1. Общие сведения о школьнике:
- фамилия, имя, год рождения, класс;
- общее физическое развитие и состояние здоровья.
- уровень художественных способностей.
2. Условия жизни в семье: сведения о родителях, состав семьи, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к ученику со стороны родителей и других родственников, отношение родителей к изобразительной деятельности ученика.
3. Учебно-познавательные мотивы учения (отношение ученика к разным учебным предметам, в том числе и к изобразительному искусству; направленность его активности на усвоение новых знаний об искусстве и овладение новыми способами изобразительной деятельности, потребность в общении с искусством).
Мотивы занятий учащегося изобразительной деятельностью:
- самостоятельное решение,
- советы товарищей,
- советы родителей, родственников,
- привлекательность художественной деятельности,
- непреодолимое желание рисовать, лепить, выжигать, вырезать ….
4. Направленность личности ученика и специальные способности:
|
|
- интересы (перечислить интересы ученика, отметить их характер, подробно осветить интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, любит ли читать литературу о художниках и их творчестве, коллекционирует ли марки или открытки об искусстве, посещает ли художественные выставки, музеи, картинные галереи; какие виды и жанры изобразительного искусства его больше привлекают);
- специальные способности к какой-либо деятельности (сценические, музыкальные, литературные, изобразительные), в чём они проявляются;
- ценностные ориентации ученика;
- жизненные планы ученика (о чём мечтает и что намеревается делать в будущем.
5. Отношение к учёбе и изобразительной деятельности. Успеваемость по всем предметам и изобразительному искусству.
6. Отношение к домашним заданиям по изобразительной деятельности:
- систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения, художественная выразительность;
- спонтанное проявление изобразительной деятельности, в домашних условиях, в школе и т.д.;
- выбор тематики, художественных материалов;
(преобладающие оценки, уровень знаний, практических умений и навыков);
7. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
8. Развитие речи (тезаурус, образность, эмоциональность речи, умение выражать свою мысль письменно и устно).
9. Способность к обучению:
a) особенность внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению;
б) осмысленность восприятия учебного материала;
в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти;
|
|
г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);
д) развитие воображения;
е) старательность в учебной работе.
10.Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
11. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома):
- отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыками работы);
- имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает;
- организованность и дисциплинированность в труде;
- есть ли привычка к длительным трудовым усилиям;
- какие виды труда предпочитает;
- отношение к художественному труду;
- самостоятельный выбор видов и жанров изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
12. Участие в общественной жизни коллектива класса, школы:
- отношение к общественным поручениям, качество их выполнения;
- участие во внеклассных мероприятиях по изобразительной деятельности;
- пути повышения активности и самостоятельности учащегося в коллективной деятельности.
13.Дисциплинированность:
- общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);
- мотивы дисциплинированности;
- выполнение школьного режима.
- выполнение требований взрослых (отметить наиболее типичные нарушения дисциплины);
- методы воспитательного воздействия на данного ученика.
14.Имидж изучаемого учащегося в коллективе. Пути воздействия на него через коллектив и отдельных членов.
15.Взаимоотношение ученика с окружающими и отношение к самому себе:
- положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение);
- доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять;
- отношение к учителям, родителям, одноклассникам;
- дружба с товарищами, мотивы дружбы;
- умение приказывать и подчиняться;
- требовательность к себе;
- отношение к критическим замечаниям.
16.Уровень развития психических процессов:
- мышление (проблемность, абстрагированность);
- качества ума (пытливость, любознательность, логичность, доказательность, критичность, остроумие и т.д.);
- наличие и уровень художественно-образного мышления;
- память (образная, словесно-логическая, механическая, зрительная);
- воображение (активное, пассивное, воссоздающее, творческое);
- творческие качества личности (стремление к созданию нового, мечтательность, увлечённость, одухотворённость, романтичность, поэтичность);
- внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, внимательность, рассеянность);
- речь (красноречие, немногословность, преобладание диалогической или монологической речи).
17. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:
a) черты направленности личности (по отношению к людям, учёбе, самому себе);
б) волевые черты характера.
18.Выражение особенностей темперамента (эмоциональная сфера, работоспособность, подвижность, общительность). Преобладающее настроение, устойчивость его, чем вызываются смены настроения.
Методы: изучение документов, беседа с учителем и активом класса, наблюдение, анкетирование, социометрия, эксперимент, тестирование, изучение детских рисунков.
|
|
19.Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с учащимся в области изобразительной деятельности, его воспитания и развития средствами изобразительного искусства. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков: определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.
Характеристика должна быть подписана классным руководителем.