Уровни межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть иссле­дована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Дру­гими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми) или между отдельными людьми.

Большинство исследований, проводив­шихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологичес­ких и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство (целое) и пытаются ее целостно понимать.

 

 


 

 


Понятие и сущность аккультурации.

Под понятием «аккультурация» понимают процесс влияния культур друг на друга, в этом процессе культуры обмениваются своими культурными особенностями. Во время этого взаимодействия культуры постепенно изменяются, но в то же время не теряют своей индивидуальности.

Аккультурация отличается от такого понятия как ассимиляция, во время ассимиляции при взаимодействии культур, одна культура полностью подчиняется другой, более доминантной, менее доминантная культура теряет свой язык и культуру. Однако следует отметить, что аккультурация может быть начальной стадией ассимиляции. Первым кто стал употреблять этот термин был немецкий ученый этнолог В. Крикенберг.

В 1910 году Крикенберг использовал этот термин в одной из своих работ под названием «Illustrierte Völkerkunde», рассказывая о взаимоотношениях культур племен Южной Америки.
В дальнейшем эти данные были доработаны.

Были проведены исследования процессов комбинации культурных элементов культур, которые вступали во взаимодействие, в результате этого складывались новые культурные модели. Позже были выделены два типа условий, при которых аккультурация может состояться: взаимодействие между культурами происходит при отсутствии доминирования одной из групп в политической и военной сфере взаимодействие между культурными группами происходит при военном и политическом доминировании одной культуры, при этом доминирующая культура навязает свои порядки насильственным способом.

До 1950-х годов явление аккультурации изучалась с точки зрения воздействия западной цивилизации на другие культуры. После 50-х стали так же изучаться процессы влияния других культур, например, японской или китайской на другие культуры. Ранее учёные в основном проводили свои исследования относительно того как доминирующая культура влияет на культуру реципиента, позже исследователей заинтересовал обратный феномен, каким образом культура-реципиент оставляет свой след в доминирующей культуре.

Сегодня примеры аккультурации можно встретить достаточно часто. Многие разделённые народы должны приспосабливаться к условиям культурно-языковой среды, при этом им удается сохранить свою индивидуальность, свои культурные особенности и язык. В тех случаях, когда долгая аккультурация не переходит в ассимиляцию, можно говорить о скрытом конфликте между двумя культурными обществами. Бывают и противоположные ситуации, когда в процессе успешной аккультурации появляется угроза полной ассимиляции и потери одной культуры своих отличительных признаков.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: