой страсти относятся многоядение, пища исключительно ради услаждения, пьянство, курение, наркомания.

Противоположная добродетель: воздержание.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались

объедением и пьянством

(Лк.21:34).

Обратим внимание, на указанные две страсти.

Пьянство является проявлением и частным случаем страсти чревоугодия, это попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу.

Можно ли по внешним признакам отличить человека страдающего чревоугодием?

Можно, но не точно, так как у человека может быть нарушен обмен веществ;

также существуют разные виды чревоугодия (пьянство, наркомания, курение….);

и чревоугодие – это не только обжорство (чревобесие),

но и сластолюбие (гортанобесие).

См. подробнее: Чревоугодие.

 

Тема 185. Страсть блуда (2-я из восьми главных страстей).

Эта страсть включает все пороки, связанные с полом;

Это не только блуд, как половая связь вне брака.

Противоположная добродетель – целомудрие.

Блудная страсть усмиряется тремя телесными аскетическими средствами:

Постом,

бдением (сокращением сна с молитвой),

Физическим трудом.

То есть рекомендуется меньше есть (и исключить некоторые виды пищи),

Меньше спать

и больше физически трудиться.

Необходимо также исключить всё, что способствует греховному падению (начиная от нежелательных знакомств и заканчивая провоцирующей информацией и помыслами).

Страсть блуда бывает следствием не только невоздержания, но и тщеславия.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:

" По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти ".

См. подробнее: Блуд.

 

Тема 186. Страсть сребролюбия (3-я из восьми главных страстей).

Существует множество форм проявления этой страсти:

Жадность,

Скупость,

Любостяжание,

Мшелоимство,

Лихоимство,

Скверноприбытчество,

Корыстолюбие...

Во всех её проявлениях есть один общий мотив – любовь к самому процессу обладания (и приобретения), зависимость от него.

Противоположная добродетель – нестяжание.

Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и тщеславии (желании быть признанным, уважаемым).

См. подробнее: Сребролюбие.

 

Тема 187. Страсть гнева (4-я из восьми главных страстей).

Разумный гнев дан человеку Богом, как оружие, как сила души для противостояния злу.

В результате грехопадения эта сила души извратилась и обратилась по преимуществу не на собственные пороки, а на других людей.

Гнев в нормальном проявлении должен быть иммунной защитой души, поэтому выражение праведный гнев вполне законно, в отличие от белой зависти и лжи во спасение.

Добродетель, противоположная неправедному гневу – кротость.

Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом.

Если он нападает на грабителей, то он достоин похвалы, но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.

См. подробнее: Гнев.

 

Тема 188. Страсть печали (5-я из восьми главных страстей).

Печаль бывает богоугодной и богопротивной (2Кор.7:10).

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению,

а печаль мирская производит смерть.

Противоположная печали добродетель – надежда.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали:

1) от предшествующего гнева;

2) от неисполнения желаний;

3) из-за убытков и потерь;

4) без видимых причин;

5) из-за неразумных забот;

6) из-за страха за свою участь.

См. подробнее: Печаль.

 

Тема 189. Страсть уныния (6-я из восьми главных страстей).

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума...» (преподобный Иоанн Лествичник).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: