Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы агрессии и тревожности

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

по возрастной психологии на

 

тему:

"Влияние тревожности родителей

на агрессивное поведение детей 6-7 лет"

 

 

Автор работы:

студентка 5 курса,

2 группы заочное отделение (в.о.)

Мелетьевой И.Ю. _________

 

Научный руководитель: Миткевич В. А.,

Кандидат медицинских наук, доцент

 

Работа защищена ___________________ Оценка __________________________

Члены комиссии_______________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

Архангельск 2004

Оглавление

Введение....................................................................................………………….3

Глава 1.    Теоретические предпосылки

изучения проблемы агрессии и тревожности....................….....6

1.1              Агрессия: определение и основные теории..........................…....6

1.2             Становление агрессивного поведения........................……....…....12

1.3             Виды и причины проявления

агрессии детьми дошкольного возраста........................……...…..15

1.4              Основные аспекты проблемы: тревога и тревожность...............17

Глава 2.   Материалы и методы исследования................................……...21

2.1              Материалы исследования..............................................………...21

2.2              Методы исследования  ................................................………....22

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение......................…......25

3.1              Анализ показателей проявлений

агрессии детьми старшего дошкольного возраста....................25

3.2              Анализ показателей уровня

ситуационной и личностной тревожности родителей...............25

3.3              Корреляционный анализ ситуационной

и личностной тревожности родителей и агрессивного

поведения детей старшего дошкольного возраста..........………..29

Выводы  .................................................................................…………………..33

Заключение...............................................................................………………….35

Практические рекомендации.........................................................…………….38

Библиография..........................................................................…………………39

Приложение.............................................................................………………...42

Введение

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано множество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в "цивилизованном" двадцать первом веке. И эта реакция вполне адекватна и своевременна.

Агрессия изучается далеко не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Однако, как заметил философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. Действительно, наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека сейчас достигнуты именно в психологической науке.

Но вполне естественно, что и в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем, а вновь возникших вопросов едва ли не больше, чем найденных ответов, Ведь, как правило, если речь идет о подлинно научном знании, один решенный вопрос ставит перед исследователем целый ряд новых. В случае с агрессией вопросы начинают возникать уже при попытке дать ей определение. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессия в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения 4 психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Изучение агрессивного поведения в дошкольном возрасте особенно важно, так как эта черта находится в стадии своего становления и еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности и агрессии у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, агрессивным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, снижаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессии существенно возрос. В большинстве исследований выделяются следующие факторы, влияющие на становление этого явления:

1. взаимоотношения со сверстниками (Хаскинс Р., 1985; Додж К., 1983 и др-);

2. модели агрессивного поведения на телеэкране (Нортхофф Р., 2001; Бандура А., 2000);

3. особенности семейного воспитания (Эрон Л.Д., Хиесман Л.Р., 1984; Goetting, 1989; Фельсон, 1983; Джонс, 1979; Паттерсон, 1984 и др.) Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Реакции родителей на неправильное поведение малыша, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, а также личностные свойства родителей - вот что в первую очередь предопределяет агрессивное поведение дошкольника в семье и вне ее, а также влияет на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Недостаточная разработанность данной проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования "Влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей 6-7 лет".

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуационная и личностная тревожность родителей оказывает влияние на становление агрессивного поведения старших дошкольников.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, воспитанники дошкольного учреждения №77 г. Северодвинска в количестве 80 человек и их родители.

 Предмет исследования: агрессивные проявления детей 6-7 лет.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения детей 6-7 лет и тревожностью родителей.

Задачи исследования: Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретические основы проблемы и подходы к исследованию на базе анализа психологической литературы;

2. Отобрать диагностические методики и провести психологическое обследование (на основании наблюдения) детей старшего дошкольного возраста, для обнаружения проявлений агрессивного поведения и получения количественного представления их выраженности;

3. Провести обследование (тестирование) родителей детей 6-7 лет для выявления ситуационной и личностной тревожности и получения количественного представления о степени её выраженности;

4. Осуществить корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы агрессии и тревожности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: