Особенности социально-психологической адаптации детей-сирот в замещающей семье

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Сорокина Е.Г., кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ИДПО ДТСЗН (Государственного автономного учреждения Института дополнительного профессионального образования Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы)

Аннотация: Ребенок, поступающий в замещающую семью со своими правилами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности, вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Одой из острых проблем является этап интеграции ребенка в замещающую семью. Цель работы специалистов на данном этапе – это создание социально-поддерживающих механизмов для интеграции и социализации приемного ребенка.

Ключевые слова: дети-сироты, замещающая семья, интеграция, социальная адаптация.

Эффективной формой воспитания детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Но даже на первых этапах интеграции ребенка-сироты в замещающую семью возникают множество проблем, которые формируют кризисы. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, её ресурсами и готовностью к приему нового ребенка. С другой стороны, ребенок, поступающий в семью со своими правилами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности, также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. В связи с этим встает острая проблема в психолого-педагогических технологиях преодоления кризисов и оказания профессиональной помощи таким семьям на сложных этапах развития. Одним из таких этапов является этап интеграции ребенка в замещающую семью. Цель работы специалистов на данном этапе – это создание социально-поддерживающих механизмов для интеграции и социализации приемного ребенка.

Психологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 Индивидуально-психологическими особенностями детей-сирот: негативизм, проблемы в общении, отсутствие ориентации на сотрудничество, агрессивность, пассивность, эмоциональная несдержанность, неуверенность в себе, страхи, недоверие к окружающему миру, неорганизованность, неумение презентовать себя. Все эти особенности, впоследствии, затрудняют адаптацию ребенка к жизни в приемных семьях. Каждая из этих особенностей имеет ряд характерных признаков, по которым её легко диагностировать.

  Негативизм:

- противодействия требованиям окружающих;

- отвечает «нет» на все предложения, просьбы;

- когда предлагают помощь – отказывается, говорит «я сам»;- вредничает.

Проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность) Отсутствие ориентация на сотрудничество:

- тихий, спокойный ребенок (чрезмерно);

- боятся чужих (незнакомых) людей;

- мало друзей;

- трудно входит в коллектив;

- может быть изгоем в группе;

- не умеет отстаивать свою точку зрения. агрессивность:

-разрушительное отношение к вещам (рвет книги и т.д.);

- причинение боли окружающим (кусать, царапать, бить и т.д.); - вербальная агрессия (оскорбление других); - не умеют сдерживать негативные эмоции. Пассивность:

- подавленный;

- застенчивый;

- не предпринимает действий самостоятельно;

- не берет инициативу на себя; - уходит от конфликтов, а не решает их.

  Эмоциональная несдержанность:

- по незначительному поводу устраивает истерики;

- моментальная непосредственная реакция на все; - все эмоции очень ярко выражены; - не может сдерживать волнение. неуверенность в себе:

- не может выделиться в обществе остальных детей;

- мало верит в свои силы («я не смогу это сделать»); - стеснительный; - тихий голос. страхи:

- говорит, что боится;

- не хочет оставаться один в темной комнате и т.д.;

- не расстается с какой-то вещью; - просит присутствия взрослого рядом; - прячется. недоверие к окружающему миру:

- мало общается;

- боится делать что-либо в новой обстановке;

- ведет себя слишком осторожно;

- агрессивная реакция;

- плохо общается (из-за нежелания). неорганизованность:

- часто опаздывает (на занятие, встречи и т.д.);

- забывает делать нужные дела;

- беспорядок в его вещах;

- нет распорядка дня (ест, когда получится и т.д.). неумение презентовать себя: - не умеет рассказать о себе;

- неуверенность во время рассказа; - неадекватный внешний вид.

Итак, очевидно, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, в частности, с матерью (материнская депривация), негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда (сенсорная депривация), отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире (когнитивная депривация), узкий круг общения (социальная депривация).

Психологические особенности детей - сирот и факторы, обуславливающие их, несомненно, требуют коррекции со стороны специалистов и значимых взрослых, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни в новых условиях замещающей семьи.

Особенности социально-психологической адаптации детей-сирот в замещающей семье

Термин «адаптация» стал неизменным в современной практической и теоретической психологии, где его употребляют, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям социальной среды, с другой, адаптация выступает, как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, который представляет собой сложное и многогранное явление.

В педагогике рассматривается такое понятие как «социальная адаптация » и под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов).

В последнее время широко используется такое понятие, как «адаптация детей-сирот», в частности - процесс адаптации ребенка-сироты в замещающей семье. В целом, процесс адаптации - процесс привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация ребенка в новой семье – это процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям. Адаптация приемного ребенка в семье осуществляется с помощью широкого спектра средств, обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он растет и воспитывается, а также возрастными особенностями. К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства). У детей формируются умения строить общение с приемными родителями, воспитателями, учителями, сверстниками, происходит последовательное приобщение приемного ребенка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье - это включение ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи, а также социального окружения, и формирование у ребенка образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: